Устройство для контроля целостности цепи защитного заземления системы самолет-топливозаправщик
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защитного заземления подвижных объектов, например в системе самолеттопливозаправщик Цель изобретения расширение функциональных возможно стей и повышение надежности устройства Устройство для контроля целостности цепи защитнорго заземления системы самолеттопливозаправщик содержит включенные в цепь защитного заземления источник оперативного тока 1 и датчик оперативного сигнала 2, к выходу которого подключен реагирующий орган 3. Новым в устройстве является то. что источник оперативного тока выполнен в виде термопары и установлен в коллекторе выхлопных газов двигателя топливозаправщика , а датчик оперативного сигнала выполнен в виде магнитного модулятора с низкоомным входом. 1 ил сл
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4842563/23 (22) 14.05.90 (46) 30.06.92. Бюл. М 24 (71) Омское летно-техническое училище гражданской авиации им. А. B,Ëÿïèäåâñêîãî (72) В.В.Захаренков, А.Г.Кокорин и В.П.Грибанов (53) 629.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 635553, кл. Н 02 Н 5/10. 1972.
Карпов Е.Ф, и др. Автоматические шахтные защитные устройства. ТЭИ, 1960, с, 11. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ЦЕПИ ЗАЩИТНОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ
СИСТЕМЫ САМОЛЕТ-ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК (57) Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защитного заземления подвижных объектов, например в системе самолет — топливозаправщик.
Известно устройство контроля целостности цепи защитного заземления, содержащее измерительный электрический мост, в одно иэ плеч которого включается контролируемая заземляющая цепь.
Для соединения измерительного моста с началом и концом контролируемой цепи прокладывают дополнительный провод, что является существенным недостатком такого моста.
Наиболее близким по технической сути к предлагаемому является устройство контроля целостности цепи защитного заземления передвижной рабочей машины. содержащее включенные в цепь защитного
„, Ж„„1744002 А1 (я)з В 64 0 37/32, Н 02 Н 5/10 устройствах защитного заземления подвижных объектов, например в системе самолеттопливозаправщик. Цель изобретения расширение функциональных возможноcreA и повышение надежности устройства, Устройство для контроля целостности цепи защитнорго заземления системы самолеттопливоэаправщик содержит включенные в цепь защитного заземления источник оперативного тока 1 и датчик оперативного сигнала 2, к выходу которого подключен реагирующий орган 3. Новым в устройстве является то, что источник оперативного тока выполнен в виде термопары и установлен в коллекторе выхлопных газов двигателя топливоэаправщика, а датчик оперативного сигнала выполнен в виде магнитного модулятора с низкоомным входом. 1 ил, заземления исто ник оперативного тока и датчик оперативного сигнала. к выходу которого подключен реагирующий орган. При этом в качестве источника оперативного то-. ка выбран источник выпрямленного переменного тока, установленный в одной из ячеек главного заземляющего контура.
Недостатком данного устройства явля- С ется необходимость подключения к сети пе- Q ременного тока. что в ряде случаев Я исключает возможность его применения, например, при заправке самолета топливом от топливозаправщика, т. е. для системы самолет — топливозаправщик.
Кроме того, устройство отличается конструктивной сложностью, что снижает его надежность.
Целью изобретения является расширение функциональн.им воэможностей и повышение надежност и устройства.
1744002
Указанная цель достигается тем, что ис.точник оперативного тока выполнен в виде термопары и установлен в коллекторе выхлопных газов двигателя топливозаправщика, а датчик оперативного сигнала вы- 5 полнен в виде магнитного модулятора с низкоомным входом.
На чертеже приведена принципиальная электрическая схема устройства.
Устройство представляет собой после- 10 довательный контур, содержащий термопару 1, магнитный модулятор 2 с низкоомным входом, к выходу которого подключен реагирующий орган 3, заземлитель топливо-. эаправщика 4, цепь защитного заземления 15 системы самолет — топливозаправщик 5, заземлитель самолета б, корпус топливозаправщика 7, корпус самолета 8.
Устройство работает следующим образом. 20
Термопара создает оперативный ток в контуре устройства, одним из участков которого является низкоомная входная обмотка магнитного модулятора, активное сопротивление этой обмотки выбрано менее 2 Ом. 25
Рабочая точка на статической характеристике магнитного модулятора выбрана так„что при замкнутой цепи заземляющего контура величина сигнала на выходе магнитного модулятора имеет максимальное значение, 30
При- нарушении целостности цепи защитного контура происходит уменьшение оперативного тока во входной цепи магнитного модулятора., величина его выходного 35 сигнала соответственно уменьшается до минимального уровня, При этом срабатывает реагирующий орган, который подключен своим входом к выходу магнитного модулятора. Это происходит потому, что порог 40 срабатывания реагирующего органа выбирается таким, чтобы он срабатывал при достижении сопротивлением заземляющего контура предельно допустимой величины, которая для заземляющего контура систе- 45 мы самолет — топливозаправщик установлена нормативными документами, не более
10 Ом.
Таким образом, данное устройство работает в двух режимах.
Первый режим характеризуется тем, что сопротивление заземляющего контура менее или равно 10 Ом, при этом реагирующий орган не срабатывает и не сигнализирует об обрыве контура заземления системы самолет — топливозаправщик, Второй режим возникает при достижении сопротивлением заземляющего контура величины более 10 Ом, что является следствием обрыва или частичного повреждения цепи заземляющего контура.
Использование термопары в качестве источника оперативного тока и магнитного модулятора с низкоомной входной обмоткой, включенных последовательно в зазем-. ляющий контур, позволяет осуществить непрерывный контроль за состоянием защитного заземления системы самолет — топливозаправщик, повышает надежность устройства, а использование термопары в качестве источника оперативного тока и установка ее в коллектор выхлопных газов двигателя топливозаправщика позволяет предельно снизить электро- и пожароопасность предлагаемого устройства по сравнению с известными.
Формула изобретения
Устройство для контроля целостности цепи защитного заземления системы самолет — топливозаправщик, содержащее включенные в цепь защитного заземления источник оперативного тока и датчик оперативного сигнала, к выходу которого подключен реагирующий орган, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения надежности устройства, источник оперативного тока выполнен в виде термопары и установлен в коллекторе выхлопных газов двигателя топливозаправщика, а датчик оперативного сигнала выполнен в виде магнитного модулятора с низкоомным входом, 1744002
Составитель И,Бахейина
Техред IVI.Mîðãåíòàë Корректор С,Черни
Редактор Н.Горват
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2163 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5