Стенд для испытания зубчатых колес по замкнутому силовому контуру

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное выкрашивание. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик путем уменьшения габаритов , снижения виброактивности и повышения производительности и достоверности испытаний. Стенд включает привод, входной вал для соединения с испытуемыми колесами , выходной вал, нагружатель, связанный с одним из валов, и замыкающую фрикционную передачу, содержащую установленные на одном из валов основной и дополнительные наборы программных пакетов дисков с выполненными на них рабочими дорожками в виде конических поясков. Диски дополнительных наборов повернуты в окружном направлении один относительно другого так, что образующие секторных уча: стков рабочих дорожек с меньшими дугами расположены напротив образующих секторных участков с большими дугами. Рабочие дорожки дисков основного набора программных пакетов выполнены в виде замкнутых поясков, Количество секторных участков рабочих дорожек дисков дополнительных наборов одинаково. Средние образующие секторных участков рабочих дорожек расположены одни напротив других в одной диаметральной плоскости. Секторные участки рабочих дорожек дисков каждого из дополнительных наборов расположены с угловым шагом, равным, а также кратным дуге 360°/р, 360°/а и 360°/(ка + т). Для этих дисков дуги секторных участков и их количество не превосходят соответственно дуги 36Й°/р, 360°/а и 360°/(ка + т) и числа р, а и ка + т, где р - целое число, не равное единице, к - целая часть смешанного числа km/a; m и а - соответственно числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа. Количество секторных участков рабочих дорожек дисков каждого из дополнительных наборов равно единице, а их дуги меньше 360° и равны, а также кратны 360°/р. 360°/а или 360°(ка + т), 5 з.п.ф-лы, 20 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s G 01 М 13/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ.

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4694662/28 (22) 24.05,89 (46) 07,07.92. Бюл, ¹ 25 (71) Киевский политехнический институт им.

50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) В.А, Стадник, Ю.М. Тарасов, В,Г. Шарапов, В.В. Стадник и Т.В, Казакова (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 616547, кл. 6 01 М 13/02, 1977, Авторское свидетельство СССР № 109421, кл. G 01 М 13/02, 1965, Авторское свидетельство СССР

¹ 1027563, кл. G 01 М 13/02, 1983. (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС ПО ЗАМКНУТОМУ СИЛОВОМУ

КОНТУРУ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное выкрашивание, Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик путем уменьшения габаритов, снижения виброактивности и повышения производительности и достоверности испытаний. Стенд включает привод, входной вал для соединения с испытуемыми колесами, выходной вал, нагружатель, связанный с одним из валов, и замыкающую фрикционную передачу, содержащую установленные на одном из валов основной и

„„5U,, 1746240 А1 дополнительные наборы программных пакетов дисков с выполненными на них рабочими дорожками в виде конических поясков.

Диски дополнительных наборов повернуты . в окружном направлении один относительно другого так, что образующие секторных уча: стков рабочих дорожек с меньщими дугами расположены напротив образующих секторных участков с большими. дугами. Рабочие дорожки дисков основного набора программных пакетов выполнены в виде замкнутых поясков, Количество секторных участков рабочих дорожек дисков дополнительных наборов одинаково. Средние образующие секторных участков рабочих дорожек расположены одни напротив других в одной диаметральной плоскости. Секторные участки рабочих дорожек дисков каждого из дополнительных наборов расположены с угловым шагом, равным, а также кратным дуге 360 /р. 360 /а и 360 /(ka + m).

Для этих дисков дуги секторных участков и их количество не превосходят соответственно дуги 360 /р, 360 /а и 360 /(ka + m) и числа р, а и ka + m, где р — целое число, не равное единице, k — целая часть смешанного числа km/a; m и а — соответственно числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа. Количество секторных участков рабочих дорожек дисков каждого из дополнительных наборов равно единице, а их дуги меньше 360 и равны, а также кратны 360 /р, 360 /а или 360 (ka + m); 5 э.п.ф-лы, 20 ил.

1746240

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное выкрашивание

Известен стенд для испытания зубчатых колес по схеме замкнутого силового контура, содержащий привод, нагружатель и замыкающую передачу в виде эллиптических зубчатых колес, позволяющий цикличе10 ское изменение нагрузки в контуре.

Недостаток данного стенда — ограничение количества секторов зубчатого колеса с изменяющейся нагрузкой на них эа один оборот колеса.

