Редукторный электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в высокомоментных электроприводах. Сущность изобретения, двигатель состоит из ротора 1 с зубцами 2 и статора 3 с зубцами 4. На статоре размещены одна или несколько m-фазных обмоток 5. Пазы между зубцами ротора заполнены нема гнито про водящим материалом 6, например эпоксидной смолой. Внутренний объем двигателя заполнен магнитной жидкостью. В двигателе на зубцах статора могут быть выполнены дополнительные зубцы, пазы между которыми также заполнены немагнитным материалом. 1 з. п. ф-лы, 3 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (l9) (11) (s1)s Н 02 К 19/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4821523/07 (22) 22.03.90 (46) 30.06.92. Бюл. М 24 (71) Новосибирский электротехнический институт (72) Д. Л. Калужский, А. B. Казадаев, А. В.Комаров и В. В. Пастухов (53) 621.313,323(088.8) (56) Каасик П. Ю. Тихоходные безредукторные микродвигатели. Л.: Энергия, 1974, с.
38. (54) PЕДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (57) Использование: в высокомоментных электроприводах. Сущность изобретения; двигатель состоит из ротора 1 с зубцами 2 и статора 3 с зубцами 4. На статоре размещены одна или несколько m-фазных обмоток 5, Пазы между зубцами ротора заполнены немагнитопроводящим материалом 6, например эпоксидной смолой. Внутренний объем двигателя заполнен магнитной жидкостью.
B двигателе на зубцах статора могут быть выполнены дополнительные зубцы, пазы между которыми также заполнены немагнитным материалом. 1 з. п, ф-лы, 3 ил, 1744767
Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к высокомоментным двигателям, и может быть использовано, например, в высокомоментных электроприводах.
Известен редукторный двигатель, содер>кащий ротор с зубцами и статор с большими зубцами, на внутренней поверхности которых выполнены элементарные зубцы, в пазы между большими зубцами уложена mфазная обмотка, каждая фаза обмотки образована двумя параллельными ветвями, ссединенными через разнополярно включенные вентили с клеммами питающего напряжения с одной стороны и соединенными в 2m-лучевую звезду с другой.
Недостатком такого двигателя является низкий КПД за счет малой величины удельного момента, Наиболее близким к предлагаемому является редукторный двигатель, содержащий зубчатый ротор и статор с зубцами, в открытые пазы между которыми уложена одна или несколько m-фазных обмоток.
Недостатком такого двигателя является низкий КПД за счет малой величины удельного момента.
Целью изобретения является увеличение КПД за счет увеличения удельного момента.
Поставленная цель достигается тем, что
- известном редукторном двигателе, содержащем зубчатый ротор и статор с зубцами, в открытые пазы между которыми уложена по крайней мере одна m-фазная обмотка, пазы ротора заполнены немагнитопроводящим материалом, а внутренний объем двигателя заполнен магнитной жидкостью.
Кроме того, в редукторном двигателе по и. 1 на зубцах статора выполнены элементарные зубцы, пазы которых заполнены немагнитопроводящим материалом.
На фиг. 1 изображен редукторный двигатель, поперечный разрез; на фиг.2 — то же, продольный разрез; на фиг. 3 — двигатель с элементарными зубцами, поперечный разрез.
Двигатель (фиг. 1) состоит из ротора 1 с зубцами 2 и статора 3 с зубцами 4. В пазах между зубцами 4 уложена одна или нескол ько m-фазных обмоток 5. Пазы между зубцами ротора 2 заполнены немагнитным материалом 6, например эпоксидной смолой. Внутренний объем редукторного двигателя (фиг. 2) заполнен магнитной жидкостью
7. На больших зубцах (фиг. 3) могут быть выполнены элементарные зубцы 8. Пазы между элементарными зубцами 8 заполнены немагнитным материалом. Для уменьшения потоков рассеяния m-фазные обмотки 5
5
35 могут быть выполнены компаундированными.
Двигатель работает следующим образом.
При подключении обмоток 5 к источникам питания по ним протекают токи, создающие результирующее магнитное поле.
Соответственно, ротор 1 стремится в ка>кдый момент времени занять такое поло>кение, чтобы максимальное значение . результирующего поля совпадало с максимальным значением магнитной проводимости зазора. При этом электромагнитный момент, развиваемый двигателем, пропорционален, ф Bg
Gо где P — отношение переменной составляющей магнитной проводимости зазора к постоянной составляющей 6;
Во — индукция в воздушном зазоре, В отличие от двигателя по прототипу в предлагаемом редукторном двигателе выше удельный момент. Последнее объясняется тем, что в точках совпадения осей зубцов статора 4 и ротора 2 магнитная проводимость зазора повышается в р lро раз (u>K и и,— магнитные проницаемости магнитной жидкости и воздуха). В точках совпадения осей зубцов 4 с осями пазов на роторе
1 магнитная проводимость увеличивается незначительно. По этой причине при заполнении внутреннего объема двигателя магнитной жидкостью коэффициент /3 растет значительно быстрее, чем Go. и при одинаковом уровне индукции Во, ограниченном насыщением стали магнитопровода, величина удельного момента. увеличивается, А поскольку в редукторных двигателях скорость вращения вала небольшая и потери >кидкостного вязкого трения невелики, повышение удельного момента приводит к увеличению КПД, Дополнительное повышение КПД за счет увеличения момента может быть получено, если на статоре выполнены элементарные зубцы, заполненные немагнитопроводящим материалом. При это разница между максимальным и минимальным значениями магнитной проводимости зазора увеличивается, что приводит к дополнительному росту коэффициента соответственно, увеличению момента и
КПД.
Формула изобретения
1, Редукторный двигатель, содержащий зубчатый ротор и статор с зубцами, в открытые пазы которых уложена по крайней мере одна фазная обмотка, отличающийся
17447б7 тем, что, с целью повышения КПД за счет увеличения удельного момента, пазы ротора заполнены немагнитопроводящим материалом, а внутренний объем двигателя заполнен магнитной жидкостью. 5
2, Двигатель по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что на зубцах статора выполнены дополнительные зубцы, пазы которых заполнены немагнитопроводящим материалом,