Способ получения вяжущего
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН ) )09
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
l (4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4845740/05 (22) 29.06.90 (46) 07..07.92. Бюл. Р 25 (71) Кемеровский государственный университет (72) В.В.Бычкова, А.Т.Говорков, Е,А.Демина, И.Я.Петров и +.Н.Санников (53) 691. 16 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 711069, кл. С 08 L 95/00, 1978.
Авторское свидетельство СССР
N - 1479476, кл. С 08 I, 95/00, 1987. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯ) (У)ПЕГО (57) Использование: способ предназначен для получения вяжущего, которое может быть использовано для получения
Изобретение относится к производству вяжущих для дорожно-строительных материалов и может быть использовано при устройстве и ремонте покрытий и
I оснований RBTQMOGHJIbHblx popor и аэродромов.
Известно вяжущее для дорожного строительства, получаемое путем леремешивания при 90 — 1000С 80- 95мас. Ж нефтяного гудрона и 5 — 20 мас.7. древесного пека.
Недостатком данного вяжущего является то, что дорожные покрытия на его основе обладают относительно низкой водоустойчивостью (коэффициент водоCTOffKQCTH .0,71 — 0,78).
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ получе„„SU„„1 45739 А1 (У)5 С 08 L 95/00//Ñ 08 Е 95/00 23:12
М ф „ я
2 асфальтобетона. Сущность изобретения: способ îсуг ествляют путем смешения композиции следующего состава, мас.7.: нефтяной битум 78 — 93, атактический полипропилен 1 — 3, модификатор 5—
20. В качестве модификатора используют кубовый остаток производства красителя кислотного ярко-красного антрахинонового Н8С после стадии вакуумразгонки уайт-спирита. Сначала смешивают нефтяной битум с атактическим полипропиленом при 160-170 С в течение 40-50 мин, затем вводят модификатор и продолжают перемешивание при
90-100 С в течение 10 — 20 мин до получения однородной массы, 3 табл.. ния битумно-полимерного вяжущего путем смещения при нагревании нефтяного битума, атактического полипропилена 14юЬ и синтетического изопренового каучу- 1(,, Я ка, при этом сначала смешивают при .3
160 С в течение 3 ч 40 — 55 мас.ч. иэо каучука с 45 — 60 мас.ч. ц" атактического полипропилена и 5 мас.ч. нефтяного битума, а затем 2 — 10 мас.У. полученного продукта совмещают с нефтяным битумом при 110 — 120 С при интенсивном перемешивании в течение
2 ч. Полученное при этом вяжущее имеет температуру размягчения 46 — 59 C и пенетрацию при 25 С 88 — 107 Йм.
Недостатком известного способа яв.ляется больщая продолжительность проведения процесса смешения компонентов вяжут его (5 ч).
174
Цель изобретения - сокращение продолжительности технологического процесса при сохранении эксплуатационных характеристик вяжущего. Утилизация отходов промышленности, в частности отхода производства анилиновых красителей, позволяет решить проблему эко логии.
Поставленная цель достигается тем, что согласно предлагаемому способу к смеси нефтяного битума и атактического полипропилена добавляют модификатор, в качестве которого используют кубовый остаток производства красителя кислотного ярко-красного антрахинонового Н8С после стадии вакуум-разгонки уайт-спирита, при этом сначала смешивают при 160 — 170оС в течение
40 — 50 мин 78 — 93 мас.ч. нефтяного битума и 1 - 3 мас.ч. атактического полипропилена, а затем полученную смесь совмещают при перемешивании в течение 10 — 20 мин при 90 — 100 С с модификатором до получения однородной массы при следующем соотношении компонентов, мас.7.:
Атактический полипропилен 1-3
Иодификатор 5-20
Нефтяной битум Остальное
В процессе используют нефтяной битум повышенной вязкости, который по своим основным свойствам (температура о Ю размягчения 47 С, пенетрация при 25 С
55 м, дуктильность при 25 С 79 см, температура вспышки 265 С, содержание водорастворимых соединений 0,. 17 мас.Ж) близок к вязким нефтяным битумам марок БНД-40/60 и БН-40/60.
