Способ приработки зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: для повышения качества зубчатых колес механических передач машин и механизмов. Сущность изобретения: устанавливают в корпусе с приработочным материалом испытуемую зубчатую пару колес, прикладывают к последней крутящий и нагружающий моменты и испытывают пару до достижения одного из контролируемых параметров, характеризующих качество приработки. Обеспечивают относительное возвратно-поступательное перемещение зубчатых колес пары вдоль их оси вращения с амплитудой, равной половине ширины венца зубчатого колеса с наибольшим венцом, и с частотой, изменяемой дискретно через каждый полный оборот зубчатого колеса большего диаметра.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)л G 01 M 13/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4846533/28 (22) 24.05.90 (46) 30.06.92. 6юл. N24 (71) Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Н.В.Мендрух, Н.И.Райко и В,Г,Гаврилов (53) 621,833(088.8) (56) Буше Н.А. Трение, износ и усталость в машинах. М.: Транспорт, 1987, с. 87.
Авторское свидетельство СССР
N264579,,кл. G 01 М 13/02, 1973. (54) СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС. (57) Использование: для повышения качества зубчатых колес механических передач
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения качества зубчатых колес механических передач машин и механизмов.
Известен способ приработки, заключающийся в том, что зубчатые колеса устанавливают в корпус и прилагают к ним заданную нагрузку, Однако данный способ не обеспечивает достаточного качества приработки и длите-. лен по времени.
Наиболее близким к предлагаемому является способ приработки зубчатых колес, заключающийся в том, что зубчатые колесса устанавливают в корпус, содержащий прйработочный материал, и нагружают их с одновременным вращением этих колес.
Недостаток известного способа состоит в том, что он длителен по времени, а также не обеспечивает . необходимого качества прирабатываемых поверхностей.
„„5U„„1744560 А1 машин и механизмов. Сущность изобретения: устанавливают в корпусе с приработочным материалом испытуемую зубчатую пару колес, прикладывают к последней крутящий и нагружающий моменты и испытывают пару до достижения одного из контролируемых параметров, характеризующих качество приработки. Обеспечивают относительноее возвратно-поступательное перемещение зубчатых колес пары вдоль их оси вращения с амплитудой, равной половине ширины венца зубчатого колеса с наибольшим венцом, и с частотой, изменяемой дискретно через каждый полный оборот зубчатого колеса большего диаметра.
Цель изобретения — повышение качества и сокращение длительности приработки, Для достижения указанной цели зубчатую пару колес устанавливают в корпус с приработочным материалом, прикладывают к ней крутящий и нагружающий моменты и испытывают пару до достижения одного из контролируемых параметров, характеризующих качество приработки, причем обеспечивают относительное возвратно-поступательное перемещение зубчатых колес пары вдоль их оси вращения с амплитудой, равной половине ширины венца зубчатого колеса с наибольшим венцом, и с частотой, изменяемой дискретно через каждый полный оборот зубчатого колеса большого диаметра.
Предлагаемый способ реализуется следующим образом.
В корпус, содержащий приработочный материал, например специальные масла с физически и химически активными добавками, устанавливают зубчатые колеса с воз1744560
Формула изобретения
Составитель Н. Мендрух
Редактор А. Лежнина Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т. Ваш
Заказ 2191 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101 можностью их взаимного зацепления, колеса нагружаются заданной силой и приводятся во вращение. Величина нагрузки и скорость вращения выбирается, исходя из размеров колес (их диаметров, ширины зубьев и т.n.), она задается таким же обра= эом, как и у прототипа. В процессе приработки колеса взаимодействуют своими рабочими поверхностями зубьев. Приработка осуществляется. путем обеспечения микродеформаций и разрушения неровностей рабочих поверхностей зубьев. чему и способствует наличие в зоне трения зубьев приработочного материала. Этот процесс приработки интенсифицируется путем обеспечения непрерывного смещения зубчатых колес друг относительно друга в возвратно-поступател ьном режиме относительно осей вращения этих колес, причем амплитуда такого перемещения задается равной половине ширины зуба наиболее широкого колеса, а частота перемещений непрерывно изменяется после каждого поворота колеса большого диаметра. Такой режим смещения колес — по их осям вращения — позволяет интенсифицировать процессы деформаций поверхностей трения зубьев и их приработку.
Изменение частоты смещения колес позволяет улучшить процессы приработки, так как контактирование поверхностей зубьев будет более полным, т.е. будет обеспечиваться контактирование трущихся поверхностей в большем количестве точек контакта.
Пример; Нагрузка на колеса 2 кгс/см; скорость вращения 60 об/мин (параметры колес: d = 150 мм; ширина венца 12 мм).
Частота перемещений изменялась каждый раз после каждого полного поворота колеса большего диаметра. Частота менялась ступенчато в диапазоне 10-40 Гц (10, 5 15, 20, 25, 30, 35. 40 Гц и обратно). Такая смена частот осуществлялась постоянно после каждого оборота большего колеса в течение 60 мин.
10 Предлагаемый способ по сравнению с прототипом позволяет значительно сократить время приработки и повысить качество приработки. Хорошая приработка позволяет удлинить безаварийный режим работы
15 зубчатых колес и механических передач в целом, 20 Способ приработки зубчатых колес, заключающийся в том, что устанавливают в корпус с приработочным материалом испы- туемую зубчатую пару колес, прикладывают к последней крутящий и нагружающий мо25 менты и испытывают пару до достижения одного из контролируемых параметров, характеризующих качество приработки, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, с целЬю повышения качества и сокращения продолжитель30 ности приработки, обеспечивают относительное возвратно-поступательное перемещение зубчатых колес пары вдоль их оси вращения с амплитудой, равной половине ширины венца зубчатого колеса
35 с наибольшим венцом, и с частотой, изменяемой дискретно через каждый полный оборот зубчатого колеса большего диаметра,