Спасательное устройство плавсредства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование для оперативной эвакуации людей с аварийного морского инженерного сооружения, например стационарной морской буровой установки. Сущность изобретения, на спасательной шлюпке 1 установлен инерционный аккумулятор 9 механической энергии, например маховик , связанный с редуктором 6, который кинематически соединен через разобщающее устройство 4 с морским инженерным сооружением, при этом маховик через редуктор 6 соединен с воздушным винтом 5 или винтами, а редуктор 6 связан с энергосиловой машиной 10. например двигателем внутреннего сгорания. Кинематическая связь редуктора с морским инженерным сооружением выполнена в виде реечной передачи , причем зубчатая рейка установлена на наклонных рольгангах, а шестерня - на спасательной шлюпке 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4861273/11 (22) 20,08.90 (46) 30.06.92. Бюл. ¹ 24 (71) Научно-производственный центр при

Николаевском кораблестроительном институте (72) Б,А. Бугаенко, А.©. Галь. Ю.Д,Жуков и А,К.Снигур (53) 629.12 (088,8) (56) Патент США ¹ 3778855, кл, В 63 В 23/02, 1973. (54) СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ПЛАВСРЕДСТВА (57) Использование: для оперативной эвакуации людей с аварийного морского инженерного сооружения, например стаци 0,„, 1743985 А1 (ю!)s В 63 8 23/02, В 63 С 9/00 онарной морской буровой установки. Сущность изобретения; на спасательной шлюпке 1 установлен инерционный аккумулятор

9 механической энергии, например маховик, связанный с редуктором 6, который кинематически соединен через разобщающее устройство 4 с морским инженерным сооружением, при этом маховик через редуктор 6 соединен с воздушным винтом 5 или винтами, а редуктор 6 связан с энергосиловой машиной 10. например двигателем внутреннего сгорания. Кинематическая связь редуктора с морским инженерным сооружением выполнена в виде реечной передачи, причем зубчатая рейка установлена на наклонных рольгангах, а шестерня — на спасательной шлюпке. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

1743985

15

25

35

50

Изобретение относится к техническим средствам обеспечения безопасности на море и может быть использовано для оперативной эвакуации людей с аварийного морского. инженерного сооружения, например стационарной морской буровой установки.

Известно устройство для экстренного спуска на воду спасательной шлюпки с борта рыболовного судна, содержащее платформу и снабженное поворотной консолью и лотком на котором шлюпка удерживается откидными захватами и стянута прижимными скобами. При сбросе шлюпки лоток располагается в одной плоскости с кормовым . слипом и под собственной тяжестью сбрасывается на воду.

Недостатком конструкции этого устройства является то, что ударные нагрузки при входе спасательной шлюпки в воду превышают допустимые нормы, Наиболее близким к описываемому по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является спасательное устройство, содержащее выдвижные наклонные рольганги и трос, жестко связывающий спасательную шлюпку с рольгангами.

Недостатками конструкции этого спасательного устройства являются низкая надежность и недостаточная оперативность проведения спасательной операции в связи с вертикальным тросовым спуском спасательной шлюпки на воду и нахождением ее пассажиров вблизи от места аварии.

Цель изобретения — повышение надежности спасательной операции, снижение ударных нагрузок в момент приводнения спасательной шлюпки за счет падения спасательной шлюпки с замедленной скоростью движения (меньшей скорости свободного падения) в результате перераспределения части кинетической энергии на . вращение маховика и воздушных винтов и приводнения спасательной шлюпки в удалении от места аварии, Указанная цель достигается тем, что на спасательной шлюпке установлен инерционный аккумулятор механической энергии, например маховик, связанный с редуктором, который кинематически соединен через разобщающее устройство с морским инженерным. сооружением. при этом маховик через редуктор соединен с воздушным винтом или винтами, а редуктор связан с энергосиловой машиной, например двигателем внутреннего сгорания.

Кинематическая связь редуктора с морским инженерным сооружением выполнена в виде реечной передачи, причем зубчатая рейка установлена на наклонных рольгангах, а шестерня — на спасательной шлюпке.

Положительный эффект достигается тем, что движение спасательной шлюпки к воде как flo.íàêïoííûì рольгангам, так и во время свободного падения осуществляется с замедленной скоростью.

После отдачи разобщающих устройств, связывающих спасательную шлюпку с наклонными рольгангами, спасательная шлюпка под воздействием силы тяжести движется по наклонным рольгангам к воде.

