Смесь для покрытий и оснований автомобильных дорог
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: дорожное строительство , смеси для покрытий и оснований. Сущность изобретения: смесь содержит, мас.%: кислый прудовой гудрон (в пересчете на безводное вещество) 3,5-5,0; известь (в пересчете на свободные СаО + МдО) 2-7; вода 14,5-16,0; белитовый шлам остальное. Смесь готовят смешиванием компонентов. Прочность при сжатии в 28-суточном возрасте в сухом состоянии 14,5-16 МПа, в водонасыщенном состоянии 8,1-16,1 МПа, водонасыщение 6,0-9,2%. 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s С
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4793260/33 (22) 15.02.90 (46) 15,07.92, Бюл. ¹ 26 (71) Омский филиал Государственного всесоюзного дорожного научно-исследовательского института "Союздорнии" (72) В.M.Áåñêpoâíûé и H.Ñ.Äåæèíà (53) 625.8(088.8) (56) Инструкция по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов. СН 25-74, M„
Стройиздат, 1975, с.32.
Артюхина Г.И. Применение бокситовых шламов, обработанных нефтяными гудронами и эмульсиями при строительстве автомобильных дорог местного значения на северо-западе РСФСР. Автореф, канд, дис.
Л.: ЛИ СИ, 1980, с.13 — 17.
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог, в частности к составам смесей для устройства покрытий и оснований из материалов, обработанных органическими вяжущими.
Известны смеси для дорожйых покрытий и оснований, включающие грунт и органические вяжущие, например грунты, обработанные жидким битумом или битумной эмульсией.
Недрстатками материала из этих смесей, имеющего коагуляционную структуру и обладающего упруго-вязкопластичными свойствами, являются невысокая прочность при сжатии, недостаточные водо- и теплоустойчивость. Кроме того, для приготовления этих смесей требуется значительный расход органических вяжущих материалов.
Я2, 1747418 А1 (54) СМЕСЬ ДЛЯ ПОКРЫТЙЙ И ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ (57) Использование: дорожное строительство, смеси для покрытий и оснований. Сущность изобретения: смесь содержит, мас.ь: кислый прудовой гудрон (в пересчете на безводное вещество) 3,5-5,0; известь (в пересчете на свободные СаО + MgO) 2 — 7; вода
14,5-16,0, белитовый шлам остальное.
Смесь готовят смешиванием компонентов.
Прочность при сжатии в 28-суточном возрасте в сухом состоянии 14,5 — 16 МПа, в водонасыщенном состоянии 8,1-16,1 МПа, водонасыщение 6,0-9,2 ь. 2 табл.
В зависимости от вида обрабатываемого грунта расход, например, жидкого битума составляет 5-12 ф, массы смеси, Из известных смесей наиболее близкой к предлагаемой является смесь, включающая белитовый (бокситовый) шлам, нефтяной гудрон и воду.
Материал из указанных смесей, имеющий коагуляционно-кристаллизационную структуру, обладает более высокой по сравнению с грунтом, обработанным органическим вяжущим, прочностью при сжатии, а следовательно, и сдвигоустойчивостью.
Однако смесь характеризуется замедленным ее твердением, обуславливающим недостаточную прочность и сдвигоустойчивость слоя покрытия в начальные сроки его эксплуатации, 1747418
Так, например, прочность при сжатии водонасыщенных образцов из известной смеси после 70 сут твердения не превышает
2,2 МПа. Это приводит к необходимости устраивать слОЙ floKpblTMA или Основания большой толщины, что влечет эа собой увеличение материалоемкости и стоимости дороги, а также ограничивать в начальный период эксплуатации дороги интенсивность движения и грузоподъемность транспорта.
Кроме того. к недостаткам известной смеси относятся высокие знергозатраты, связанные с разогревом нефтяного гудрона и белитового шлама до 110-130 С при приготовлении смеси.
Цель изобретения — повышение прочности покрытия и основания, снижение стоимости и уменьшение энергозатрат на приготовление смеси.
Поставленная цель достигается тем; что смесь для покрытий и оснований автомобильных дорог, включающая белитовый шлам, органическое вяжущее и воду, содержит в качестве органического вяжущего кислый прудовый грунт и дополнительно известь при следующем соотношении компонентов. мас. .
