Упругодемпфирующая опора скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование в общем, энергетическом машиностроении, в электродвигателестроении . Сущность изобретения: между корпусом и вкладышем из антифрикционного материала размещен с натягом упругий элемент. Упругий элемент выполнен в виде пакета гофрированных в радиальном направлении упругих лент. Ленты установлены эквидистантно одна другой. Величина натяга YH выбирается из соотношения Ун , где д - радиальный зазор между вершиной и впадиной гофра ленты. Между гофрированными лентами могут быть размещены гладкие ленты 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1 746080 А1 (я)ю F 16 С 27/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4760019/27 (22) 20,11.89 (46) 07.07.92. Бюл. № 25 (71) Самарский авиационный институт им. акад. С,П.Королева (72) Ю.К,Пономарев, С.В.Цих и О.Л.Кайдалов (53) 621.822.5(088.8) (56) Заявка Японии.¹ 52-9265, кл. F 16 С 27/00, 1977. (54) УПРУГОДЕМПФИРУЮЩАЯ ОПОРА

СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Использование: в общем, энергетическом машиностроении, в электродвигателеИзобретение относится к конструкции опор роторов и может быть использовано в различных областях общего, энергетического машиностроения и электродвигателестроения, Известен подшипник скольжения; содержащий корпус, вкладыш из антифрикционного материала и размещенный между .ними упругий элемент, который выполнен многослойным из жестко связанных между собой чередующихся слоев тросовой панцирной сетки и металлической резины МР, причем слои сетки расположены один относительно другого со смещением на величину половины шага ячейки этой сети.

Известный подшипник скольжения сложен в изготовлении. его упругодемпфирующие характеристики нестабильны в работе вследствие быстрого износа точечных контактов слоев панцирной сетки и витков проволоки материала МР, что приводит к снижению долговечности его работы.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является упругодемпфируюшая опора скольжения, строении. Сущность изобретения: между корпусом и вкладышем из антифрикционного материала размещен с натягом упругий элемент, Упругий элемент выполнен в виде пакета гофрированных в радиальном направлении упругих лент, Ленты установлены эквидистантно одна другой.

Величина натяга Ун выбирается из соотношения YH = Зд, где д — радиальный, зазор между вершиной и впадиной гофра ленты, Между гофрированными лентами могут быть размещены тладкие ленты. 1 з.п, ф-лы, 5 ил. содержащая корпус, вкладыш из антифрикционного материала и размещенный между ними с натягом упругий элемент, выполненный в напряженном положении в виде пакета упругих лент, включающего гофрированные в продольном направлении ленты, Однако смежные упругие ленты в пакете в напряженном его положении установлены с зазором одна относительно другой.

Нестабильность величины сил трения между лентами, как случайно изменяющаяся при эксплуатации опоры, существенно снижает вибродемпфирующую способность и стабильность упругодемпфирующих характеристик опоры скольжения, Цель изобретения — повышение несущей способности. и долговечности путем увеличения вибродемпфирующей способности опоры и стабильности упругодемпфирующих характеристик.

Указанная цель достигается тем,что в упругодемпфирующей опоре скольжения, содержащей корпус, вкладыш из антифрикционного материала и размещенный между

1746080 ними с натягом упругий элемент, выполненный в напряженном положении в виде пакета упругих лент, включающего гофрированные в продольном направлении ленты, смежные ленты в пакете в напряженном его положении установлены безэазорно одна относительно другой, а величина натяга равна утроенному значению радиального расстояния между вершиной и впадиной гофра пакета лент. Кроме того, пакет упругих лент в ненапряженном его положении содержит, помимо гофрированных, гибкую ленту, размещенную между гофрированными лентами.

На фиг, 1 изображена упругодемпфирующая опора скольжения, разрез; на фиг, 2— разрез А-А на фиг, "; в одном из возможных вариантов пакета из чередующихся гофрированных и гладких упругих лент; на фиг. 3 — то же, в одном из возможных вариантов пакета из гофрированных упругих лент; на фиг, 4 — элемент пакета в свободном состоянии (пунктирная линия) и после сборки (сплошная линия); на фиг. 5 — полученная в результате эксперимента зависимость безразмерной толщины упругогистерезненной петли Т от безразмерной деформации гофров д .