Иодификатор (кубовый остаток производства красителя кислотного яркокрасного антрахинонового. Н8С после стадии вакуум-разгонки уайт-спирта) твердое смолообразное вещество черного цвета с фиолетовым оттенком — представляет собой сложную смесь высококипящих (т.кип. ) 200 С) компонентов уайт-спирита (до 82,5 мас.Х), побочных и промежуточных продуктов синтеза
НЗС, таких как 1,4-бис«(4-н-бутиланилино)антрахинон, 1 4-бис-(N-ацетил.4-н-бутиланилино}антрахинон и других веществ с продуктами их конденсации (до 10,32 мас.Ж) и до 7,17 мас.Х
1 минеральных примесей, состоящих в основном иэ ацетатов и боратов натрия H цинка, хлорида натрия и гидроксида натрия. Плотность кубового остатка
d 1 0111 г/см (остальные его свой+ %
5739 4 ства приведены в табл. 2) . Введение модификатора в состав битумно-полимерных композиций позволяет повысить их пенетрацию, т.е. модификатор действует как разжижитель битумных материалов (табл. 2)„
С целью лучшего перемешивания нефтяного битума с атактическим полипро1О пиленом последний следуе т вводить в битум в расплавленном состоянии. Поэтому температурный интервал 1-й стадии смешения в процессе получения битумно-полимерного вяжущего составляет
160 — 170 С что соответствует верхЭ нему пределу температурного интервала плавления атактического полипропилена. Более высокие температуры на стадии смешения нефтяного битума с атактическим полипропиленом нежелательны, поскольку в этом случае резко ухудшаются свойства вяжущего (снижается его пенетрация и, особенно, дуктильность).
Благодаря хорошей смешиваемости
25 модификатора с битумно-полипропиленовым вяжущим продолжительность второй стадии смешения в предлагаемом процессе составляет 10 — 20 мин. Температурный интервал этой стадии смешивания (90 — 100 С) выбран из следуюЗО щих соображений: при температурах ниже 90 С смесь битумно-пропиленового вяжущего с модификатором получается недостаточно однородной из-за высокой вязкости модификатора (температура его размягчения 87 С), а при температурах выше 100 С смешение производить не рекомендуется в связи с повышенной пожароопасностью модификатора (темпео ратура вспышки 106 С) .
40 Концентрационные интервалы модификатора (5 — 20 мас.7) н атактического полипропилена (1 — 3 мас.Х) в предлагаемом способе получения битумно-полимерного вяжущего выбраны по следую-.
4 щим основаниям. При содержаниях модификатора и атактического полипропилена ниже 5 и 1 мас.X соответственно существенных изменений в свойствах получаемых битумно-полимерных компо р зиций не наблюдают. При концентрациях модификатора выше 20 мас.7. резко возрастает пенетрация битумно-полимерных композиций, тогда как температура их размягчения снижается. Кро" ме того значительно снижается тем» пература вспышки и резко растет количество водорастворимых соединений (табл. 2, пример 7), что исключает возможность применения укаэанных вя5 174 жущих в дорожном строительстве. При- сутствие атактического полипропилена в составе битумно-полимерных композиций позволяет повысить температуру размягчения образцов при сохранении остальных качественных показателей в соответствии с требованиями (табл. 2, примеры 1 — 3, 5, 6 и 8). Однако увеличение содержания атактического полипропилена выше 3 мас.X заметно повышает продолжительность стадии перемешивания его с нефтяным битумом вследствие плохой смешиваемости этих компонентов, не приводя к существенному повышению температуры размягчения образцов.
Пример 1. К 93 г нагретого до 160 С нефтяного битума добавляют
2 r расплавленного атактического полипропилена, затем указанные компоненты тщательно перемешивают при той же температуре в течение 50 мин до образования однородной. массы, после чего полученный продукт совмещают в о течение 10 мин при 90 С и непрерывном перемешивании с 5 мас. расплавленного модификатора. Получают битумно-полимерное вяжущее с температурой размягчения ч7 С, пенетрацией при 25 С
58,5 мм, дуктильностью при 25 С о
70,0 мм, температурой вспышки 260 С и содержанием водорастворимых соединений 0,19 мас.X.