Известен также стенддля испытания зубчатых колес, состоящий из зубчатых редукторов, соединенных между собой в замкнутый контур, и содержащий установленные на его

20 валах муфты нагружения с фигурными пазами, взаимодействующими друг с другом через промежуточный рычаг, Недостаток этого стенда — повышенная виброэктивность, вызванная возвратно-качательным движением промежуточного рычага.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности достигаемому положительному эффекту является стенд В.А, Стадника для испытания зубчатых передач

30 по замкнутому силовому контуру, содержащий привод, входной вал для соединения с испытуемыми колесами, выходной вал, нагружатель, связанный с одним из валов, и замыкающую фрикционную передачу, со- 35 держащую установленные на одном из валов основной и дополнительные наборы программных пакетов дисков с выполненными на них рабочими дорожками в виде

40 конических поясков с вершинами конусов, расположенными на оси дисков, диски дополнительных наборов повернуты в окружном направлении друг относительно друга так, что образующие секторных участков рабочих дорожек с меньшими дугами располо45 жены против образующих секторных участков с большими дугами. В указанном стенде рабочие дорожки дисков основного набора программных пакетов выполнены прерывистыми, а количество секторных уча50 стков рабочих дорожек дисков дополнительных наборов различно.

Недостаток известного стенда — повышенная вибрация при испытаниях, а также повышенная потребность количества дис- 55 ков в пакетах дополнительных программных наборов. Повышенные вибрации вызываются скачкообразным (от минимального до максимального значения или наоборот) изменением циркулирующего в контуре момента, поскольку крайние левые или крайние правые образующие секторных участков конических поясков рабочих дорожек дисков программных пакетов расположены друг против друга. Повышенная потребность количества дисков в пакетах дополнительных программных наборов вызвана тем, что рабочие дорожки дисков основного набора программного пакета выполнены прерывистыми, а количество секторных участков рабочих дорожек дисков дополнительных наборов различно.

Кроме того, стенд не позволяет суммиро-. вать, а также изменять очередность приложения нагрузки на отдельных секторных участках испытуемых колес, что снижает производительность и достоверность испытаний, Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем уменьшения габаритов, снижения виброактивности и повышения производительности и достоверности испытаний.

Поставленная цель достигается тем, что рабочие дорожки дисков основного набора программных пакетов выполнены в виде замкнутых поясков, а количество секторных участков рабочих дорожек дисков дополнител ьн ых наборов одинаково.

Кроме того, средние образующие секторных участков рабочих дорожек расположен друг против друга в одной диаметральной плоскости, Секторные участки рабочих дорожек дисков каждого из дополнительных наборов расположены с угловым шагом, равным, а также кратным дуге 360 /р, а дуги секторных участков и их количество не превосходят соответственно дугу 360 /р и число р, где р — целое число, не равное единице, Кроме того, секторные участки рабочих дорожек дисков каждого из дополнительных наборов могут быть расположены с угловым шагом, равным, а также кратным

360 /а или 360 /(ka + m), для этих дисков дуги секторных участков и их количество не превосходят соответственно дуги 360 /а и

360 /(ka+ m) и числа а и(ka+ m), где k- целая часть смешанного числа km/à; m и а — соответственно числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа, Количество секторных участков рабочих дорожек дисков каждого иэ дополнительных наборов равно единице, а их дуги меньше 360 и равны, а также кратны 360 /р, где р — целое число, не равное единице.

Кроме того, количество секторных участков рабочих дорожек дисков каждого из дополнительных наборов равно единице, э их дуги меньше 360 и равны, а также кратны 360 /а или 360 /(ka + m), где k — целая

1746240

m часть смешанного числа k —; m и а — соответа ственно числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа.

На фиг. 1 показана схема стенда, общий вид; на фиг, 2 — вариант выполнения дисков основного набора программного пакета; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг, 2; на фиг. 4 — 6— первый вариант выполнения дисков дополнительных наборов программных пакетов дисков; на фиг. 7 — разрез Б — б на фиг. 4; на фиг, 8 — 13 — диаграммы крутящих моментов на секторных участках испытуемых колес, соответствующие первому варианту выполнения дисков дополнительных наборов программных пакетов дисков; на фиг. 14-16— второй вариант выполнения дисков дополнительных наборов программных пакетов дисков; на фиг. 17 — 20 — диаграммы крутящих моментов на секторных участках испытуемых колес, соответствующие второму варианту выполнения дисков дополнительных наборов программных пакетов дисков, Стенд содержит испытуемую зубчатую и замыкающую фрикционную передачи, смонтированные в отдельных картерах, Испытуемая зубчатая передача состоит из двух колес 1 и 2 с числами зубьев, равными соответственно Zn u 26.

