Складной каркас сетчатой оболочки вращения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в каркасах складных покрытий , во временных сооружениях типа 2 юрт, в конструкциях луковичных куполов. Сущность изобретения: складной каркас содержит упруго-гибкие стержни 4,5, шарнирно соединенные по длине с образованием четырехугольных ячеек, верхнее 10 и нижнее 17 кольца, радиальные стержни 15. Верхние концы стержней 4, 5 жестко защемлены на верхнем кольце 10. Нижние концы стержней 4.5 попарно шарнирно соединены с концами радиальных стержней 15, другие концы которых шарнирно присот единены к нижнему кольцу 17 для складывания внутри каркаса. 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК,,5U,, 1747619 А1

csiis Е 04 В 1/343; Е 04 Н 15/48; Е 04 В 7/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Изобретение относится к строительству . чества и невозможность создания луковичи может быть йспользовано в качестве кар- ного покрытия, а также трудность регулирокасов складных покрытий, облегченных, мо- вания кривизны и напряжений в каркасе и Я . бильных сооружений типа юрт, конструкций сложность его раскладывания. луковичных куполов; . -.. Целью изобретения является повышеИзвестно сетчатое купольное покрытие, ние эксплуатационных качеств за счет регуобразованное гибкими,неразреэнымистер-. лирования крйвизны и напряжений, в жнями, изогйутыми по двум или трем разно-:каркасе луковичного покрытия при одновре- ф „ уровневым системам диагоналей, менном упрощении раскладывания.

;сиМметричных относительно мерйдиана и Поставленная цель достигается за счет О расйоложенных по окружностям одинако- того, что в складном каркасе сетчатой обовых радиусов. лочки вращения, включающем упруго-гибНаиболее близким техническим реше- " кие стержни, шарнирно соединенные нием к изобретению является складной кар- между собой по длине с образованием четы, кас сетчатой оболочки вращения, рехугольных ячеек, и фиксаторы рабочего,И

-.: включающий четырехугольные ячейки, 05- положения, он снабжен верхним и, нижним разованнйе шарнирно соединенными меж- кольцами и радиальными стержнями, при ду собой неразрезными, упруго-гибкими этом верхние концы стержней каркаса жес. стержнями, расположенными вдоль геоде- тко защемлены на верхнем кольце, а нижзических линий и фиксаторы рабочего поло- ние концы их попарно шарнирно соединены жения.. -: с концами "радиальных стержней, другие

Недостатками этого технического реше- концы которых шарнирно присоединены к ния являются низкие эксплуатационные ка- нижнему кольцу для складывания внутри

1 . (21) 4848897/33 (22) 09.07.90 (46) 15.07.92, Бюл. М 26 (71) Ленинградский инженерно-строительный институт (72) Ю;В. Шевнин (53) 624.074.4(088.8) . (56) Авторское свидетельство СССР N

-646016, кл. Е 04 В 1/343, 1977. (54) СКЛАДНОЙ КАРКАС СЕТЧАТОЙ ОБОЛОЧКИ ВРАЩЕНИЯ (57) Использование: в каркасах складных покрытий„во временных сооружениях типа юрт, в конструкциях луковичных куполов.

Сущность изобретения: складной каркас содержит упруго-гибкие стержни 4, 5, шарнирно соединенные по длийе с образованием четырехугольных ячеек; верхнее 10 и нижнее 17 кольца, радиальные стержни 15. Верхние концы стержней 4, 5 жестко защемлены на верхнем кольце 10. Нижние концы стержней 4, 5 попарно шарнирно соединены с концами радиальных стержней

15, другие концы которых шарнирно присо-, единены к нижнему кольцу 17 для складывания внутрйкаркаса. 8 ил, 1747619 оболочки вращения, при этом длина каждо- Для увеличения пространственной жес" " го радиального стержня меньше"максималь- ткости каркас (1):выполнен с горизонтального радиуса оболочки в рабо"чем . ными связями (20) в ви де"вант. положении, а фиксаторы выполнены в виде . Для упрощения изготовления и трансгибких связей с натяжными приспособлени- 5 портировки стержни (4, 5) на кольцевом учаями и соединены концайй с верхййм коль- стке (8) поверхности с нулевой Гауссовой . цом и основанием.: . —; .,, ... кривизной могут. быть выполнены раэъемНа фиг. 1 дан складной каркас сетчатой : ными и стыкующимися в равнопрочном оболочки. вращения, луковичной формы в трубчатомсоединении(21).Кверхнемукольрабочем поло>кении, вид сбоку: на фиг. 2 — 10 цу (10) закреплены фиксаторы (22)..вйпОлвид каркаса сверху; на. фиг. 3 — каркас в: ненные в виде гибких связей с натяжйыми сложенном состоянии, вид сверху: на фиг. 4 приспособлениями (23). — узел крепления верхних концов стержней, Сборка и изготовление каркаса проиэвид сверху; на фиг. 5 — то же, вид сбоку; на водится на заводе и в сложенном виде до;;фиг. 6 = узел соединения нижних концов 15 ставляется на строительную площадку. стержней с радиальйыми стержнями; на . В различных фазах раскрытия и напряфиг, 7 — вид.каркаса снизу;. на фиг.,8 — узел жеййя каркаса монтируется кровельное засоединенияшарнирносоединенныхстерж -:. полнение; которое в рабочем положенйи ней; -. : .: обеспечивает дополнительную жесткость