Пример ы 2 — 9. Образцы битумно-полимерных вяжущих с другими содержаниями компонентов, а также различными температурами и продолжительностью стадий смешения готовятся по методике, аналогичной приведенной в примере 1. Условия приготовления и составы полученных образцов битумно-полимерных композиций представлены в табл. 1.
В табл. 2 приведены свойства приготовленных битумно-полимерных композиций в сравнении с требованиями на битумы нефтяные дорожные вязкие и со свойствами вяжущих, полученных по известному способу.
Результаты, представленные в табл. 2, показывают, что битумно-полимерные композиции с содержанием модификатора 5 — 20 мас.X и атактического полипропилена 1 — 3 мас.X no своим основным показателям удовлетворяют или очень близки к требованиям на вязкие нефтяные дорожные битумы марок БНД-90/130, БНД-.60/90, БН-
90/130 и БН-60/90, широко применяю5739
55 щиеся в дорожном строительстве в зонах с умеренным и холодным климатом.
Сравнение свойств битумно-полимерных композиций, полученных по предлагаемому способу, со свойствами композиций, полученных по известному способу, показывает, что предлагаемый способ позволяет значительно (в 5 раз) сократить продолжительность процесса приготовления вяжущего.
Кроме того, использование в предлагаемом способе отхода производства кислотного ярко-красного антрахинонового красителя Н8С после стадии вакуум-разгонки уайт-спирита позволяет также улучшить экологическую обстановку в районе аналино-красочного производства за счет утилизации указанного отхода.
На вяжущем, полученном по примеру 6 (в дальнейшем — "модифицированный битум" ), готовят горячую асйальтобетонную смесь, содержащую минеральный материал (907. гравийно-песчаной смеси +10% минерального порошка), по своему зерновому составу соответствующий минеральному материалу, предназначенному для мелкозернистых асфальтобетонов типа "Б". Обфйй расход модифицированного битума при приготовлении асфальтобетонной смеси составляет 7 от массы минерального материала.
В качестве сравнения были приготовлены также образцы асфальтобетона на аналогичном минеральном материале с использованием в качестве вяжущего исходного (нейодифицированного) неф- . тяного битума и нефтяного битума с добавкой 2 мас.X. атактического полипропилена (расход вящщего в обоих случаях также составляет 7 от массы минерального материала).
Результаты испытаний физико-механических свойств приготовленных образцов асфальтобетонов в сравнении с требованиями для образцов горячего асфальтобетона типа Б Š— III марок, предназначенного для II — III дорожно-климатических зон, приведены в табл. 3.
Как видно из представленных в табл. 3 данных, применение нефтяного битума, модифицированного кубовым остатком производства кислотного яркокрасного антрахинонового красителя
НЗС после стадии вакуум-разгонки уайт-спирита и добавками атактического полипропилена в качестве органи174
Таблица 1
Данные ло лримеру
Показатели
1 2 3 4 5 6 7к 8к 9к
Количество нефтяного битума, г
88 83 78 89
92 48
5 50
85 . 98
15 0
Количество кубового остатка, г
10 15 20 10
Количество атактического лолипропилена, г
3, 2
2 2 2 1
0 2
Продолжительность сме)яения, мии:
1-я стадия
2-я стадия
45 45 . 40 45 45 50 — 45
15 15
1О
Температура сме)))ения, с:
160 160 160 170 165 165 160 - 160
1-я стадия
2-я стадия
90 90 100 90 95 . 95
100 95 . ческого вяжущего, позволяет получать дорожные покрытия, удовлетворяющие требованиям, причем более высокого качества по сравнению с аналогичными покрытиями, получаемыми на основе исходного (немоднфицированного) нефтяного битума и нефтяного битума с добавкой атактического полипропилена.