Кислый прудовый гудрон (в расчете на безводное вещество) 3,5-5
Известь (в расчете на свободные
Сао+ Mgo) 2 — 7
Вода 14,5-16
Белитовый шлам Остальное
Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что предлагаемая смесь отличается от известной тем, что она в своем составе в качестве органического вяжущего вместо нефтяного гудрона содержит кислый прудовый гудрон, а также тем, что она дополнительно содержит.известь.
Суть изобретения состоит в том, что при соединении в предлагаемой смеси в определенной последовательности трех основных компонентов: белитового шлама, кислого прудового гудрона и извести, в результате их химического взаимодействия образуется вещество, способное резко интенсифицировать процесс твердения системы и увеличить прочность материала покрытия или основания в начальные сроки его формирования, Кислый прудовый гудрон (КПГ) представляет собой отходы нефтехимического производства, в частности производства сульфонэтных присадок к смазочным маслам, а такж8 сернокислотной очистки масел и имеет сметанообразную консистенцию, Количество его, накопленное в прудах нефтехимических предприятий, например
Ярославского и Омского производственных объединений Нефтеоргсинтез. измеряется
5 десятками тысяч тонн.
Главным компонентом КПГ являются сульфокислоты, представляющие собой водорастворимые соединения. Кроме того, в нем содержатся нефтяные масла, вода и не10 большое количество серной кислоты.
Белитовый шлам (бокситовый или нефелиновый) содержит 40-85 P äâóxêàëüöèåвого силиката (белита), гидросиликаты, гидроалюминаты и гидроферрит кальция, а
15 также до 2,2 водорастворимых соединений, представленных, преимущественно, карбонатом, гидрокарбонатом и алюминатом натрия.
Приготовление предлагаемой смеси
20 предусматривает введение КПГ в белитовый шлам вместе с водой затворения, перемешивэние смеси и последующее введение в смесь извести.
Данные о химическом составе компо25 нентов предлагаемой смеси позволяют описать их взаимодействие в процессе приготовления смеси и твердения материала дорожного покрытия или основания следующим образом:
30 взаимодействие растворимых щелочей белитового шлама с содержащимися в КПГ сульфокислотой и серной кислотой с образованием. сул ьфоната и сульфата натрия
5 3 Н (СНг л СН, 2СН3 H(CHg)„CH3 (1) + NAC03 - + Цг о
50 H
Н250 ha>C03 аг504 НгСО3 (2) взаимодействие сульфоната натрия с известью с образованием водонераство45 римого сульфоната кальция (модификация водорастворимой органики в водонерастворимое соединение)
50 гланд "ч сн2!„сн (сн,сн(гч2 пснт -SС "а " 50
3 (. a
2 взаимодействие образовавшегося суль55 фата натрия с известью с образованием двуводного сульфата кальция
Na2S04+ Ca(OH)2 + 2Hz0 = CaSO4 х х 2Н20+ 2NaOH (4) 1747418 структурообразующим фактором и обеспе- эа чивающее интенсивное нарастание прочно- вы взаимодействие образовавшегося двуводного сульфата кальция с гидроалюмина.том кальция; содержащимся в белитовом шламе, с образованием гидрасульфоалюмината кальция (эттрингита). 5
В результате этой реакции происходит интенсивное твердение системы в началь- . ный период, так как объем гидросульфоалюмината в несколько раз превышает суммарный объем исходной твердой фазы, 10
Дальнейшее твердение системы происходит в результате гидратации белита, содержащегося в шламе, и образования
J низкоосновных гидросиликатов кальция.
При этом непрореагировавшая в начальный 15 период известь играет роль щелочного воэбудителя, активизируя процесс гидратации белита, кроме того, она выполняет роль реагента, взаимодействующего с активными окислами, присутствующими в белитовом 20 шламе.