Замыкающая фрикционная передача состоит из двух пакетов дисков, базового 3 и программного 4. Выходной 5 и входной 6 валы соединяю соответственно зубчатое колесо 2, базовый пакет дисков 3 и зубчатое колесо1, программный пакет дисков 4 в замкнутую схему с помощью жестких муфт 7 и

8. Привод 9 через муфту 10 связан с одним из валов. Нагружающее устройство 11, например, пружинного типа установлено на одном из валов, например на выходном валу

5.

Основной базовый пакет дисков 3 установлен на шлицах на одном из валов, например на выходном валу 5 с испытуемым зубчатым колесом 2, и состоит из нескольких центральных дисков 12, расположенных между двумя крайними фланцевыми дисками 13 и 14, Обе боковые поверхности центральных дисков 12 и одна из боковых поверхностей крайних фланцевых дисков

13 и 14 выполнены коническими с вершинами конусов, расположенными на оси дисков. Углы конусности центральных 12 и крайних фланцевых 13 и 14 дисков равны соответственно 2д и д.

Программный пакет дисков 4 установлен на одном из валов, например на входном валу 6 с испытуемым зубчатым колесом

1, и состоит из основного набора дисков 15 и нескольких дополнительных наборов дис5

10 ков, например дисков 16, 17 и 18. Боковые поверхности дисков 15 основного набора снабжены рабочими 19 (фиг, 2), а диски 1618 дополнительных наборов рабочими 20—

22 и вспомогательными 23-25 коническими дорожками с вершинами конусов, расположенными на оси дисков. Рабочие дорожки

19 выполнены на дисках 15 основного набора в виде замкнутых конических поясков 19 (фиг. 2), а на дисках 16 — 18 дополнительных наборов — в виде секторных участков 20, 21 и 22 конических поясков с углом конусности поясков 2д, имеющих одинаковые средние диаметры dpi, меньшие или большие на15 чального диаметра d n зубчатого колеса 1, установленного на одном валу 6 с программным пакетом 4, и принятые, например, меньшими Они т.е. dpn < бнп, Количество секторных участков кони20 ческих поясков рабочих дорожек дисков 1618 каждого из дополнительных наборов одинаково и равно, например, трем, а их дуги различны и равны, например, Р1, jib u

)3з, причем pl > pz > /3з. Секторныеучаст25 ки 20 — 22 расположены, например, с одинаковыми угловыми шагами, равными, например 360 /! или 120 при = 3, а их дуги выбраны таким образом, что j3l — jb = а1 и

Д вЂ” фз= ак /3з=аз, при этом а1= ар=

30 =аз = а, т.е, их величины отличаются друг от друга на одну и ту же величины. Для удобства определения отдельных секторных участков на испытуемых колесах, подверженных различным нагрузкам, 35

360 принимаем а= а, ! — PMBKC где )3 макс = P! — наибольшее значение дуги секторного участка. Количество секторных участков l, их дуги, а также угловой шаг их расположения назначаются произвольно при испытании зубчатых передач с переда- . точным числом, равным единице; а также в случае, когда программный пакет дисков установлен на одном валу с меньшим зубчатым колесом при передаточном числе испытуемой передачи,. выраженном целым числом, большим единицы, и определяются лишь величинами центральных углов секторных участков испытуемых зубчатых колес и их расположением по периметру, в пределах которых требуется получить различные величины нагрузок.

Вспомогательные дорожки выполнены на дисках 16 — 18 дополнительных наборов в виде секторных участков 23-25 конических поясков, имеющих средний диаметр d», равный начальному диаметру бяп установленного с ним на одном валу 6 испытуемого колеса 1, и расположенных по отношению к

1746240

50 секторным участкам 20, 21 и 22 конических поясков рабочих дорожек в шахматном порядке с частичным перекрытием их по дуге у.

Шахматное расположение секторных участков 23 — 25 конических поясков вспомогательных дорожек и секторных участков

20 — 22 конических поясков рабочих дорожек дисков дополнительных наборов обеспечивает периодически переменность контакта вспомогательных и рабочих дорожек с дисками базового пакета 3, а их перекрытие по дуге — .непрерывность контакта. Секторные участки конических поясков, рабочие 20-22 и вспомогательные 23-25, могут быть получены точением боковых конических поверхностей дисков 16 — 18 до образования конических поясков рабочих и вспомогаельных дорожек требуемых средних диаметров с последующим фрезерованием этих поясков на секторных участках с дугами, равными соответственно oî, ао+ а1 и ао + а 1+ а 2 для конических поясков рабочих дорожек 20 — 22 и p1 — 2y, p2 — 2y, Рз — 2) для конических поясков вспомогательных дорожек 23.-25, и расположены в шахматном порядке с угловым шагом, равным 360 /i, где дуга перекрытия секторных участков конических поясков рабочих и вспомогательных дорожек; i — количество секторных участков конических поясков рабочих и вспомогател ь н ых дорожек.

