Двойная фрикционная муфта сцепления с гидравлическим управлением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: переключение ступеней в гидромеханических коробках передач автомобилей и строительно-дорожных маю ts шин. Сущность изобретения: двойная фрикционная муфта содержит корпус 1 со ступицей и радиальной перегородкой, поршни 2 и 3, штанги 4, полукольца 5, возвратные пружины 6 и опорные элементы 7. Опорные элементы 7 установлены между каждым поршнем 2,3 и возвратными пружинами 6 и фиксированы на ступице корпуса 1 посредством стопорных колец 8 и 9, установленных в канавках ступицы. В радиальной перегородке корпуса 1 выполнены дроссельные отверстия 18, а также гнезда для установки возвратных пружин 6. Стопорные кольца 8 и 9 установлены в канавках ступицы с радиальным зазором, а в опорном элементе - с контактом по наружной поверхности заподлицо с его торцом. 2 з.п ф-лы, 1 ил. 61 3 (А С 2 О О 00 ел
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s Е 16 D 25/063
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
)ж и ц и
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4703626/27 (22) 08.06.89 (46) 07.07.92. Бюл. N. 25 (71) Могилевский автомобильный завод им.
С, М. Кирова (72) Н.И.Батура, А.А.Винарский, О.Н.Казюк и М,М.Êîøêèí . (53) 621-825.54(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 570740, кл. F 16 О 25/063, 1975. (54) ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
СЦЕПЛЕНИЯ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ (57) Использование: переключение ступеней в гидромеханических коробках передач автомобилей и строительно-дорожных машин. Сущность изобретения: двойная фрикционная муфта содержит корпус 1 со ступицей и радиальной перегородкой, поршни 2 и 3, штанги 4, полукольца 5, возвратные пружины 6 и опорные элементы 7. Опорные элементы 7 установлены между каждым поршнем 2, 3 и возвратными пружинами 6 и фиксированы на ступице корпуса 1 посредством стопорных колец 8 и 9, установленных в канавках ступицы. В радиальной перегородке корпуса 1 выполнены дроссельные отверстия 18, а также гнезда.для установки возвратных пружин 6. Стопорные кольца 8 и 9 установлены в канавках ступицы с радиальным зазором, а в опорном элементе — с контактом по наружной поверхности заподлица с его торцом. 2 з.п. ф-лы, 1 ил. э и !
1746085
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в конструкциях коробок передач автомобилей и строительно-дорожных машин.
Известен сдвоенный фрикцион, содержащий корпус, неподвижную перегородку, два комплекта ведомых и ведущих дисков, лоршни, клапан и пружины, установленные между клапаном и стенкой перегородки.
Недостатки сдвоенного фрикциона состоят в том, что при включении одной из полостей пружина этой полости деформируется, а противоположная расслабляется, и при снятии давления четкая фиксация нейтрали не достигается.
Известен также сдвоенный фрикцион, содержащий корпус, неподвижную перегородку, два комплекта. ведомых и ведущих дисков, основные и вспомогательные поршни и пружины, установленные между вспомогательными поршнями и стенкой перегородки.
Недостатками этого фрикциона также являются неравномерная деформация пружин и непостоянство четкой фиксации нейтрали.
Известна двойная фрикционная муфта сцепления с гидравлическим управлением, у которой фиксация поршней осуществляется с помощью попарно расположенных винтовых пружин, установленных в стаканах, расположенных в разделительной стенке фрикциона, а бустера муфт выполнены двухполостными., Данная конструкция муфты сложна в изготовлении и имеет большое количество подвижных уплотняемых соединений, а именно стакань1 в стенке, большие и малые поршни, что в процессе эксплуатации иэ-эа коксования резиновых уплотнителей приводит к быстрому выходу муфты из строя, так как появляются значительные утечки жидкости из включаемого бустера и возможно отключение верхней полости при выходе из строя упло: нителя между малым и большим поршнями, Муфта практически начинает работать только на нижней полости, что в 3-4 раза уменьшает усилие сжатия пакета дисков, вызывающее его буксование и выход из строя.
Целью изобретения является повышение надежности работы муфты и снижение трудоемкости ее изготовления.
Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена опорными элементами, установленными между каждым поршнем и возвратными пружинами, с фиксацией "..о стороны фрикционных дисков на ступице корпуса посредством стопорных колец, установленных в канавках ступицы с возможностью осевого перемещения в сторону радиальной перегородки корпуса муфты.
Отверстия в радиальной перегородке корпу5 са выполнены дроссельными. В радиальной перегородке корпуса выполнены гнезда для установки возвратных пружин и стопорные кольца установлены в канавках ступицы с радиальным зазором, а в опорком элементе
10 — с контактом по наружной поверхности заподлицо с его торцом.