Формула и в о б р е т е н и я
Способ получения вяжущего путем смешения нефтяного битума, атактичесКого полипропилена и модификатора при нагревании, отличающийся тем, что, с целью утилизации отходов н сокращения времени получения вяжу5739 8 щего, в качестве модификатора используют кубовый остаток производства красителя кислотного ярко-красного ! антрахинонового Н8С после стадии вакуум-разгонки уайт-спирита, при этом сначала смешивают нефтяной битум с атактическим полипропиленом при 160170 С в течение 40 — 50 мин, а затем полученную смесь совмещают при перемешивании с модификатором при 90100 С в течение 10 « «20 мин до получения однородной массы при следующем соотношении компонентов, мас.Х:
Атактический полипропилен 1-3
Иодификатор 5- 20
Нефтяной битум 78 — 93
20 15 . 15 . 10 15
С>
Ю
С >
ttf I
1 f з
1 Р
С>
С4
С4
Ю
С>
С> м!
Э
Ю
С 4
С >
tO Ct> 1) t>l 11 х х
}! е> Ю 1!.ttf Х С > If
I 1 Ф 1 I II а С1 fl
ttf «Э йЮ>
1-о1 о11
C>O l !О и
О .1-- И
ХЦ>ХЮ If х !й х э .1
Э 2 1 ф Х 1
О Х D
lO !" 1 1 О
Э Я Ц аэ хю (с х CQ Ф м с
D
С4
С>
Ц
1 О м. C>
С>
С 4 м л
Ю
СЧ
СЧ
С>
»> СЧ
Т
Ю
CO
С 4
>С>
l
1 ! !
>С>
I
С>
Ч>
С 4 м>
rl
° м
Ю О
О
С 4
С 1
Ю
Ю
Ф
С C>
С \
С>
С м
СЧ
>С !
CO
С >
С> 1
Ч. >
Ю
С 4
° О
С>
>С>
О>
СС>
>С \
СЧ
Ю
О л
Ч>
С4
СЧ л
С>
>С>
Ю .О
Ю
Ю
С
СЧ
О>
CO
>С>
С> м л
Ю
СЧ
Ю
СО
Ц>
О м
>О
О>
С4 л
СО
С 4
СЧ °
О
CO со
СЧ
СЧ л
Ю
Ф
>О
tA л
>С>
Cl л
С> л
I х l
> о х ! — — —1 . I
ы о
>4>х в ъ, 3 х л л
С>
Ю л
>> >
tt>
Ю
О> л
0> со
g O I
О3 5» tt> оех
О 1- о ло а мок
tIj !
».
С>
ct v о со щ х
Ю
Ch
Ю С> О сСЪ
С/\
1
И к о
1 I 1 ф
С>
Э о
ЕЛ о х
4>. С>
gv
МЭ
, >С>
О СЧ
tO а
ЭО к с> л
t» х !.4 Х а !
» л э о хэ
ttl ttl
Х СЧ
l Э о
1 х э
t6 1 I Э
Э K (6 х э
tt>
>л
О
Э
F.
2, I К
1 с
I
t Э х х
Э
С;
1
1 ! !
С>
f х ю
tt»O !! I
И
О 1 !!
z o I
1 I
СЧ
l 1!
tt1
О
О
ЭС> а с х
63 х а х
Э Э х
t» э х
1745739
1 I
ttf Э
О, Х о х
В 11 о tf> д о и
Э э о й(фх о 1 х о с> х
I с о а* к х
2 1 ф л
tI> х
О, Х
1745739
Таблица 3
Асфальто" бетон на
Показатели ческого полимера
2,30
2,2 : 2,0
2,09
2,71 2,5
1,28 1,1
20 .
0,98 1,09
1,0
0,9
Коэффициент водостойкости
0,76 0,87
0,88
0 90
0,85 0,75
Набухание, Ж
0,36
2,12
Ов26 Оэ50 1э0 1,0
1,54 1,5-4,0 1,5-4,0 1,5-4,0
0,22
2,90
Водонасьицение, Х
Составитель Г. Овчинникова
Техред М.Моргентал Корректор И. Эрдейи
Редактор М.Дербак
Заказ 2364 Тираж Подписное .ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент, г.ужгород, ул. Гагарина, 101
Предел прочности, ИПа, при сжатии р при температуре, С: основе исходного нефтяного битума
Асфальтобетон на основе нефтяного битума с
2 мас.7. атактиАсфапьтобетон на основе модифици рованного битума.
Требования стандарта для горячего асфальтобетона типа
"Б" (II-III дорожноклиматические зоны) марки