Количество дисков 15 в основном наборе программного пакета 4 определяется в зависимости от величины требуемого наименьшего крутящего момента, циркулирующего в замкнутом силовом контуре. . Количество дисков 16-18 в каждом из дополнительных наборов программного пакета дисков определяется в зависимости от требуемого увеличения крутящего момента в контуре на отдельных секторных участках зубчатых колес испытуемой передачи по отношению к другим секторным участкам, подверженным меньшей нагрузке.

Суммарное количество дисков основноlo и дополнительных наборов программного пакета 4 отличается от количества дисков базового пакета 3 на единицу. базовый пакет 3 дисков 12-14 установлен на выходном валу 5 так, что в промежутки между его центральными 12 и крайними фланцевыми 13 и 14 дисками входят диски 15 основного и диски 16 — 18 дополнительных наборов программного пакета 4, установленного на входном валу 6, чем обеспечивается фрикционное взаимодействие между дисками базового 4 M программного 3 пакетов под воздействием нагружателя в осевом направлении дисков.

Диски 16-18 дополнительных пакетов повернуты в окружном направлении друг относительно друга таким образом, что образующие секторных участков конических поясков рабочих дорожек с меньшими дугами расположены против образующих секторных участков конических поясков рабочих дорожек с большими дугами, например образующие секторных участков 22 дисков 18 с дугой Д расположены против образующих секторных участков 21 дисков 17 с дугой Д, где р з < p 2, э образующие секторных участков 21 дисков 17 с дугой Д расположены против образующих секторных участков20дисков16сдугой р1, где Р2 < Р1.

Относительное друг по отношению к другу расположение дисков 16, 17 и 18 в окружном направлении в пределах дуги 61 наибольших секторных участков 20 может быть произвольным, однако с целью удобства определения секторных участков венцов испытуемых колес, подверженных различным нагрузкам, крайние левые или крайние правые образующие секторных участков конических поясков рабочих дорожек, например крайние правые образующие аЬ секторных участков 20, 21 и 22, могут быть расположены в одной диаметральной плоскости, Тогда количество зубьев отдельных секторных участков венца испытуемого колеса, расположенных на дугах начальной окружности в пределах центральных углов

t70 = 360 /i —,81; а1 = p1 — А; а 2 = p 2—

Рз и аз = P3, противоположно расположенных против равных им центральных углов секторных участков рабочих дорожек, установленных на одном валу с колесом дисков программного пакета, соответственно равно Zo, 21, Z2 и Z3.

Тогда, например, при отношении чисел зубьев Ze/Z, равном единице, на обоих испытуемых колесах с числом зубьев Zn в пределах каждого из.секторов с числом зубьев

Ел/! или 2п/3 при i = 3 получают по четыре секторных участка с числами зубьев, равными соответственно Z0 Z1, Z2 и Ез, подверженными циклически за время одного оборота различным величинам крутящих моментов, равных соответственно То, Т1, Т2 и Т3, при атом To < T1 < T2 < Тз (фиг. 8) При отношении чисел зубьев Ze/Z>, выраженном целым числом р, не равным единице (например, равным трем), в случае расположения программного пакета дисков

4 на валу с меньшим колесом, на меньшем колесе получают аналогичную диаграмму нагружения, как и в предыдущем случае (фиг. 8), а на венце большего колеса в пределах трех секторов с числами зубьев, рав1746240

10

20

30

55 ными Еб/р или Ze/3 при р = 3, или Zg/р = Zn, получают по три сектора с числом зубьев на секторе, равным Ze/i или Zg/3 при = 3, в пределах каждого из которого расположено по четыре секторных участка с числами зубьев, равными соответственно Zo, Z), Zp и Лз, подверженных циклически за время каждых трех оборотов меньшего колеса различным величинам крутящих моментов To, T>, Tz и

