Система автоматического поддержания температуры карбюраторного двигателя внутреннего сгорания транспортного средства с рулевым управлением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: поддержание двигателя в состоянии готовности к пуску. Сущность изобретения1 система содепжит ручной выключатель 15, устройство 16 блокировки поворота руля и блок 13 управления с замыкающим контактом, подключенным параллельно контакту 8 включения зажигания. Устройство 10 блокировки повторного пуска выполнено в виде порогового коммутатора. Датчики температуры 11 и 12 могут быть установлены на корпусе карбюратора. Система автоматически запускает охлажденный двигатель и останавливает его после самообогрева . 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (sI>s F 02 N 11/08
1 ьь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
Фиг. f (21) 4913891/06 (22) 25.02,91 (46) 30.06.92. Бюл. М 24 (76) Е.Д.Дудорова, Т.М.Киндякова, Е.Л.Алексеев и М.Л,Айриев (53) 621.43-573 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N. 1271996, кл. F 02 N 11/08, 1985.
Патент США М 4421075. кл. F 02 N 17/02, 1983.
Авторское свидетельство СССР
N 909269, кл. F 02 N 11/08, 1980.
Авторское свидетельство СССР
М 1268783, кл. F 02 N 11/08, 1984. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОДДЕРЖАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО. Ж 1745132 АЗ
СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
С РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ (57) Использование: поддержание двигателя в состоянии готовности к пуску.
Сущность изобретения: система солепжит ручной выключатель 15, устройство 16 блокировки поворота руля и блок 13 управления с замыкающим контактом, подключенным параллельно контакту 8 включения зажигания. Устройство 10 блокировки повторного пуска выполнено в виде порогового коммутатора. Датчики температуры 11 и 12 могут быть установлены на корпусе карбюратора, Система автоматически запускает охлажденный двигатель и останавливает его после самообогрева. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1745132
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, э именно к устройствам автоматического запуска и остановки двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для поддержания двигателя в состоянии готовности к пуску.
Известно устройство автоматического прогрева двигателя внутреннего сгорания, содержащее аккумуляторную батарею, стартер. устройство включения стартера, датчика запуска двигателя, датчик температуры охлаждающей жидкости, устройство остановки двигателя и блок управления.
Известно также устройство для поддержания пусковой температуры дизельного двигателя, содержащее аккумулятор, стартер с устройством его включения, устройство останова двигателя, датчик запуска, реле температуры и схему управления.
Однако эти известные устройства не предусматривают мер по предотвращению недозволенного использования транспортных средств, двигатели которых снабжены системами автоматического пуска.
Наиболее близким.к предлагаемому является устройство для пуска и остановки двигателя внутреннего сгорания, содержащее аккумуляторную батарею, стартер и устройство его включения, систему зажигания с катушкой, замок зажигания с контактами. два датчика температуры и систему управления. Недостатком этого устройства является низкая надежность запуска двигателя, обусловленная тем, что время работы стартера. ограничивается без учета состояния аккумуляторной батареи, т.е. если двигатель не запускается втечение определенного и ромежутка времени — стартер откл ючается, хотя возможно, что состояние аккумуляторной батареи допускает еще ее дальнейшее
- использование. Кроме того, использование системы автоматического запуска и остановки невозможно при выключенном замке зажигания. Необходимость оставлять транспортное средство с включенным замком зажигания может привести к его недозволенному использованию.
Целью изобретения является повышение надежности работы устройства автоматического поддержания температуры двигателя и предотвращение недозволенного запуска двигателя транспортного средства.
Поставленная цель достигается тем, что система автоматического поддержания температуры карбюрэторного двигателя внутреннего сгорания транспортного средства с рулевым управлением, содержащая аккумуляторную батарею, стартер, устройство включения стартера с двумя входами, аппа5
20 ратуру зажигания с катушкой. замок зажигания с пусковым контактом и контактом включения зажигания, установленным между катушкой и аккумуляторной батареей, датчик запуска двигателя. соединенный с одним входом устройства включения стартера, устройство блокировки повторного пуска, два датчика температуры и блок управления с выводами, один из которых соединен с другим входом устройства включения стартера, а второй и третий соединены с датчиками температуры, система снабжена ручным выключателем, устройством блокировки поворота руля, механически связанным .с замком зажигания, блок управления выполнен с замыкающим контактом, подключенным параллельно контакту включения зажигания, а устройство блокировки повторного. пуска выполнено в виде порогового коммутатора, соединенного с ручным выключателем и с четвертым выводом блока управления. Кроме того, датчики температуры могут быть установлены на корпусе карбюратора, а между карбюра25 тором и впускным коллектором двигателя внутреннего сгорания может быть установлен аэродинамический смесител ь.
На фиг,1 изображена блок-схема автоматического поддержания температуры
30 двигателя; на фиг.2 — пример ее выполнения.
