Лыжа тормозного устройства двухколесного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: применяется в транспортном машиностроении, в частности в тормозных системах, которые могут быть использованы в транспортных тележках роботов Сущность изобретения: лыжа снабжена грунтозацепами, выполненными на рельефном резиновом протекторе, расположенными вдоль оси, выдвигаемыми стальными шипами 10 и механизмом автоматического их выдвижения. 3 з.п.ф-лы, 7 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)я В 62 1 3/08, В 60 Т 1/14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
«
t, „,, «:,-, «=; jg t„
Фиг. 7
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ ЬСТВУ (21) 4847249/11 (22) 03.07.90 (46) 30.06.92. Бюл. ¹ 24 (71) Институт кибернетики им, акад.
В.М. Глуш кова (72) Е.А.Осадчий, Н.М,Осадчий, B.Ô.Bîëûнец, Л.А.Осадчая и Г.Т.Осадчая (53) 629.113-59 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1189722, кл, В 62 3/08, 1983.
„„Я „„1743981 Al (54) ЛЫЖА ТОРМОЗНОГО УСТРОЙСТВА
ДВУХКОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Использование: применяется в транспортном машиностроении, в частности в тормозных системах, которые могут быть использованы в транспортных тележках роботов. Сущность изобретения: лыжа снабжена грунтозацепами, выполненными на рельефном резиновом протекторе, расположенными вдоль оси, выдвигаемыми стальными шипами 10 и механизмом автоматического их выдвижения, 3 з,п,ф-лы, 7 ил.
1743981
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тормозным системам.
Цель изобретения — повышение эффективности сцепления с дорожным покрытием транспортного средства.
На фиг. 1 — 3 изображена кинематическая схема тормозной лыжи с выдвижными стальными шипами при фиксированной величине выдвижения, три проекции; на фиг.
4-7 — тормозная лыжа с автоматически выдвигаемыми шипами и фрагмент протектора, поперечный разрез, Тормозная лыжа содержит коническую с двух сторон металлическую трубу 1, крепящуюся в подшипниках на шарнирах опорных стоек 2, с тормозными накладками 3; на трубе 1 расположены сквозные равноудаленные по периметру цилиндрические отверстия 4; с наружной стороны она покрыта армированной износостойкой резиной 5, на которой расположен резиновый протектор
6, состоящий из ребер 7 и впадин 8, рисунок которых направлен вдоль осевой линии трубы 1. Для обеспечения вращения лыжи 1 тросы управления имеют шарнирные соединения 9, а в отверстия 4 выдвигаются стальные шипы 10, которые на резьбовом соединении 11 или на шарнирах 12 крепятся на оси 13, концы 14 которой используются как для воздействия тормозными накладками, так и для крепления зубчатого колеса 15 и цилиндрического углубления 16.
Для варианта выдвижения шипов, в т,ч, механическим способом на стоянке, зубчатое колесо 15 стопорится фиксатором (собачкой) 17, а возврат (утапливание) штырей обеспечивается усилием возвратной пружины 18, скорость утапливания штырей регулируется тормозными накладками 19, При этом выдвижение штырей во время движения обеспечивается натяжением (разматыванием) троса 20, размещенного на барабане 21. Для предотвращения попадания грязи внутрь трубы 1 при автоматическом варианте выдвижения штырей используется гофрированная резиновая накладка 22, а для самоцентрирования оси 13 внутри трубы 1 на стальные шипы 10 нанизаны цилиндрические пружины 23. Повышенная надежность зацепления с грунтовым дорожным покрытием достигается продольным расположением рисунка протектора на наружной поверхности лыжи
1, который может быть зигзагообразным (24). Для усиления механической прочности гофрированной накладки она может быть усилена спиральной пружиной, а наружная поверхность — защищена кольчужной сеткой.
Лыжа тормозного устройства двухколесного транспортного средства работает следующим образом.