Тз (фиг, 9), при этом To < Т1 < T2 < Тз, что позволяет установить качественные закономерности износа зубьев от величины нагрузки, а также определить предел контактной выносливости и на изгиб, не прибегая к испытанию большого количества зубчатых пар при различных нагрузках и в разное время, Для снижения вибрации стенда при изменении циркулирующего в контуре крутящего момента диски 16-18 дополнительных наборов могут быть повернуты в окружном направлении друг относительно друга таким образом, что средние образующие cd секторных участков 20, 21 и 22 конических поясков рабочих дорожек расположены друг против друга в одной диаметральной плоскости, В этом случае при тех же отношениях чисел зубьев испытуемых колес, как .и в предыдущем случае (Zo/Zn = 1 и Z5/Zn = р = 3), изменение крутящего момента при пересопряжении очередных секторов с числом зубьев Zn/i происходит более плавно за счет симметричного расположения секторных участков, подверженных одинаковым нагрузкам, а также увеличения количества секторных участков, нагруженных одинаковыми моментами в пределах этих секторов, В результате этого крутящий момент, начиная с первого секторного участка с числом зубьев Zo, плавно увеличивается от То до Т1 и Tz на секторных участках с числами зубьев

Zn/2 и Zn/2, затем достигает максимума Тз на секторном участке с числом зубьев Ез и плавно уменьшается до Tz и Т1 на секторных участках с числами зубьев Zn/2 и Еп/2, достигая минимальной величины Тр на секторном участке очередного участка сектора с числом зубьев Zo (фиг. 10 и 11).

При отношении чисел зубьев Zg/Zn, испытуемых колес, выраженном в виде целого числа р, не равного единице, секторные участки конических поясков рабочих дорожек дисков каждого из дополнительных наборов, установленных на одном валу с большим колесом, располагают с угловым шагом, равным, а также кратным дуге

360 /р, а дуги секторных участков и их количество назначают таким образом, чтобы они не превосходили соответственно дугу

360 /р или число р.

Если принять р = I, то при передаточном числе испытуемой передачи р = 1 можно использовать диски 16 — 18 дополнительных наборов, секторные участки которых расположены с угловым шагом, равным 360 /р или 120 при р = 3, дуги ф1, р 2 и j3 з секторных участков 20 — 22 не превосходят дугу

360 /р или 120 при р - 3, а их количество не превосходит р и равно трем.

Тогда при передаточном числе р = 3 получают диаграмму нагружения секторных участков венца за один оборот большого колеса, аналогичную показанной на фиг. 9 и 11.

Секторные участки венца меньшего колеса подвергаются трижды за цикл трех оборотов нагрузкам, как показано на аналогичных диаграммах (фиг. 8 и 10).

Для испытания зубчатых колес с отношением чисел зубьев Zs/Zn, выраженным в

m виде смешанного числа k —, где k — целая а часть смешанного числа; m и а — соответственно числитель и знаменатель правильной дроби смешанного числа, угловой шаг расположения секторных участков конических поясков рабочих дорожек дисков каждого из дополнительных наборов назначают равным, а также кратным 360 /а для дисков дополнительных наборов, установленных на одном валу с меньшим колесом, и

360 /(ka + m) для дисков дополнительных наборов, установленных на одном валу с большим колесом, для этих дисков дуги секторных участков и их количество не превосходят соответственно дуги 360 /а и 360 (ka

+ m) и числа а и (ka + m). С этой целью могут быть использованы диски 16-18 дополнительных наборов, если принять а = I. Тогда угловой шаг расположения секторных участков равен 360 /а или 120 при а =3 и расположении программного пакета дисков на одном валу с меньшим колесом, Тогда при передаточном числе испытуемой передачи, выраженном в виде смешанного числа k—

m а или 4/3 при k = 1, m = 1 и а = 3, на меньшем испытуемом колесе 1 получают в пределах секторов с числами зубьев, равными Z„/à или Zn/3 при а = 3, по четыре секторных участка с числами зубьев Zo, Z>, Zz и 2з, нагруженных различными моментами To, T>, Тг и Тз (To < T> < Т2 < Тз) при расположении друг против друга крайних правых образующих ab секторных участков, аналогично как при передаточном числе, равном целому числу (фиг. 8).

В случае расположения друг против друга средних образующих секторных уча12 стков получают аналогичную диаграмму нагружения, как при испытании колес при передаточном числе, равном целому числу (фиг. 10).