Известны, смеси, содержащие КПГ и известь и белитовый шлам и известь, Однако применение в этих смесях попарных сочетаний указанных компонентов вместе с други- 25 ми компонентами не обеспечивает смесям такие свойства, которые проявляются в изобретении, где имеет место сочетание всех трех компонентов, Так в смеси, содержащей кислый гудрон и известь, в результате взаи- 30 модействия образуют такой компонент органического вяжущего как сульфонат кальция. Последний вместе с битумом и нефтяным гудроном образуют органическое вяжущее, которое в смеси с .минеральным 35 заполнителем дает дорожно-строительный материал с коагуляционной структурой, эластичный, трещиностойкий; способный сопротивляться истиранию, но имеющий малые прочность, тепло- и сдвигоустой- 40 чивость, Смесь, содержащая белитовый шлам и известь, дает материал с кристаллизационной структурой, обладающий вы-, сокой прочностью и сдвигоустойчивостью, но излишне жесткий, подверженный трещи- 45 нообразованию и истиранию. Предлагаемая смесь, представляющая собой сочетание всех трех компонентов, белитового шлама, КПГ и извести, дает материал дорожного покрытия или основания с коагу- 50 ляционно-кристаллиэационной структурой, обладающий достоинствами известного ма териала, но свободный от их недостатков.
Кроме тога, только при сочетании всех трех компонентов в предлагаемой смеси в сис- 55 теме в присутствии воды дополнительно образуется новое вещество — гидрасульфоалюминат кальция, являющееся массовым сти материала в начальный период его твердения, Для экспериментальной проверки предлагаемой смеси были приготовлены несколько составов смеси при различном сочетании компонентов — белитового шлама, КПГ, извести и воды.
В качестве белитового шлама использовали бокситовый шлам Павлодарского алюминиевого завода с содержанием белита около 50%.
Гранулометрический состав шлама приведен в табл.1, Содержание химических компонентов, мас, %: Si 02 20,6, АЬОз 6, 1; Р е20з 23,5, СаО 39,5; М90 0,55; Rz0 3,0; ЯОз 0,35;
Н20 0,23; П,П,П. 6,75.
Водная вытяжка из бокситового шлама характеризуется величиной сухого остатка, равной 1,78%, величиной рН 11,9, в ней преобладают ионы Na+, СОз и НСОз, В качестве органического вяжущего использовали КПГ иэ пруда накопителя ПО
Омскнефтеоргсинтез, имеющий условную вязкость 30 с по вискоэиметру ВЗ-4.
Характеристика КПГ дана ниже: содержание HzSQ4 2,04%, общая кислотность
49,7 мгКОН/г; содержание масла 20,2%; органическая кислотность 23,5 мгКОН/г; содержание сульфосоединения 27,0%; содержание воды 51,4%, Используемая в эксперименте гидратная известь первого сорта без добавок по
ГОСТ 9179-77 имела содержание свободных окиси у кальция и магния 68,4% и влажность
31 6%
Смеси готовили следующим oC„-: çoì.
Сухой белитовый шлам увлах:.няли, вводя в него половинное коли; ". о воды затворения и перемешивая. В оставшейся части воды эатворения при комнатной температуре растворяли КПГ, полученный раствор вводили во влажный шлам, тщательно перемешивали, после чего в смесь вводили известь и смесь окончательно перемешивали. Из полученной смеси изготавливали образцы, уплотняя их на гидравлическом прессе нагрузкой 30 МПа. Хранили образцы во влажной камере в течение 28 и 90 сут, после чего испытывали на сжати-.= при влажности твердения (сухие) и в водонасыщенном состоянии (полное водонасыщение в течение 14 сут).
Дополнительно B образцах, твердевших
90 сут, определяли наличие водорастворимой органики (непрореагировавшего с известью сульфоната натрия), для чего образец измельчали, заливали водой и оставляли в литом состоянии на 14 сут. Затем водную тяжку отфильтровывали и в фильтрат вво7 17474 дили водный раствор хлористого кальция, Появление при этом хлопьевидного осадка сульфоната кальция свидетельствовало о наличии в образце водорастворимой органики, т,е. о неполном химическом превра- 5 щении КПГ в водонерастворимую форму, Последнее может иметь отрицательное влияние как на свойства материала дорожного покрытия или основания; так и на экологическую ситуацию в случае воздействия на 10 материал атмосферных Осадков и грунтовых вод.
В табл.2 представлены свойства образцов из предлагаемой смеси при различном соотношении компонентов. Приведенные 15 данные позволяют выбрать Оптимальные пределы содержания компонентов в смеси.