На чертеже показана муфта, разрез.
Двойная фрикционная муфта сцепления с гидравлическим управлением содер15 .жит корпус 1, выполненный с радиальной перегородкой и ступицей, расположенные в корпусе поршня 2 и 3, жестко соединенные между собой штангами 4, фиксированными в поршнях полукольцами 5. Возвратные
20 пружины 6 установлены в гнездах в радиальной перегородке и опорных элементах 7.
Стопорньп; кольца 8 и 9 установлены в канавках ст, пицы с радиальным зазором и имеют воэможность осевого перемещения в
25 сторону радиальной перегородки корпуса.
Фрикционные диски 10 и 11 установлены в корпусе между поршнями и опорными дисками 12 и 13, которые фиксированы в корпусе с помощью стопорных колец 14 и 15.
30 Поршни 2 и 3 с радиальной перегородкой корпуса образуют полости 16 и 17, соединенные между собой дроссельным отверстием 18. В ступице корпуса имеются отверстия 19 и 20 подвода рабочей жидко35 сти, которая через пазы 21 в поршнях и отверстия 22 в опорных элементах может подаваться в полости 16 и 17.
Муфта работает следующим образом. При подаче рабочей жидкости из систе40 мы управления в полость 16 через отверстия
19, пазы 21 и отверстия 22 поршень 2 перемещается влево v сжимает пакет дисков 10 и 11 — муфта включена.
В зто же время поршень 3, соединенный
45 с поршнем 2 штангами 4, также перемещается влево и, воздействуя на-торцы опорного элемента 7 и стопорного кольца 9, перемещает и их влево, сжимая при этом расположенные в его полости пружины 6, 50 Пружины 6 в полости поршня 2 с опорным элементом 7 и стопорным кольцом 8 остаются в преднатяге, Сжатые поршнем 3 пружины накапливают запас потенциальной энергии, доста55 точной для возврата поршней 2 и 3 в исходное положение при снятии давления рабочей жидкости в полости 16.
Идентично flpovtcxopMT pe6OT8 при Ao" даче под давлением рабочей жидкости в полость 17, 1746085
Составитель Н.батура
Редактор О.Юрковецкая Техред М.Моргентал Корректор З.Салко
Заказ 2ЗИ Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5 .
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Дроссельное отверстие-наполнитель 18 выполняет две функции, а именно при подаче рабочей жидкости в одну из полостей через дроссельные отверстие 18 происходит подача рабочей жидкости в другую полость, а .так как объем второй полости уменьшается, то подаваемая через отверстие 18 рабочая жидкость должна быть вытеснена из полости через подводящее отверстие в ступице, т.е. необходимо преодолеть усилие силы инерции вращающейся жидкости, что несколько замедляет перемещение поршней, в связи с чем включение муфты осуществляется плавно, без ударов.
Таким образом, предлагаемая фрикционная муфта сцепления с гидравлическим управлением проста конструктивно, малотрудоемка и надежна вработе,,так как имеет уменьшенное количество уплотняемых подвижных соединений, что в значительной степени уменьшает ее отказы из-за наличия одной полости, которая развивает постоянно усилие всей площадью.
Формула изобретения
1. Двойная фрикционная муфта сцепления с гидравлическим управлением. содержащая корпус, выполненный с радиальной перегородкой и ступицей, расположенные в корпусе поршни. жестко соединенные между собой штангами и образующие с радиальной перегородкой гидравлические полости, сообщающиеся между собой через отверстия, выполненные в радиальной перего5 родке, опорные диски, фрикционные диски, установленные между поршнями и опорными дисками, а также возвратные пружины поршней, отл и ч а ю ща я с я тем, что, с целью повышения надежности работы муф10 ты и снижения трудоемкости ее изготовления, она снабжена опорными элементами, установленными между каждым поршнем и . возвратными пружинами, с фиксацией со стороны фрикционных дисков на ступице
15 корпуса посредством стопорных колец, установленных в канавках ступицы с воэможностью осевого перемещения в сторону радиальной перегородки корпуса муфты.
2. Муфта по и. 1, о тл и ч а ю ща я с я
20 тем, что отверстия в радиальной перегородке корпуса выполнены дроссельными.
3, Муфта по пп. 1 и 2, о т л и ч à io щ а яс я тем; что s радиальной перегородке кор25 пуса выполнены гнезда для установки возвратных пружин, стопорные кольца установлены в канавках ступицы с радиальным зазором, а в опорном элементе — с контактом по наружной поверхности запод30 лицо с его торцом.