Система содержит аккумуляторную батарею 1, стартер 2 с устройством 3 его включения, аппаратуру 4 зажигания с катушкой
35 5, замок 6 зажигания с пусковым контактом
7 и контактом 8 включения зажигания, установленным между катушкой 5 и аккумуляторной батареей 1, датчик 9 запуска. двигателя, соединенный с устройством 3
40 включения стартера 2, устройство 10 блокировки повторного пуска, датчики 11 и.12 температуры и блок 13 управления с замыкающим контактом 14. Система также содержит ручной выключатель 15, выполненный в виде
45 кнопки, устройство 16 блокировки поворота руля. Выводы блока 13 управления подключены к устройству 3 включения стартера. датчикам 11 и 12 температуры и устройству 10 блокировки повторного пуска. Устройство 16
50 блокировки поворота руля механически связано с замком 6 зажигания, замыкающий контакт 14 блока 13 управления подключен параллельно контакту 8 включения зажигания, 55 Датчик 9 запуска двигателя может быть выполнен в виде размыкающего контакта, установленного в цепи питания лампы 17 индикации разряда аккумуляторной батареи 1. Устройство 3 включения стартера выполнено в виде транзисторов 18 и 19, 1745132
5 регисторов 20 — 23, стабилитрона 24, реле 25 с замыкающим контактом 26 и тягового реле
27, Устройство 10 блокировки повторнога пуска выполнено в виде реле 28 с переключающим контактом 29 и резистора 30.. 5
Реле 28 соединено с ручным кнопочным выключателем 15. Датчики 11 и 12 температуры выполнены в виде терморезисторов.
Блок 13 управления содержит реле 31, выходной транзистор 32, резисторы 33-38. 10 триггер 39, логический элемент И 40, два инвертора 41 и 42, конденсаторы 43-45 и стабилитрон 46. Реле 31 снабжено также контактом 47, Блок управления выполнен с электрическими разъемами 48 и 49. 15
Система работает следующим образом.
На стоянке транспортного средства размыкается контакт 8 замка зажигания,и: включается устройство 16 блокировки поворота руля.. 20
Для включения системы в режим автоматического поддержания температуры нажимается кнопка 15. Реле 28.при этом срабатывает и эмиттер транзистора 23 соединяется с "массой". Одновременно реле 28 "-25 становится на "самоподхват" через резистор 30, Величины напряжений на входах логических элементов 40 и 41 зависят от. сопротивлений датчиков 11 и 12 темпера-: тур. При снижении температуры двигателя 30 до заданной триггер 39 устанавливается в положение, при котором транзистор 32 открывается, реле 31 срабатывает и замыкает контакты 14 и 47. Через контакты 14 питание подается на катушку 5 зажигания. Тран- 35, зисторы 18 и 19 открываются, реле 25 включается и замыкает контакт 19. Напряжение аккумуляторной батареи 1 подается на тяговое реле 27 и стартер 2 прокручивает вал двигателя внутреннего сгорания. В слу- 40 чае, если запуска двигателя не происходит, . напряжение на аккумуляторной батарее 1 постепенно снижается до уровня, при котором отпускается реле 28. Происходит отключение блока 13 урпрэвления. 45
Если двигатель в результате прокрутки стартером 2 запускается, то происходит его самообогрев. Сопротивление датчиков 11 и
12 падает и триггер 39 изменяет свое состояние. Реле 31 отключается, разрывая цепь 50 питания катушки зажигания. Двигатель останавливается.
С помощью резисторов 35 — 38 осущест.-. вляется настройка системы, т,е. выбираются температура запуска и температура 55 остановки двигателя. Наличие двигателя 9 . запуска позволяет автоматически отключать стартер 2 после выхода двигателя. на .::. самостоятельный режим работы.
Для обычного использования системы электростартерного пуска (т.е. для пуска двигаТаля водителем с помощью замыкания контактов 7 и 8 замка 6 зажигания) пусковой контакт 7 должен быть соединен с тяговым реле 27 путем подключения розетки разьема 48 к вилке разъема 49.
Установка между карбюратором и впускным коллектором двигателя внутреннего сгорания аэродинамического смесителя (не показан) способствует лучшей гомогенизэ ции топливно-воздушной смеси особенно в режиме пуска и облегчает его, чем экономится расход электроэнергии аккумуляторной батареи. В процессе работы двигателя аэродинамический смеситель (гомогенизэтор) также положительно влияет на показатели работы двигателя.
В предлагаемой системе надежность запуска двигателя повышается, а следовательно, снижается- вероятность его размораживания. Кроме.,того, предлагаемую систему можно использовать при выключенном замке зажигания, т.е. при наличии противоугонного устройства, срабатывающего при попытке включения замка зажигания.
Формула изобретения
1. Система автоматического поддержания температуры карбюраторного двигателя внутреннего сгорания транспортнога средства с рулевым управлением, содержащая аккумуляторную батарею, стартер, устройство включения стартера с двумя входами, аппаратуру зажигания с катушкой, замок зажигания с пусковым контактом и контактом включения зажигания, установленным между катушкой и аккумуляторной батареей, датчик запуска двигателя, соединенный с одним входом устройства включения стартера, устройство блокировки повторного пуска, два датчика температуры и блок управления с выводами, один из ко- . торых соединен с другим входом устройства включения стартера, а второй и третий соединены с датчиками температуры; о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы и предотвращения недозволенного запуска двигателя транспортного средства, она снабжена ручным выключателем, устройством блокировки поворота руля, механически связанным с замком зажигания, блок управления выполнен с замыкающим контактом, подключенным параллельно контакту включения зажигания, а устройство блокировки повторного пуска выполнено в виде порогового коммутатора, соединенного с ручным выключа1745132
Фиг. 2
Составитель Е.Дудорова
Техред М.Моргентал Корректор Т,Палий .
Редактор Е,Копча
Заказ 2205 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул.Гагарина, 101 телем и с четвертым выводом блока управления.
2. Система поп.1, отл ича юща яся тем, что датчики температуры установлены на корпусе карбюратора, 3. Система по пп.l и 2, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что между карбюратором и впускным коллектором двигателя внутреннего горания установлен аэродинамический еситель.