Так за нижний предел содержания в смеси
КПГ и извести следует принять соответст. венно 3,5 и 2 ь, так как при 3,5 " КПГ образ- 20 цы смеси имеют наибольшую прочность (больше жестких связей в структуре), а при содержаний извести менее 2 Д в образцах остается водорастворимая органика, что нежелательно по вышесказанным соображе- 25 ниям.
За верхний предел содержания КПГ и извести следует принять соответственно 5 и
7 j, так как при увеличении содержания КПГ более 5;ь отмечается тенденция к сниже- 30 нию прочности (больше эластичных связей в структуре), увеличение содержания извести с 7 до 9;ь дает. настолько незначительное повышение прочности материала, что оно не оправдывает почти ЗО Д-ный пере- 35 расход извести, Таким образом, оптимальным содержанием в предлагаемой смеси КПГ и извести является КПГ 3,5 — 5 Д, извести 2-7; .
Сравнивая показатели физико-механи- 40 ческих свойств образцов известной смеси с показателями предлагаемой смеси, видно, что Образцы из предлагаемой смеси в начальный период твердения 28 сут имеют значительно большую прочность, чем обра- 45 зец из известной смеси. Так, например, прочность образцов из предлагаемой смеси в 3,3-5,2 раза выше прочности образцов из известной смеси, Это дает возможность
2-7
14,5 — 16,0
Остальное уменьшить толщину дорожного покрытия или основания при сохранении их несущей способности, уменьшить материалоемкость и стоимость дороги.
Приготовление предлагаемой смеси не требует (в противоположность прототипу) разогрева органического вяжущего и белитового шлама, что позволяет снизить энергозатраты и улучшить экологическую обстановку на территории АБЗ и прилегающей к нему местности, В результате использования кислого гудрона улучшается также экологическая обстановка в районе нефтехимических предприятий, производящих масла и сульфонатные присадки.
Как показали расчеты, дорожному покрытию из известной смеси толщиной 21 см эквивалентно равнопрочное покрытие из предлагаемой смеси толщиной 11-12 см.
При этом на 1 км дороги расходуется белитового шлама на 1056 — 1146 т и органического вяжущего на 57-75 т меньше, чем при использовании известной смеси, а стоимость дороги снижается на 10-11 тыс. руб.
Знергозатраты на приготовление смеси в расчете на 1 км дороги снижаются на 427
ГДж, Формула изобретения
Смесь для покрытий и оснований автомобильных дорог, включающая нефтяной гудрон, воду и белитовый шлам, о тл и ча ющ а я с я тем, что, с целью повышения прочности покрытия и Основания, снижения их стоимости и уменьшения энергозатрат на приготовление смеси, она содержит в качестве нефтяного гудрона кислый прудовой гудрон и дополнительно известь при следующем соотношении компонентов, мас. $:
Кислый прудовой гудрон (в пересчете на безводное вещество) 3,5-5,0
Известь (a пересчете на свободные
СаО+ MgO)
Вода
Белитовый шлам
Таблица 1
1747418
Ф
Z (О
ОО .О
1 I ! e
3 Z
3 О
t Ct о
1 (О
1
I I
1 3 о е х
1 Z 2I о z ч z о Ф ! Ф
1 Ф о
I г(Ф
I e C аЕ
1 (O о
1 X .О X
1- ((u e
О 33
z v
I Х о * а а с= с
\ — — »
1 х
1 X х
1 Л !
I И 1
1 1,» I
O r..+ ча(1
O O Cl S 1
mmOr
3 Х 1
x v»zz
ceo e чаz
1 1
Э О3
I X П! х а
1 X(O с о
1 (О
+ +
1 I е
Z о
I Ч о
1 (O
z х (33
9 ЗО
v сс
Z
Ф ч
Cl
Ф
Ф
1 m о
1 (П
1 е а
1 (О о
1 Ф! 1! 8 х
I У о а с
1 I (1 1
1 Б 1 ! О 1
e1 ex
С(ZЗ
Е О Z 1
1 Ч Z 1 о Ф
1 Ф 3 1
X I 1 (О 1 1
% 1 1
u1 X
I S 1 х I а л
С 3 И 1
CO
О (ч лф CF3
О (ч (Ч о
С(!