В первом варианте исполнения, когда
5 автоматически пропорционально усилиям прижатия тормозной лыжи 1 к поверхности дорожного покрытия происходит выдвижение стальных шипов 10 через отверстие 4, это происходит независимо от режимов ра10 боты (движения либо стоянки) транспортного средства. Так, при превышении . предельно допустимого давления на тормозную лыжу на стоянке в сторону дорожного покрытия при условии ее контакта с
15 этим покрытием происходит выдвижение стальных шипов 10, Последнее происходит в результате передачи усилия через стойки
2 на ось 13, к которой жестко на резьбовом соединении 11 закреплены шипы 10. Пре20 дельно допустимый порог давления определяется упругостью пружин 23, которая подбирается в зависимости от требований безопасности движения и экологической безопасности применения тормозных лыж.
25 При движении транспортного средства в момент торможения лыжа 1 проворачивается вокруг оси 13, При этом в случае превышения порогового давления на лыжу шипы
10 также будут выдвигаться из отверстий 4
30 со стороны дорожного покрытия. В рассматриваемом варианте при любом из режимов функционирования устройства для утапливания шипов 10 достаточно снизить давление на ось 13 до величины порогового
35 значения, Недостатком такого варианта технического решения является необходимость изменения упругости пружин в зависимости от изменения требований безопасности движения и применения. Второй
40 вариант автоматически изменяет (уменьшает) высоту выдвижения штырей (шипов) 10 независимо от усилия прижатия тормозных лыж к дорожному покрытию, Работа по этому варианту отличается тем, что выдвиже45 ние шипов 10 на стоянке перед участком с заданными свойствами дорожного покрытия может быть произведено путем проворачивания оси 13 с помощью ключа, вставленного в углубления 16, либо во вре50 мя движения с помощью натяжения троса
20, т,е. сматыванием его с барабана 20, При этом предварительно отжимают стопор 17 и тормоз 19, что позволяет проворачиваться оси 13, в результате чего натяги55 вается пружина 18. Последнее позволяет вне зависимости от наличия процесса торможения утапливать при необходимости штыри 10, Поэтому, если возникает экстренная необходимость утапливания штырей при сохранении давления на тормозные лы1743981
10 жи, достаточно отпустить стопор 17. В результате под усилием пружины 18 штыри 10 будут утоплены. Плавность регулирования утапливания штырей обеспечивается на-. кладками 19. В связи с наличием большого числа управляющих механизмов, одновременно взаимодействующих в данном варианте, процесс торможения и выдвижения: (утапливания) штырей следует раздеЛять.
При любом из -вариантов исполнения наличие протектора с продольным рисунком позволяет повысить эффективность торможения, например, при движении по грунтовому дорожному покрытию, Формула изобретения
1. Лыжа тормозного устройства двухколесного транспортного средства, состоящая из установленных на выдвигаемых исполнительным механизмом осях с возможностью вращения с регулируемой тормозными механизмами скоростью завулканизированной армированной резиной трубы, а исполнительные механизмы связаны с кинематическими органами управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем повышения сцепления с дорожным покрытием, лыжа снабжена осью с расположенными на ней стальными шипами, установленными по периметру оси, причем в трубе выполнены отверстия под шипы, и защитными накладками, закрепленными на торцах
5 тормозной лыжи, выполненными из гофрированной армированной резины. .
2. Лыжа по п. 1, отличающаяся тем, что шипы установлены на оси посредством резьбового соединения, а труба уста10 -новлена с возможностью- радиального перемещения относительйо нее посредством пружин, установленных на шипах, 3. Лыжа по и. 1, отличающаяся тем, что шипы установлены шарнирно, а тру15 ба установлена с возможностью поворота относительно оси, при этом устройство поворота выполнено в виде, зубчатого колеса с фиксатором и возвратной пружины, прикрепленной одним концом к зубчатому коле20 су, а другим — к внутренней поверхности трубы тормозной лыжи, а на другом конце оси лыжи установлен барабан с намотанным на него тросом, а тросы управления имеют шарнирное соединение.
25 4.Лыжапопп.1 — 3, отличающаяс я тем, что наружная поверхность выполнена с протектором, рельефный рисунок которого направлен вдоль осевой линии лыжи, 1743981
@ ыиы
Составитель Е, Осадчий
Редактор А. Маковская Техред M,Moðãåíòýë Корректор Т. Палий
Заказ 21б2 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101