Способ измерения момента трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 24.Х.1962 (№ 800019/25-28) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 27,VI I I.1965. Бюллетень № 17
Дата опубликования описания 13.Х.1965
Кл. 42k, 38pq
МПК G 01l
УДК 620.178.16(088.8) Государственный комитет по делам изобретений н открытий СССР
Авторы изобретения
П. Н. Поликарпов и В. С. Воробьев
Заявитель
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ
Подписная группа № 172
Известны следующие способы измерения момента трения специальных гироскопических карджных шарикоподшипников с промежуточным кольцом: определение динамического момента трения пары подшипников методом выбега; определение статического момента трения пары подшипников методом уравновешивающегося груза.
Недостатком этих способов является то, что невозможно разделить измеряемый суммарный момент пары подшипников на составляющие моменты трения каждого подшипника, а вследствие этого невозможно определить дефекты в каждом подшипнике, вызывающие увеличение момента трения.
Предлагаемый способ отличается от известных тем, что испытуемый подшипник свободно устанавливается на валу аэростатического подшипника (собственный момент трения которого ниже на порядок момента трения испытуемого подшипника) и через гибкую нить прикладываются осевая и радиальная нагрузки.
Это позволяет с помощью электрической пружины (датчика угла и датчика момента) измерять абсолютную величину момента трения одного специального гироскопического карданного подшипника с промежуточным кольцом как в статике (момент трогания), так и в динамике, при вращении промежуточного кольца.
Момент трогания измеряется следующим образом.
Постепенно увеличивая ток на датчикемомента, увеличивают момент, прикладываемый к подвижной системе, до тех пор, пока не появится сигнал датчика угла. Тогда, зная величину тока, подаваемого в это время на дат10 чик момента, по кривой характеристике зависимости момента от тока М = f(I) можно определить, какой момент прикладывает к подвижной системе датчик момента. Величина этого момента и будет характеризовать момент трогания испытуемого подшипника.
Момент трения в динамическом состоянии измеряется следующим образом.
Вращением промежуточного кольца испытуемого подшипника с определенной скоро20 стью в результате трения в нем к подвижноЙ системе через ротор аэростатического подшипника будет приложен какой-то момент; одновременно при повороте статора относительно ротора датчика угла возникает возмущающий
25 сигнал, передаваемый через усилитель на датчик момента, который возвратит подвижную систему в прежнее положение. По величине тока, подаваемого на датчик момента, определяется момент трения испытуемого подшипЗО ника в динамике.
174408
Предмет изобретения
Составитель Г. Ф. Корчагина
Редактор Б. С. Манкина Техред А. А. Камышникова Корректор Е. Д. Курдюмова
Заказ 2757/8 Тирагк 1325 Формат бум. 60X90 /8 Объем 0,13 изд, л. Цена 5 коп.
ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений ч открытий СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр, Сапунова, 2
Величина тока, снимаемая с датчика момента, передается на регистрирующий прибор (самописец), фиксирующий момент трения подшипника в каждый момент времени.
Момент трения проверяется при действии радиальной и осевой нагрузок. Радиальная нагрузка к подшипнику прикладывается подвешиванием груза к втулке, куда вставляется испытуемый подшипник, т. е. приложение нагрузки, таким образом, не увеличивает массы системы, связанной с испытуемым подшипни- ком.
Осевая нагрузка к подшипникам типа ЦКБ
1358к и ЦКБ 2304 прикладывается путем натяжения грузом через нить промежуточного кольца. При этом сила реакции приложения осевой нагрузки на подшипник через промежуточное кольцо, контакт шариков и цапфы будет действовать на аэростатический подшипник, на его несущую торцовую опору.
Способ измерения момента трения гироскопического шарикоподшипника с промежуточ5 ным кольцом на приборе, содержащим аэростатический подшипник и привод вращения промежуточного кольца, заключающийся в том, что испытуемый подшипник устанавливают на валу аэростатического подшипника, вра10 щают промежуточное кольцо и прикладывают к испытуемому подшипнику радиальную и осевую нагрузки, отличающийся тем, что, с целью измерения абсолютной величины момента трения в статике и динамике одного гиро15 скопического шарикоподшипника и предотвращения действия дополнительных сил, испытуемый подшипник на валу аэростатического подшипника устанавливают свободно, а осевую и радиальную нагрузки прикладываютче20 рез упругие элементы.