Способ сборки колпачковой гайки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ (21) 4747332/27 (22) 11.10.89 (46) 23,06.92. Бюл. М 23 (71) Производственное объединение "Ижмаш" им. Д.Ф. Устинова (72) В.А. Мирошниченко . (53) 621.832(088.8) (56) Патент Швейцарии М 139530, кл. 47 а 7, 1952.

Орлов П,И. Основы конструирования.—

М.: Машиностроение, 1977. т. 3,, с. 45, рис.

91. (54) СПОСОБ СБОРКИ КОЛПАЧКОВОЙ ГАЙКИ (57) Использование: s машиностроении в изготовлении. колпачковых гаек преимущестИзобретение относится к машиностроению, а именно к технологии изготовления колпачковых гаек, которые могут быть использованы для крепления колеса автомобиля.

Известен способ сборки колпачковой гайки путем завальцовки хвостовика корпуса вокруг буртика на колпачке.

Недостатком его является появление люфта в соединении корпуса с колпачком в условиях эксплуатации, обусловленное дорожными вибрациями и температурными перепадами, и, как следствие, дребезжание, шумовые эффекты. Кроме того, способ предполагает высокую металлоемкость изделия.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ сборки колпачковой гайки, включающий соединение корпуса с кольцевым буртиком и колпачка методом обжатия по периметру.

Я2,, 1742537 А1 (5!)5 F 16 В 37/14

)71 Ц real. 2 венно для крепления колеса автомобиля, Сущность изобретения: колпачок устанавливают на хвостовик гайки до упора его торцовой поверхности в торцовую поверхность последней. Затем осуществляют пластическую деформацию колпачка в зоне образующей радиально направленный буртик канавки хвостовика на дискретно расположенных по окружности участках до внедрения его в канавку гайки с одновременным пластическим деформированием на этих участках буртика хвостовика гайкй до его наклонного расположения (с образованием механического зацепления в осевом направлении). 5 ил, Недостатком известного способа сборки также является наличие люфта в соединении корпуса с колпачком. возникающего вследствие остаточных напряжений,. при- 4 чем обжатие колпачка по профилю буртика ф усугубляет возможность появления люфта, Я так как появляется осевая сила, сталкиваю- (Я щая колпачок с корпуса и нарушающая контакт колпачка с опорной поверхностью корпуса.

Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств путем устранения люфта в соединении корпуса с колпачком, ааааа

Поставленная цель достигается тем, что при сборке кол пачковой гайки, включающей установку колпачка на хвостовик гайки до упора его торцовой поверхности в соответствующую торцовую поверхность последней, а также плас1ическую деформацию колпачка в зоне, образующей радиально направленный буртик канавки хвостовика до

1742537 внедрения в последнюю с образованием ности, однако на недеформируемых участ. механического зацепления в осВВоМ на- ках контакт с торцом корпуса гайки сохраправлении,пластическуюдеформациюкол- няется, одновременно с этим трение пачка осуществляют на. дискретно вытяжки и проскальзывание металла колрасположенных по его окружности участ- 5 пачка по инструменту, деформация буртика ках. при этом одновременно пластически под углом к оси гайки и упругое взаимодейдеформируют на этих участках буртик хво- . ствие полученной поверхности на буртике с стовика гайки до расположения боковой по- колпачком обеспечивают прижим торца верхности буртика на указанных участках колпачка к торцу корпуса гайки, т.е. установпод углом к недеформируемым частям бур- 10 ку колпачка враспор с кинематическим и тика и в контакте с взаимообращенными к силовым замыканием между опорной поним поверхностями деформируемых участ- верхностью и буртиком корпуса гайки. ков колпачка. Таким образом, изменения в соединеНа фиг, 1 изображена гайка в сборе, нии, происходящие в металлеотостаточных общий вид; на фиг. 2 — резьбовой корпус 15 напряжений и температурных перепадов, гайки; на фиг. 3 — колпачок; на фиг. 4 — компенсируются натягом, полученным при разрез A — А на фиг. 1; на фиг.5 — разрез Б-Б . изготовлении зигов. Кроме того, размещена фиг. 1. ние зигов на буртике позволяет снизить меСпособ осуществляют следующим об- таллоемкость гайки и деформирующее . разом. 20 усилие обжимки, а также обеспечить соКолпачковая гайка содержит резьбовой хранность резьбы гайки при сборке, корпус 1 и колпачок 2. На резьбовом корпу- . Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я се выполнены буртик 3 и опорная поверх- Способ сборки колпачковой гайки, ность 4. Колпачок 2 торцом 5 устанавливают включающий установку колпачка на хвостовстык с опорной поверхностью 4. а по его 25 вик гайки меньшего диаметра до упора его периметру равномерно выполняют зиги (ка- торцовой поверхности в соответствующую. навки) 6 с наклонными поверхностями 7. торцовую поверхность последней, а также деформируя при этом буртик 3 до образова- пластическую деформацию колпачка в зоне, ния на нем поверхностей 8, наклонных к образующей раДиально направленный бурнедеформируемым частям буртика, 30 тик канавки хвостовика до внедрения в поЭлементы сопряжения (зиги) могут быть следнюю с образованием механического получены способом обкатки многокулачко- зацепления в осевом направлении, о т л ивым роликом с cooTBBTGTBóþùèì профилем ч а ю шийся тем, чго, с целью улучшения кулачка либо способом одновременного об- эксплуатационных качеств путем устранежатиясрадиальнымперемещениеминстру- 35 ния люфта в соединении колпачок-гайка, мента в штампе, при этом материал для пластическуюдеформациюколпачкаосущеколпачка должен обладать более пластич- ствляют на дискретно расположенных по ными свойствами, чем материал корпуса его окружности участках, при этом одноврегайки. .менно пластически деформируют на этих

Дискретность выполнения зигов ведет 40 участках буртик хвостовика гайки до распок растяжению на этих участках металла кол- ложения боковой поверхности буртика на пачка в радиальном и осевом направлениях, упомянутых участках под углом к недефорпри этом отсутствует радиальное пружи- . мирующим частям буртика и в контакте с нение колпачка. В зоне выполнения зигов взаимообращенными к ним поверхностями торец колпачка уходит от опорной поверх- 45 деформируемых участков колпачка.

1742537

ФАР

ФОГ 5

Составитель В.Мирошниченко

Редактор H.ßöoëà Техред M.Moðãåíòàë КорреКтор М.Пожо

Заказ 2272 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета но изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва; Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101