Опора скольжения состоит из вала 1, пакета 2 гофрированных(либо чередующихся между собой гладких и гофрированных) упругих лент, установленного с натягом в кольцевом зазоре между наружной обоймой 3 и внутренней втулкой 4, и вкладыша 5 из антифрикционного материала (полимер, композиционный материал и т.п.), который связан со втулкой 4 любым из известных способов (с помощью клея, припоя, прессованием, напылением и др.). До сборки гофрированные упругие ленты изготовлены с высотой кофра h*; после сборки все гофрированные ленты поджаты до суммарного радиального зазора д (фиг, 4), оптимальное значение которого с точки зрения наибольЯФ ших демпфирующих свойств —, 4

Радиальный зазор д и высота гофра h+ характеризуют величину натяга Ун, которая имеет принципиальное значение для конструктивной компоновки опоры

YH=h*- д, (1)

Из физ, 5 видно, что для рассматриваемой конструктивной компоновки оптимальным, с точки зрения наибольших демпфирующих свойств, является соотношение

25

55 (2) положении установлены баззазорно одна (3) относительно другой, а величина натяга равд 1

Р

Отсюда оптимальное значение

Ь*=4д

Подставив выражение (3) в выражение (1), получим

Ун = 4д - д = 3 д, (4)

При сборке опоры между обоймой 3 и втулкой 4 устанавливаются радиальные зазоры а, ограничивающие ее деформации при перегрузках, Пространство междуупругими лентами пакета 2 может быть заполнено смазкой подшипника, Упругодемпфирующая опора скольжения работает следующим образом, После пуска радиальная нагрузка, действующая на вал 1, передается через вкладыш 5 и втулку 4 на пакет 2 в виде распределенной на контактную поверхность нагрузки. При этом происходит упругая контактная деформация вкладыша 5, а с деформацией пакета 2 возникает энергия трения, рассеивающая энергию вибрации

20 При таком распределении деформации и нагрузки во вкладыше 5 и пакете 2 по. всей длине области трения обеспечивается устойчивый клиновой зазор, что приводит к наиболее оптимальному распределению действующей нагрузки, а это приводит к повышению несущей способности и срока службы опоры сколь>кения, B связи с тем, что оптимальную и стабильную настройку упругодемпфирующих опор скольжения можно осуществлять за счет подбора шага, высоты, числа и вариантов чередования упругих лент в пакете 2 и свойств материала вкладыша 5, получена возможность на основании контактно-гидродинамической теории смазки создавать конструкции упругодемпфирующих опор скольжения с геометрией, обеспечивающей максимальные несущую способность и сроки службы опор.

Таким образом, предлагаемая опора позволит повысить несущую способность, срок службы, вибродемпфирующую способность и стабилизировать упругодемпфирующие характеристики, Формула изобретения

1, Упругодемпфирующая опора скольжения. содержащая корпус, вкладыш из антифрикционного материала и размещенный между ними с натягом упругий элемент, выполненный в напряженном положении в виде пакета упругих лент, включающего гофрированные в продольном направлении ленты, отл ич а ю щая с я тем, что,c целью повышения несущей способности и долговечности путем увеличения вибродемпфирующей способности опоры и стабильности упругодемпфирующих характеристик, смежные ленты в пакете в напряженном его

1746080 на утроенному значению радиально расстояния между вершиной и впадиной гофра пакета лент.

2. Опора скольжения по и. 1; о т л и ч аю щ а я с я тем, что пакет. упругих лент в 5 ненапряженном его положении содержит помимо гофрированных гибкую ленту. размещенную между гофрированными лентами.

1746080

Составитель Ю.Пономарев

Редактор Н.Лазаренко Техред М.Моргентал Корректор 3.Салко

Заказ 238i Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбйнат Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина. 101