На большем испытуемом колесе 2 получают в пределах секторов с числом зубьев

Уь/(а + m) или Еб/4 при k = 1, m = 1 и а = 3 по четыре секторных участка с числом зубьев, равным Zo, Z>, Z< и Zz, подверженных различным моментам нагружения То, Т1, Tz, Тз, в случае расположения друг против друга крайних образующих секторных участков (фиг. 12) и по шесть секторных участков (фиг. 12) и по шесть секторных участков с числами зубьев, равными соответственно

Zo, Z>/2, Zz/2, Ез, Zz/2 и Z>/2, подвержен;,и::: —,.з:-"., i. t;; гареме: т"-""ì "нагружения, равным соответственно, To ; Т",, Tz, Тз,Т2, Т1, при этом То < Т1 < Tz < Тз (фйг, 13), На стенде представляется возможным суммировать на зубьях испытуемых колес циклически изменя ющуюся ступенчатую нагрузку . С этой целью при передаточном числе испытуемой передачи, выраженном целым числом р, не равным единице, диски

26 — 28 (фиг. 14 — I 6) каждого из дополнительных наборов в отдельности, установленные на одном валу с большим колесом, содержат по одному секторному участку 29, 30 и 31 соответственно конических поясков с дугами, не превосходящими 360 и равными, а также кратными 360 /р и равными, например 90, .180 и 270 при р = 4, Тогда при передаточном числе р каждый иэ р секторных участков, или из четырех секторных участков при р = 4 с числами зубьев, равными Ze/р или Zu/4 при р = 4, подвергается различным моментам нагружения То, Т1, Т2, Тз, причем То Т1 < Tz

< Тз при расположении друг против друга левых образующих ab секторных участков

29 — 31 (не показано).

В случае расположения друг против друга средних образующих cd секторных участков, на большем колесе получают шесть секторных участков с числами зубьев, равными Zo/p, Еь/2р, 26/2р, Zp/р, Еб/2р и

Еб/2р, подверженных моментам нагружения, равным соответственно To, Т1, Т2, Тз, Т2 и T1, при этом To < Т1 < Т2 < Тз (не показано).

Тогда за цикл р оборотов, или за четыре оборота (8 л),меньшего колеса, его зубья последовательно за каждый оборот подвергаются действию крутящих моментов To, T>, Т, Тз, которые суммируются в порядке чередования (уменьшения или увеличения момента в зависимости от направления вращения колеса) в случае, когда левые об5

55 разующие ab секторных участков 29 — 31 расположены друг против друга (фиг. t7).

В случае расположения друг против друга средних образующих cd секторных участков 29 — 31 (фиг. 14 — 16) представляется воэможность изменять в течение цикла порядок чередования ступеней нагрузки зубьев меньшего колеса, Так, например, при продолжительности цикла, равной четырем (8л) оборотам (фиг, 18), за первый оборот зубьев меньшего колеса нагружаются моментом То, за второй оборот половина зубьев нагружается моментом Т1, а вторая половина — моментом

Т2, при этом T«Tz (показано сплошной линией). 3а трений оборот все зубья колеса пагрузятся моментом Тз, а за четвертый оборот половина зубьев колеса нагружается моментом Tz, а вторая половина — моментом

Т, причем Т2 > T> (показано пунктирной линией), т,е, при суммировании моментов Т1 и Tz изменяется порядок чередования ступеней.

На стенде представляется возможным суммировать на зубьях испытуемых колес циклически изменяющуюся ступенчатую нагрузку также при отношении чисел зубьев

Zo/Z<, выраженном в виде смешанного числа k — . При этом суммирование ступенчаа той нагрузки за цикл может быть произведено как на меньшем, так и на большем колесах, Это достигается тем, что диски 26 — 28 каждого из дополнительных наборов в отдельности содержат по одному секторному участку конических поясков рабочих дорожек с дугами, не превосходящими 360 и равными, а также кратными 360 /а для дополнительных наборов, установленных на одном валу с меньшим колесом, и 360 /ka+

m} для дополнительных наборов, установленных на одном валу с большим колесом испытуемой передачи.

С этой целью могут быть использованы диски 26 — 28 дополнительных наборов (фиг.

14 — 16), если принять а = р. Тогда при передаточном числе, выраженном в виде смешанного числа k —, или 5/4 при k = 1, m = 1

m а, и а = 4, за цикл, равный продолжительности пяти оборотов (10 ж) меньшего колеса и четырех оборотов (8 л) большего колеса, каждый из (ka+ m) секторов большего коле-. са, или каждый из пяти секторов при k - 1, m - 1, а = 4, последовательно за каждые

1/(ka + m) оборота или на каждый сектор с числом зубьев 2о/(ka+ m) или Zo/5 при k = 1, m = 1 и а - 4 подвергаются действию крутящих моментов To, Т1, Tz, Тз, которые сум1746240

10

25

35

50

55 мируются в порядке чередования (уменьшения или увеличения момента в зависимости от направления вращения колеса) в случае, когда левые образующие ab секторных участков 29-31 расположены друг против друга (не показано).