При этом спасательная шлюпка остается кинематически связанной реечной передачей или гибкой .связью в виде намотанного на вал редуктора каната, например капронового, с морским инженерным сооружением, например, стационарной морской буровой установкой, Зубчатая рейка остается неподвижной, так как жестко связана с морским инженерным сооружением. Находящаяся в. контакте с зубчатой рейкой шестерня пре- образует поступательное движение спасательной шлюпки по наклонным рольгангам во вращательное движение редуктора и связанного с ним инерционного аккумулятора механической энергии, например маховика.

В случае выполнения связи спасательной шлюпки с морским инженерным сооружением в виде гибкой связи, например.е виде намотанного на вал редуктора каната, например капронового, движение спасательной шлюпки по наклонным рольгангам и дальше к воде продолжается до момента срабатывания разобщающего устройства.

Канат в силу жесткого соединения с морским инженерным сооружением последовательно сматывается с вала редуктора, преобразуя поступательное движение спа40 сательной шлюпки во вращательное движение редуктора и связанного с ним инерционного аккумулятора механической энергии, например маховика

Таким образом. потенциальная энергия спасательной шлюпки, находящейся в начале спуска на морском инженерном сооружении, во время,ее движения по наклонным рольгангам при сохранении контакта в реечной передаче и гибкой связи с морским инженерным сооружением в виде каната преобразуется в кинетическую энергию вращения инерционного аккумулятора механической энергии, например маховика, и тепловую энергию в результате трения в конструкционных узлах спасательного устройства, Вращение маховика во время дальнейшего свободного падения спасательной шлюпки стабилизирует ее полет к воде за счет гироскопического эффекта, Энергия

1743985 удара спасательной шлюпки уменьшается в общем случае на величину энергии вращения маховика, и фаза свободного. падения. шлюпки уменьшается. В случае выполнения связи, спасательной шлюпки с морским ин- 5 женерным сооружением в виде реечной передачи специального разобщающего.устройства не требуется, так как связь спасательной шлюпки с морским инженерным

10 сооружением прерывается в момент выхода шестерни из зацепления с зубчатой рейкой и схода спасательной шлюпки с наклонных рольгангов. Выполнение гибкой связи, например, в виде намотанного на вал редукто15 ра каната. например капронового, позволяет использовать упругие свойства капронового каната для дополнительного уменьшения энергии падения. Гибкая связь спасательной шлюпки с морским инженер20 ным сооружением может быть выполнена в виде ремня, как и канат. намотанного на вал редуктора. Уменьшение скорости падения спасательной шлюпки после отрыва ее от наклонных рольгангов также достигается за

25 счет действия подьемной силы. возникаю= щей при вращении воздушного винта или при вращении воздушных винтов. установленных соосно на одном валу, В случае соединения маховика и воздушного винта или винтов через редуктор с энергосиловой ма30 шиной, например двигателем внутреннего сгорания, ихдополнительное,вращениеосуществляется за счет превращения какой-либо энергии, например химической энергии топлива, в механическую работу. Это позво35 ляет снизить ударные нагрузки, действующие на людей в шлюпке в момент ее приводнения, до допустимых физиологических норм, Во время полета спасательной шлюпки

40 в воздухе от рольгангов к воде восходящий.Поток воздуха дополнительно вращает воздушный винт или винты. что приводит к появлению дополнительной подъемной силы и уменьшению скорости падения спасатель- . 45.Ной шлюпки.

Кинематическая связь редуктора с морским инженерным сооружением может .быть выполнена в виде реечной передачи, Разобщающее устройство устанавлива55 ется либо между тросом (рейкой) и морским инженерным сооружением, либо междутросом (рейкой) и спасательной шлюпкой.

Редуктор ставится с большим передаточным числом для увеличения числа оборопричем зубчатая .рейка установлена на на- 50 клонных рольгангах, а шестерня — на спасательной шлюпке (или гибкой. связи, например, в виде намотанного на вал редуктора каната, например капронового). тов вращения воздушного, винта или соосн ых воз@у ш н ых винтов.

Сокращение времени на эвакуацию людей с аварийного морского инженерного сооружения, например стационарной морской буровой установки, достигается за счет сбрасывания спасательной шлюпки и приводнения ее в отдалении от аварийного морского инженерного сооружения, например стационарной морской буровой установки, и сокращения времени пребывания ее, пассажиров в опасной зоне вблизи области поражения, например огня.

