Система взрывозащиты и охлаждения электрооборудования
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к судостроению , а конкретно к устройствам взрывозащиты и воздушного охлаждения электрооборудования , установленного во взрывоопасных помещениях. Цель изобретения - повышение надежности эксплуатации системы путем исключюния ложных включений резервного электровентилятора при штатной остановке основного. Система взрывозащиты содержит основной 1 и резервный 2 электровентиляторы, электрически связанные между собой через блок 20 управления, в электрическую схему которого введены два параллельно соединенных замыкающих контакта цепи управления и защиты основного электровентилятора.2 ил.
СОЮЗ СОЕГ ТСКИХ социллистичFñêèх
Р :СПУЕЛИК (si)s В 63 J 5/00 госудАРстеенный комитет
ПО ИЗОБРЕ ГЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1б
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1303491 (21) 4802313/11 (22) 14.03,90 (46) 07.07.92, Бюл. ¹ 25 (71) Центральное конструкторское бюро
"Коралл" (72) В,Б.Демешко и И.В.Каплин (53) 62 1,864.523(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 130349 i, кл. В 63 J 5/00, 1985. (54) СИСТЕМА ВЗРЫВОЗАЩИТЫ И QXЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ (57) Изобретение относится к судостроению, а конкретно к устройствам взрывоза,,Ы2„„1745615 А2 щиты и воздушного охлаждения электрооборудования, установленного во взрывоопасных помещениях. Цель изобретения— повышение надежности эксплуатации системы путем исключюния ложных включений резервного электровентилятора при штатной остановке основного. Система вэрывозащиты содержит основной 1 и резервный 2 электровентиляторы. электрически связанные между собой через блок 20 управления, в электрическую схему которого введены два параллельно соединенных замыкающих контакта цепи управления и защиты основного электровентилятора. 2 ил.
1745615
15
4,) 50
Изобретение относится к судостроению, а конкретно к устройствам взрывозащиты и воздушного охлаждения электрооборудования, установленного во взрывоопасных помещениях, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. N 1303491.
По авт.св. N. 1303491 известно устройство в виде системы вэрывозащиты и охлаждения электрооборудования, размещенного во взрывоопасной зоне, которая содержит основной и резервный электрсвентиляторы, сообщенные напорным воэдуховодом через переключатель потока воздуха с продуваемой оболочкой электродвигателя, в которой установлен датчик давления, связанный с извещателем. При этом система снабжена-блоком управления, электрически связанным с резервным электровентилятором и датчиком, подключенным через реле времени к извещателю.
Однако при штатной остановке. основного электревентилятора проиСходит самозапуск резервного электровентилятора..
Для исключения этого обслуживающий персонал вынужден при отключении основного электровентилятора отключить силовую цепь резервного электровентилятора или. снять напряжение с его цепей управления.
Это может привести к тому, что очередное включение основного электровентилятора может быть произведено при отключенной силовой цепи или цепей управления резервного электровентилятора. В этом случае при аварийной остановке основного вентилятора резервный вентилятор не включится, что может привести к .аварии, так как система не будет обеспечивать взрывоза. щиту.и охлаждение электрооборудования, Цель изобретения — повышение надежности эксплуатации системы путем исключения ло жных включений резер.вного электровентилятора при штатной остановке основного. .Указанная цель достигается тем, что в системе взрывозащиты и охлаждения электрооборудования, размещенного во взрывоопасной зоне, основной и резервный электровентиляторы электрически связаны между собой через блок управления, в электрическую схему которого введены два параллельно соединенных замыкающих контакта из схемы управления и защиты основного электровентилятора.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема системы взрывозащиты и охлаждения электрооборудования, размещенного во взрывоопасной зоне; на фиг. 2 - схема автоматического управления системой.
Система содержит основной 1 и резервный 2 электровентиляторы, размещенные в невзрывоопасной выгородке 3 взрывоопасного помещения 4 судна 5 и соединенные напорными воздуховодами 6 и 7 через автоматический переключатель 8 потока воздуха и воздуховод 9 с продуваемым электродвигателем 10, установленным во взрывоопасном помещении 4.
Электровентиляторы 1 и 2 подсоединены к воздухозаборным каналам 11 и 12, которые через приемные жалюзийные решетки 13 и
14 сообщаются с атмосферой. Выпускной воздуховод 15, проложенный во взрывоопасном помещении 4, сообщен с атмосферой через выбросной канал 16 и решетку 17.