В случае расположения друг против друга средних образующих cd секторных участков 29 — 31 представляется возможность изменить в течение цикла порядок чередования ступеней нагрузки Т1 и Tp зубьев большего колеса (показано сплошным и контурным линиям, фиг. 19).

Сектора меньших зубчатых колес с числами зубьев на каждом секторе Z>/à или

ZA/4 при а = 4, в этих обоих случаях подвергаются за цикл (4 оборотов) постоянным на этих секторах нагрузкам, равным соответственно То, Т1, Т2 и Тз (не показано).

Для суммирования ступенчатой нагрузки на.меньшем колесе могут быть использованы диски 26 — 28 дополнительных наборов, если принять (ka+ m) = р. Тогда при передаточном числе испытуемой передачи, выраженном в виде смешанного числа k — или а

4/3 при k = 1, m = 1 и а = 3, (ka + m) = 4, Тогда при установке дисков дополнительных наборов на одном валу с большим колесом при отношении числе зубьев Z6/2п, выраженном в виде смешанного числа k— а или 4/3 при k = 1, m = 1 и à = 3, за цикл, равный продолжительности четырех оборотов (8 л) меньшего колеса и трех оборотов (6 л) большего колеса, каждый из а секторов меньшего колеса или каждый из трех секторов при а = 3 последовательно, за каждый поворот колеса на каждые 1/а оборота или на каждый сектор с числом зубьев

Zn/a или Еп/3 при а = 3 подвергаются действию крутящих моментов То, Т1, Т2 и Тз, которые суммируются аналогично, как и в предыдущих случаях, в зависимости от расположения друг против друга образующих

ab u cd секторных участков (фиг. 20).

Сектора больших зубчатых колес с числом зубьев на каждом секторе, равным

Zg/(ka + m), или Ze/4 при k = 1, m = 1 и а = 3, в этих обоих случаях подвергаются за цикл (3 оборотов) постоянным на этих секторах нагрузкам, равным соответственно To, T>, Тг, Тз (не показано).

Стенд работает следующим образом.

Нагружение производят, например, за счет сжатия пружин нагружающего устройства 11, в результате чего под действием осевых усилий на крайние флэнцевые диски

13 и 14 базового пакета 3 осуществляется необходимое прижэтие дисков 12 базового пакета к дискам 15 — 18 программного пакета 4.

Включают электродвигатель 9 и производят испытание, Поскольку диски пакетов 4 и 3 замыкающей фрикционной передачи жестко связаны с входным 6 и выходным 5 вилами, на которых установлены испытуемые зубчатые колеса 1 и

2, то отношение угловых скоростей дисков пакетов 4 и 3 постоянно и равно передаточному числу испытуемой передачи, определяемому из соотношения Ze/Zn или бнь/бнп.

Так как средний диаметр брп конических поясков 19 и секторных участков 20-22 конических поясков рабочих дорожек дисков основного и дополнительных наборов программного пакета 4 в одном из вариантов из выполнения (фиг, 2, 4, 6 и 7) меньше диаметра бнп начальной окружности установленного с ним на одном валу колеса 1, а во втором варианте их выполнения (не показано) брп > бнп, то отношение расчетных диаметров контактирующих с ними дисков базового пакета 3 в первом варианте больше передаточного числа испытуемой передачи, а во втором — меньше, т.е. dpi /брп > бнб/бнп или брб/брп < бнб/бнп.

Поэтому в относительных друг по отношению к.другу положениях дисков 3 и 4, когда последовательно реализуется контакт образующих конических поясков 10 и секторных участков 20 — 22 конических поясков рабочих дорожек дисков 15 — 18 программного пакета 4 с участками конических поверхнастей дисков 12 — 14 базового пакета 3, на участках контактных линий возникает геометрическое скол ьжен ие.

В первом варианте, когда бпп < бнп, скорости точек контактных линий .конических. поверхностей дисков базового пакета 3 больше скоростей точек контактных линий конических поясков 19 — 22 рабочих дорожек дисков 15 — 18 основного и дополнительных наборов программного пакета 4, направление скоростей скольжения совпадает с направлением линейных скоростей точек контактных линий дисков базового пакета 3, а направление сил трения на этих же участках противоположно направлению скоростей скольжения.