Iи о
R
3 у о ч Ф и х а (О М (3 С( сч о лло -—
1 !
I
3
1
1
1
1 . 1
1
1 !
1
I
1
1
1
1
1 !
I
I
1
1
1 1
I
1
1!
1 1
1 дО !
v ! e
t.«
V 1
Ф I
Z 1
V 1
Ф I
e (1 1
o t
t ааоо
««
-О .СГ а LA с а ч о
Iи
Ф и г(K!
1 >х с о
Y и (х о
l Х сс о х о. еч э л
°, 1 Э
1 X
I Х .!
I Ф
I У !
I Э
I
1 X
1 а
1 .1 с
1 а! e
Z о с
"э
X а
1
1 .I
1
1 !
1 а
I о с
Э S и CC 1е о
X Х I1 с ч
Э
Cl о о
Э
Z о
I
I
1
1 (Ч 3
П(1
I
X 3
С I !
1O I
3 е 3
I» 1
1
1
1
I !
3
1 !
1 ! !
3 !
3
3
1
1
1
1
1
3
I
I
1 !
1
1 !
Э с и CC
Ф
Ф ч
I- O.
u m
1Х Ф
О 3(О
О 3л
z u с
Ф о
1- CF3
П!
Y о с=
1л о ф сч
Э с и о с
Ф
1»
v z гх Х о Ф
О(Ct и а
Э
$ Ф
С 3Э
1Щ
Ф
Y о
М(ЧЛlAÎLOЛCOсЧÎCFÇОСЧг МОЛàф -Х а о «««««« —.сл со w сч (ч CAф 1» а-т м (FL co 1» а а-3 со л 3 а а а
1» м а (ч .г 0 г о о а0 фOLO
LAL0 ««* ° о сО «««» о Л г(«О-т 0(.- - «(ЧММ -о--(Ч «о О фф ф01(31»ф С(3 фф й»
D ао D
CDL0 «« 01М «аф ОС0 «СОО(Ч ЛОО
«о(чм ««««о- «««о
0 Г Л t 3«-Л(F3 — ЛI CO СГ(СП ЛCOфф (F3(A
Щ ГЧ CO О О МЧ) М Гч М О CO О СО М О басф Л Ф (Ч
С(1 (х\ ф г "О а л I» 1» 0 а lA ЧО 0 ч .3 а lA a lA a LA а а а
CO О\ 03 («3 i0 CO Мо
COLA(«L «CACO» «» а РЪМ о(чм «««о «««««оо 0 Л СΠ— 0 Г» ф — — (-- (» Л аЛ о чр сп сч -т а « о (r3 л. co лco (FL сч - а
«ь
О ОЛСОCn 0 ОГ ЛCOСО О 0 ОЛI Л а а о о о о а а о о о о а а а о о ь
««««««« -О аа 0 0 з аао 0- 3 о о о
О Ь О О О 1» D D Ь Î C 3. О D О О О Л D О О О D
«« ««« с 3 м lA л (F3 «» (ч м а 1» o((ч ("\ а л (FL» сч м а 3» 01 аааааааааааао о о о о о аааааа
«««««« ° « * ««««««
М М М М М М.Ф -3 .4 .4 а lA a LA LA LA LA a LA LA LA LA
М О а а LA О М О а а а lA CO а о О О О М О О LA a LA
«i ««««« «««««« «
О ОСО 0 М» ЙЙЛа(ч Офф Ла(Ч ОфФЛМ» и
CO СО Г» 1» Л 1.-1» Л 1»3- I ûѻ Л(«.1 I»3 ЛЛ Л(. О
1!
I X о
1 Э!
3 Х
I 1v о
1 о с с
Х о
1 Z о
1 1
1 е
1 о х
I e
I 3I Э л
1 Ф
I 1и
Ф IЭ
I Ф
1 о о и
< r.
1 е а
I Я I Ct о
1 C
I ч. о
I 3- ° э е
I Е о
1 Z О
ЭМ
1 Э ъ|
1 Э Z а m
С СО о а
1 х
1 6; CC
I V X
I Ф Х
1 g Э!
Ф о
t З С
I CtЛ о
I Ф m х
1 Ф (6
* л
1 х а
t (О 3I М и ах
1 Э
1 Ct X о а
ы с