Включатель 18 основного электровентилятора, включенный в цепь управления, независимую от силовой цепи вентилятора, и включатель 19 резервного электровентилятора связаны через блок 20 управления между собой и с датчиком 21 давления, установленным на продуваемой оболочке электродвигателя 10. Блок 20 управления состоит из реле 22 управления со своими контактами 23 и 24, которые вместе с реле
25 времени со своим контактам 26 связаны в электросхеме с сигнальным извещателем
27 и включателем 19 резервного электровентилятора. Датчик 21 давления имеет контакт 28 с двумя положениями: минимальное давление "мин." и нормальное давление
"норм.". В цепь питания реле 22 управления включены параллельно соединенные замыкающий контакт 29 включателя 18 основного электровентилятора и замыкающий контакт 30 теплового реле, включенного в силовую цепь основного электровентилятора (не показано).
В исходном положении электровентиляторы 1 и 2 отключены, избыточное давление в оболочке электродвигателя отсутствует. Перед пуском в работу электродвигателя 10 включают электровентилятор 1 для создания избыточного давления в продуваемой оболочке электродвигателя 10.
При этом замыкается контакт 29 включателя
18 в цепи питания реле 22 управления. подготавливая его к работе. Приточный воздух к электровентилятору 1 поступает через жалюзийную решетку 13 и воздухозаборный канал 11. Нагнетаемый электровентилятором 1 воздух через напорный воэдуховод 6, автоматический переключатель 8 потока воздуха и воздуховод 9 поступает к электродвигателю 10, проходит через его продуваемую оболочку, обеспечивая за счет избыточного давления безопасность эксплуатации (препятствие проникновению взрывоопасных газов помещения внутрь
1745615 оболочки), а также охлаждение нагретых узлов. На выходе из электродвигателя 10 воздух поступает в выпускной воздуховод 15, откуда через канал 16 и решетку 17 подается в атмосферу.
При возникновении давления воздуха в оболочке электродвигателя контакт 28 датчика 21 давления переключается из положения "мин." в положение "норм." и запитывает через замкнутый контакт 29 реле 22 управления, которое с помощью своего контакта 23 становится на самоблокировку и переключает другой свой контакт 24, подготавливая к работе реле 25 времени и включатель 19 резервного электровентилятора 2.
При аварийном отключении электровентилятора 1, которое может произойти от короткого замыкания в силовой цепи или. перегрузки электровентилятора, контакт 28 датчика 21 переключается в положение
"мин.", В случае короткого замыкания в силовой цепи электровентилятора 1 защита отключает эту.цепь (например, срабатывает автоматический выключатель). Но благодаря тому,.что включатель 18 включен в цепь управления, независимую от силовой цепи, он останется во включенном состоянии и его контакт 29.будет замкнут, В случае перегрузки электровентилятора срабатывает тепловое реле(не показано), которое отключает включатель 18 и замыкает свой контакт
30, Таким образом, в обоих случаях аварий ного отключения электровентилятора 1 цепь питания реле 22 управления остается замкнутой и. через его контакт 24 срабатывает включатель 19 резервного электровентилятора 2 и включается в работу реле 25 времени. Забор воздуха к злектровентилятору 2 осуществляется через жалюзийную решетку 14 и воздухоэаборный канал 12, Нагнетаемый воздух поступает через напорный воздуховод 7, переключатель 8 потока воздуха и воздуховод 9 к оболочке электродвигателя и обеспечивает поддержание в ней избыточного давления.
В случае временного падения давления в оболочке электродвигателя 10, вызванно5 го определенной задержкой движения воздуха в системе напорных воздуховодов Y u
9 и продолжительностью срабатывания переключателя 8 при смене работы электровентилятора 1, выдача сигнала извещателю
10 27 не происходит, так как он в«лючен в цепь контакта 26 реле 25 времени, настроенного на величину допустимой инерционности в системе подачи воздуха. Если же за это время давление воздуха в оболочке не восста15 новится, т.е. контакт 28 датчика 21 останется замкнут в положении "мин.", срабатывает реле 25 времени и включает своим контактом 26 извещатель 27, что служит информацией о принятии срочных мер по вос20 становлению работоспособности электродвигателя 10.
При штатной остановке основного электровентилятора 1 выключают включатель
18, который размыкает свой контакт 29 и
25, отключает реле 22 управления (в нормальном режиме работы электровентилятора контакт 30 разомкнут). Контакт 24 реле 22 управления размыкает цепь питания включателя 19 и .исключает ложное включение
30 резервного электровентилятора 2.
Формула изобретения
Система взрывозащиты и охлаждения электрооборудования по авт. св. N 1303491, 35 отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности эксплуатации системы путем исключения ложных включений резервного электровентилятора при штатной остановке основного, блок управления
40 снабжен двумя параллельно соединенными между собой замыкающими контактами цепи управления и защиты основного вентилятора, включенными в цепь питания реле управления.
1745615 !
1 !
t
I
1
Составитель А.Строков
Редактор О.Юрковецкая Техред M,Моргентэл Корректор А.Осэуленко
Заказ 2358 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4i5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101