Силы трения, возникающие на участках контактных линий дисков базового пакета 3, находящихся в контакте с коническими поясками 19 — 22 рабочих дорожек дисков основного и дополнительных наборов; закручивают ведомый вал 5 в направлении, противоположном направлению его вращения, создавая за время контакта конических поясков 19 — 22 крутящий момент в контуре, 16

Тогда направление крутящего момента на колесе 1 (или направление давления зуба этого колеса на зуб второго испытуемого колеса 2) совпадает с направлением вращения этого колеса. В этом случае колесо 1 работает как ведущее в направлении, соответствующем направлению вращения электродвигателя 9, Во втором варианте, когда dpn > den, линейная скорость по длине контактных линий дисков базового пакета 3 меньше скоростей точек контактных линий конических поясков 19 — 22 рабочих дорожек дисков 15 — 18 программного пакета 4, направление скоростей скольжения совпадает с направление линейных скоростей контактных линий ;.о.p - vi-u паке,*а,,исков 4, а направление сил трения на этих участках противоположно направлению скоростей скольжения.

Поэтому силы трения, возникающие на участках контактных линий программного пакета дисков 4, закручивают ведущий вал 6 в направлении, противоположном направлению

его вращения, создавая в контуре крутящий момент. В этом случае направление крутящего момента на колесе 2 (или направление давления зуба этого колеса на зуб колеса 1) совпадает с направлением вращения этого колеса, Поэтому колесо 2 работает как ведущее колесо, а колесо 1 является ведомым.

Поскольку средний диаметр d>n секторных участков 23 — 25 конических поясков вспомогательных дорожек дисков 16 — 18 дополнительных наборов равен начальному диаметру d», установленного с ним на одном валу колеса 1, то в момент контакта секторных участков 23 — 25 вспомогательных дорожек дисков 16 — 18 дополнительных наборов с коническими поверхностями дисков базового, пакета скорость скольжения равна нулю, в связи с чем момент силы трения, закручивающий валы контура, равен нулю.

Так как центральные углы дуг a>, az u аз секторных участков 20-22 конических поясков рабочих дорожек и центральные углы дуг ао, a > и а z секторных участков 23-25 вспомогательных дорожек 16 — 18 дополнительных наборов расположены в пределах секторов с центральными углами 360 /i, или

120 при i = 3, то на венце колеса 1, установленного на одном валу с программным пакетом дисков, можно выделить i зубчатых секторов, или.3 сектора при i = 3, расположенных против этих центральных углов дисков дополнительных наборов и содержащих по Zn/i (или Zn/3) зубьев, В пределах этих зубчатых секторов находятся секторные участки, расположенные против центральныхугловдуг. ао, ài.,а 2 и аз и

25

To = Тр io, 30

35 жек брп, lo — количество дисков в основном набо40. ре дисков 4, 45 чих дорожек дисков 15 основного набора в контакт с дисками базового пакета 3 вступают секторные участки 20 рабочих дорожек . дисков 16 дополнительного набора. Диски

50 жек, создавая при этом крутящий момент в контуре, равный нулю.

5

15 содержащие числа зубьев, равные соответственно Zo, 21, 22 и 2з. Тогда при вращении колеса 1 в пределах поворота его секторного участка с числом зубьев Zo и соответствующих ему в пределах центрального угла ао секторных участков конических поясков рабочих и вспомогательных дорожек дисков программного пакета дисков 4 в контакте с коническими поверхностями дисков базового пакета 3 находятся секторные участки конических поясков 19 рабочих дорожек дисков 15 основного набора дисков и секторные участки 23 — 25 конических поясков вспомогательных дорожек дисков 16 — 18 дополнительных наборов, Так как крутящий момент, создаваемый в контуре эа время контакта секторных участков 23-25 конических поясков вспомогательных дорожек дисков 16-18 дополнительных наборов с коническими поверхностями дисков базового пакета 3, равен нулю, то крутящий момент То, создаваемый в контуре за время зацепления секторных участков колес 1 и 2 с числом зубьев Zo, определяется по зависимости где Tp> — крутящий момент, создаваемый силами трения, возникающими в зонах контакта конических поясков рабочих дорожек одного диска программного пакета 4 с коническими поверхностями дисков базового пакета 3, зависящий от усилия прижатия дисков, коэффициента трения и среднего диаметра конического пояска рабочих дороПри повороте колеса 1 на следующий секторный участок с числом зубьев 2> или на угол а1 помимо секторных участков рабо17 и 18 остальных дополнительных наборов контактируют с дисками