Подшипник скольжения опорного узла турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить надежность подшипника при использовании его в качестве вспомогательного вместе с электромагнитным подшипником при аварийной ситуации. В корпусе 5 выполнены камеры (К) 7, заполненные консистентной смазкой, а на обращенной к валу (В) поверхности 8 -два ряда канавок 9, расположенных по обе стороны от К 7 и сообщенные с последними. Сегментные элементы 6 размещены в К 7 с возможностью взаимодействия с В и выполнены из материала с коэффициентом линейного расширения большим, чем у материала корпуса 5 и В. 4 ил. РИ и-к W Ё х| N ON О VJ §о ж |«М

союз советских социдлистических

РЕСПУБЛИК

М

Ос

О

4 (21) 4782221/06 (22) 16.01.90 (46) 07.07.92. Бюл. t4 25 (71) Сумское машиностроительное:научнопроиз водственное объединение им.

M.B.Ôðóíçå (72) В.С.Марцинковский, Л,В.Черепов, H.Ä.Ôåäoðåíêî, С.К.Лисицын и В.Г.Грицен-. ко (53) 621.671 (088.8) (56) Орлов П.И, Основы конструирования.—

Справочно-методическое пособие. Кн, 2, М.:

Машиностроение, 1988, с. 377, табл. 35, поз

38. (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ОПОРНОГО УЗЛА ТУРБОМАШИНЫ

„„Я2„„1746071 А1 (57) Изобретение позволяет. повысить надежность подшипника при использовании его в качестве вспомогательного вместе с электромагнитным подшипником при аварийной ситуации. В корпусе 5 выполнены камеры (К) 7, заполненные консистентной смазкой, а на обращенной к валу (В) поверхности 8 — два ряда канавок.9, расположенных по обе стороны от К 7 и сообщенные с. последними. Сегментные элементы 6 размещены в К 7 с возможностью взаимодействия с В и выполнены из материала с коэффициентом линейного расширения большим, чем у материала корпуса 5 и В.

4 ил.

1746071

Изобретение относится к турбо- и компрессорному машиностроению и может быть использовано в конструкциях опорных узлов турбомашин различного назначения, в частности турбин, насосов, осевых и центробежных компрессоров.

Целью изобретения является повышение надежности подшипника скольжения при использовании его вспомогательным вместе с электромагнитным подшипником при аварийной ситуации, На фиг, 1 представлен опорный узел турбомашины, продольный разрез; на фиг.

2 — поперечное сечение вспомогательного подшипника скольжения; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 2 (без вала); на фиг, 4— сечение Б-Б на фиг..3..

Подшипник скольжения 1 находится в составе опорного узла 2 турбомашины совместно с основным электромагнитным подшипником 3. При этом подшипник скольжения содержит охватывающий вал 4 корпус 5 и установленные в нем с возможностью взаимодействия с валом 4 сегментные элементы 6. В корпусе 5 выполнены камеры 7, заполненные консистентной смазкой, и расположенные по окружности по обе стороны от камер 7 на обращенной к валу 4 поверхности 8 два ряда канавок 9.

Гегментные элементы 6 размещены в камерах 7 и выполнены из материала с коэффи-циентом линейного расширения, большим, чем у материала вала 4 и корпуса 5, Канавки

9 выполнены наклонными друг к другу и сообщены с камерами 7, В корпусе 5 могут быть выполнены сообщенные с камерами 7 полости 10 с заправочными штуцерами 11, Подшипник скольжения в составе опорного узла турбомашины работает следующим образом.

При работе турбомашины на расчетном режиме вал 4 под воздействием электромагнитных сил находится в состоянии равновесия относительно оси электромагнитного подшипника 3, При смещении вала 4 от положения равновесия он возвращается в равновесное состояние действием электромагнитных сил.

При работе турбомашины в режимах пуска и останова, а также.в аварийных ситуа5 циях в работу вступает вспомогательный подшипник скольжения 1, сегментные элементы 6 которого под действием тепла, выделяющегося при трении, нагреваются и расширяются, сдавливая и разогревая кон10 систентную смазку, находящуюся в камерах

7 корпуса 5. Разогретая консистентная смазка подается к канавкам 9; смазывая трущиеся поверхности элементов 6 и вала 4.

Выполнение канавок 9 наклонными друг к

15 другу в направлении вращения вала 4 позволяет подать смазку непосредственно в зону трения.

Пополнение вырабатывающейся консистентной смазки осуществляется из допол20 нительных полостей 10 посредством заправочных штуцеров 11.

Формула изобретения

25 1. Подшипник скольжения опорного узла турбомашины, содержащий охватывающий вал корпус и установленные в нем с возможностью взаимодействия с валом сегментные элементы, о тл и ч а ю щи и с я

30 тем, что, с целью повышения надежности при использовании его вспомогательным вместе с электромагнитным подшипником при аварийной ситуации, в корпусе выполнены камеры, заполненные консистентной

35 смазкой, и расположенные по окружности по обе.стороны от камер на обращенной к валу поверхности два ряда канавок, сегментные элементы размещены в камерах и выполнены из материала с коэффициентом

40 линейного расширения, большим, чем у материала корпуса .и вала, а канавки рядов выполнены наклонными друг к другу и сообщены с камерами.

2, Подшипник по и. 1, о т л и ч à ю щ и й45. с я тем, что в корпусе выполнены сообщенные с камерами полости с заправочными штуцерами, 174 б071

1746071

Составитель Л.Черепов

Редактор М.Стрельникова Техред М.Моргентал Корректор Н.Ревская

Заказ 2380 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101