Соосное расположение воздушных винтов предполагает соосное расположение приводных валов с левой и правой навивкой на соосные валы гибких связей, что приводит при проведении сброса спасательной шлюпки к вращению в противоположные стороны. Выполнение гибких связей в виде цепи, каната или ремня позволяет обойтись без разобщающего устройства гибкой связи с морским инженерным сооружением. В этом случае разобщение спасательной шлюпки с морским инженерным сооружением происходит при полном вытягивании каната, ремня илй цепи. Возможно применение в конечной стадии связанного спуска спасательной шлюпки обрыва специально ослабленного участка гибкой связи. Энергосиловая машина, например двигатель внутреннего сгорания может располагаться как внутри спасательной шлюпки, так и снаружи, например на морском инженерном соо. ружений. После приводнения спасательной шлюпки воздушные винты, редуктор и маховик могут сбрасываться, На чертеже представлено спасательное устройство, общий вид.

Спасательное устройство содержит аварийное спасательное средство, например спасательную шлюпку 1, расположенную на морском инженерном сооружении, например стационарной морской буровой установке 2, на наклонных рольгангах 3.

Шлюпка 1 связана i рольгангами 3 разобщающими устройствами 4. На шлюпке 1 установлен воздушный винт 5 или винты на одном валу с редуктором 6, который кинематически соединен реечной передачей (не показана) или гибкой связью, например, в виде намотанного на вал редуктора 6 каната, например капронового,7 через раэобщающее устройство 8 с морским инженерным сооружением. например стационарной морской буровой установкой 2, причем на одном валу с редуктором 6 установлен инерционный аккумулятор механической энергии, например маховик 9. Кроме. того, редуктор 6 соединен с энергосиловой маши1743985

Составитель И.Попкова

Редактор А.Маковская Техред М.Моргентал Корректор С.Черни

Заказ 2163 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ной, например двигателем 10 внутреннего сгорания, Спасательное устройство работает следующим образом, При возникновении аварийной ситуа- 5 ции, например пожара, на стационарной морской буровой установке 2 осуществляет.ся посадка пассажиров в спасательную шлюпку 1, находящуюся на наклонных роль- . гангах 3 и связанную с ними разобщающи- 10 ми устройствами 4, В исходном состоянии канат 7 намотан на шкив, насаженный на входной вал редуктора 6, и через разобщающее устройство 8 соединяет шлюпку 1 со стационарной мор- 15 ской буровой установкой 2, После завершения посадки спасающихся и фиксации их ремнями безопасности к защитным креслам шлюпки 1 приводят в действие разобщающие устройства 4. 20

Шлюпка 1 скользит по наклонным рольгангам 3 к воде. Поступательное перемещение шестерни реечной передачи относительно неподвижной зубчатой рейки, жестко связанной с морским инженерным сооружени- 25 ем. приводит к вращению шестерни или к вытягиванию каната 7 и раскрутке вала редуктора 6. Вращение вала редуктора 6 раскручивает инерционный аккумулятор механической энергии, например маховик 30

9, преобразуя кинетическую энергию движения (падения) спасательной шлюпки 1 к воде в кинетическую энергию вращения маховика 9, В случае соединения инерционного аккумулятора механической энергии, 35 например маховика 9, через редуктор 6 с воздушным винтом 5 или винтами, установленными соосно, вращение маховика 9 через редуктор 6 передается на воздушный винт 5 или винты, вращение которых приво- 40 дит к возникновению подъемной силы, что замедляет скорость, падения спасательной шлюпки 1. При сматывании каната 7 на всю длину срабатывает разобщающее устройство 8, и спасательная шлюпка 1 свободно падает к воде. Восходящий поток воздуха дополнительно вращает воздушный винт 5, и скорость падения спасательной шлюпки 1 уменьшается. Соединение редуктора с энергосиловой машиной, например двигателем внутреннего сгорания 10, позволяет принудительно вращать воздушный винт 5 или соосно расположенные винты, что дает возможность увеличить угловую скорость вращения воздушного винта 5, приводит к возрастанию подъемной силы, действующей на сбрасываемую спасательную шлюпку 1, и уменьшению скорости ее падения, Формула изобретения

1. Спасательное устройство плавсредства, включающее в себя шлюпку и средство для спуска упомянутой шлюпки, содержащее наклонные рольганги, расположенные на палубе плавсредства, при этом шлюпка связана с упомянутыми рольгангами посредством разобщающих приспособлений, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности спасательной операции, шлюпка снабжена инерционным аккумулятором механической энергии и редуктором, установленными на одном валу, а также двигателем и по крайней, мере одним воздушным винтом, при этом редуктор кинематически соединен с плавсредством посредством упомянутых разобщающих приспособлений и связан с двигателем, а инерционный аккумулятор механической энергии посредством редуктора соединен с упомянутым воздушным винтом.

2. Спасательное устройство по п. 1, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что редуктор соединен с плавсредством посредством реечной передачи, при этом зубчатая рейка установлена на наклонных рольгангах, а шестерня— на спасательной шлюпке,