Складной каркас сетчатой оболочки.20 конструкции. вращения (1) выполнен в виде спирально- Узлы. и элементы каркаса отличаются циклйчески располо>кенных в двух направ- простотой; однотипностью и могут быть вылениях вокруг оси вращейия (2) Шарнирно полнены из различных материалов (металсоединенных(3) в местах перекрещивания ла, дерева. армированных пластмасс и упруго-гибких стержней (4, 5). Каждый стер- 25. эластомеров). жень изгибается в двух плоскостях и обра- Монтаж каркаса(1) производится следузует пространственную сеть, поверхность ющим образом. которой имеет отрицательную (6), положи- . Предварительно на рабочей площадке тельную (7) и нулевую (8) Гауссову кривизну. перед вертикальным монтажом стержни (4, Стержни выполнены круглого профиля из 30 5) стыкуются в трубчатом соединении (21) стеклопластика или металла. один к.одному. В горизонтальном положеВерхние концы стержней (4) жестко эа- нии производится перемещейие наружу изщемлены металлическими хомутами (9), на нутри каркаса нижнего центрального жестком верхнем кольце (10). Для лучшего кольца (17) с закрепленными к нему радиобжатия и надежности в работе верхние 35 альными стержнями (15). Каркас при этом концы имеют упругие трубчатые насадки раскладывается и складывается. Затем. эа(11). Между насадками (11) и хомутами(9) по крепив фиксаторы (22) к анкерам (25) незапериметру кольца (10) устанавливаат упру- висимого основания, производят установку гие вкладыши (12). Верхнее кольцо (10) вы-: . каркаса в вертикальное положение сопорой полняется цилиндрическим такого 40 на центральном нижнем кольце(37). 3а счет диаметра. чтобы концы стержней с насадка- . упругой гибкости и кривизны стержней, конми жестко защемлялись при помощи стяги- струкцииузлов, натяжения фиксаторов, дав- . вания хомутов (9), между внешней: ленияопорынацентральноенижнеекольцо.от j поверхностью кольца, между собой и вкла- которого напряжения распределяются равдышами. При этом концы стержней могут 45 номерно по радйальным стержням и:перерасполагаться по наклонным плоскостям даются на нижние концы. изогнутых относительно оси вращения. Нижние концы . стержней, производится равномерное расстержней имеют металлическйе трубчатые крыти каркаса. насадки (13) и попарно шарнйрйо соединены с цилиндрическими шарнирами (14) на 50 . При равномерйом натяжении фиксатоконцах радиальных стержней (15), Противо- "ров (22) натяжными чстройствами (23). переположными концами радиальные стержни . мещении центрального йижнего кольца (17) крепятся цилиндрическими шарнирами (16) и радиальных стержней (15).до горизонтальна нижнем кольце (17); Ки>кнее кольцо (17) . ного положения, производится установка выполнено из трубчатого профиля, соответ- 55 каркаса в рабочее положение, стержни при ствующего цилийдрическим шарнирам диа- этом испытывают сложную деформацию изметра. Шарнирные .соединейия по длине гиба и кручения и образуют устойчивую ripoСтержней(4,5) выполняются в виде хомутов страйственную систему. : Благодаря (18) с фиксирующими насадками (19) на:" легкости и гибкости конструкция является стержнях; .: — ": сейсмоустойчивой, 1747619

Каркас оболочки может применяться для зданий и сооружений промышленного, гражданского, культового и сельскохозяйст венного назначения.

Представляется также целесообразность использования конструкции в труднодоступных северных районах в качестве мобильного каркаса жилища типа юрты, при этом воэможность регулирования его высоты, объема и кривизны позвМит регулировать тепло и воздухообмгн с внешней средой для создания максимального комфорта. Кроме того, луковичные фбрмы сооТветствуют нациенальным --традициям в архитектуре.

Формула изобретения

Складной каркас сетчатой оболочки вращения, включающий упруго-гибкие стержни, шарнирно соединенные между собой по длине с образованием четырехугольных ячеек и фиксаторы рабочего пол:, жения, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств за счет регулирования кривизны и нап . яжений

5 в каркасе луковичного покрытия пг и одновременном упрощении раскладывачия, он снабжен верхним и нижним кольцами и радиальными стержнями, при этом .эрхние концы стержней каркаса жестко зав,;млены

10 на верхнем кольце, а нижние конц : их попарно шарнирно соединены с концами радиальных стержней, другие концы которых шарнирно присоединены к нижнему кольцу для складывания внутри оболочки враще15 ния, при этом длина каждого радиального стержня меньше максимального радиуса оболочки в рабочем положении, а фиксаторы выполнены в виде гибких связей с натяжными приспособлениями и соединены

20 концами с верхним кольцом и основанием.

1747619 47619

1747619 фиг Ю

Ф

Составитель Ю.Шевнин

Редактор М,Самерханова Техред М.Моргентал Корректор .И.Муска

Заказ 2479 Тираж — . Подписное

ВНИИОИ Государственйого комитета по изобретениям и открйтиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раущская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101