Пневмодвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: турбопривод ручного инструмента. Сущность изобретения: внутри корпуса размещен полый вал с рабочим колесом реактивной турбины в виде двух дисков с замкнутой полостью между ними, Диски имеют отверстия для подачи воздуха на смазку упорных подшипников и длялривода. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (50s F 01 D 15/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTKPblTMRM
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4751504/06 (22) 23.10.89 (46) 07.07.92. Бюл. N 25 (71) Дальневосточный политехнический институт йм.В.В.Куйбышева (72) А.И.Самсонов и В.В.Лобановский (53) 621,438 (088.8) (56) Опоры скольжения с газовой смазкой./Под ред. С.А.Шейнберга, М,; Машиностроение, 1979, с.336.рис.7.1.
Патент ФРГ М 1775395, кл. F 01 О 15/06, опублик, 1976, Изобретение относится к турбомашинам специального назначения, а точнее к приводам ручных инструментов.
Известен пневмодвигатель с турбиной типа сегнерова колеса, с прдшйпниками на воздушной смазке (1).
Недостаток этого технического решения его конструктивная сложность.
Известен также пневмодвигатель с подшипниками на воздушной смазке, содержащий корпус, полый вал с выфрезерованными на нем рабочими лопатками турбины, узел подвода воздуха (2).
Недостаток этого технического реше- ния конструктивная сложность, повышен.ный шум вследствие удара струи воздуха о ротор, повышенная опасность при работе, так как вращающийся вал. не прикрыт корпусом машины, недостаточная надежность . в работе вследствие малой несущей способности подшипников.
Цель изобретения — упрощение конструкции пневмодвигателя и повышение надежности в работе.
„, Ы,, 1745983 А1 (54) ПНЕВМОДВИГАТЕЛ Ь (57) Использование: турбопривод ручного инструмента. Сущность изобретения: внутри корпуса размещен полый вал с рабочим колесом реактивной турбины в виде двух дисков с замкнутой полостью между ними, Диски имеют отверстия для подачи воздуха на смазку упорных подшипников и для привода. 1 ил.
Для достижения цели в пневмодвигателе с подшип никами на воздуш ной смазке, содержащем корпус, полый вал с рабочим колесом турбины, узел подвода сжатого воздуха, подключенный к полости вала, рабочее колесо выполнено в виде двух дисков, один из которых снабжен буртиком, контак-. тирующим с поверхностью другого диска.и Д образующим сним замкнутую полость,,сое- фь, диненную с полостью вала, на периферии и (Л . в районе смазочного зазора подшипника, ) одного из дисков выполнены отверстия, оси Ср которых направлены тангенциально к по- верхности диска и под углом к полости его вращения, а в другом диске в зоне смазоч- ного зазора выполнены отверстия, оси которых перпендикулярны поверхности диска.
На чертеже показан пневмодвигатель.
Пневмадвигатель с подшипниками на воздушной смазке состоит из двух параллельных дисков 1, образующих сегнерово колесо, один из дисков снабжен буртиком.
Диски наеажены на полый вал 2 и закреплены гайкой-заглушкой 3 так, что между ними
1745983
35
40 образуется полость, ширина которой соответствует толщине буртика, заполняемая в процессе работы пневмодвигателя сжатым воздухом. В дисках 1 проточены сквозные отверстия 4,5 и 6.
Отверстия 4 выполнены тангенциально к диску 1 (не контактирующему с гайкой-за. глушкой 3 и являющемуся гребнем ненагру. жен ного упорного подшипника). Отверстия
4 размещены на окружности, радиус которой принимают максимальным (меньшим радиуса внутренней полости рабочего колеса на радиус отверстия 4), что обеспечивает максимальное значение крутящего момента при вращении колеса, Отверстия 5 на этом же диске 1 выполнены таким же образом, как отверстия 4, но размещены они на окружности, соответствующей смазочному зазору ненагруженного подшипника.
Отверстия 6 выполнены в диске 1 (контактирующем с гайкой-заглушкой 3 и являющемся гребнем. нагруженного упорного подшипника) перпендикулярно плоскости вращения диска.
Кроме того, на чертеже показаны подшипниковый узел 7 (ненагруженный подшипник) и канал 8 (подвода воздчха1. В полом валу 2 выполнены два рядасквозных радиальных отверстий: первый ряд — на участке, соответствующем положению на валу полости между дисками, второй ряд выполнен на уровне размещения воздухоподводящей кольцевой камеры (зазора между подшипниками рабочего колеса и рабочего инструмента), связанной каналом 8 с отверстием для подвода сжатого воздуха от источника сжатого воздуха (не показан).
Предлагаемый пневмодвигатель работает следующим образом
При включении в работу (подаче сжатого воздуха через кольцевую воздухоподводящую камеру) сжатый воздух через отверстия в стенках полого вала 2 (на чертеже нижний ряд отверстий) попадает в полость вала 2, откуда через верхний ряд отверстий сжатый воздух попадает в полость рабочего колеса, а затем через сопла
25 (отверстия 4 и 5) выходит в полость корпуса пневмоинструмента, тем самым заставляя рабочее колесо вращаться. При нагрузке на рабочий инструмент вал 2 передает нагрузку на гребень нагруженного упорного подшипника, (на чертеже верхний диск). что вызывает уменьшение зазора между этим диском и подшипниковым упорным узлом, при этом через отверстия 6 сжатый воздух попадает в указанный зазор. тем самым обеспечивается формирование слоя воздушной смазки в этом зазоре.
Одновременно с этим увеличивается зазор между гребнем ненагруженного подшипника (на чертеже нижний диск 1) и подшипником 7, при этом обеспечиваются эффективные условия для работы отверстий 5 (которые работают и как сопла, т.е. движители колеса, и обеспечивают формирование слоя воздушной смазки в смазочном зазоре подшипника 7).
Подача сжатого воздуха в полый вал 2; через радиальные отверстия (нижнего ряда). расположенные. между радиальными подшипниками, обеспечивает уменьшение утечек воздуха при его подводе.
Формула изобретения
Пневмодвигатель, содержащий корпус, установленный в нем на подшипниках на воздушной смазке полый вал с рабочим колесом турбины, узел подвода сжатого воздуха, подключенный к полости вала, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности в работе, рабочее колесо выполнено в виде двух дисков, один иэ которых снабжен буртиком, контактирующим с поверхностью другого диска и образующим с ним замкнутую полость, подключенную к полости вала. на периферии и в районе смазочного зазора подшипника одного из дисков выполнены отверстия, оси которых направлены тангенциально к поверхности диска и под углом к плоскости его вращения, а в другом диске в зоне смазочного зазора выполнены отверстия, оси которых перпендикулярны.поверхности диска.
Составитель А. Самсонова
Редактор Л. Волкова Техред ММоргентал Корректор М. Шарощи
Заказ 2376 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101