Привод горной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК.... Ж, „1 74769О А1 =ю- н!.

ГОСУДАРСТВЕНЙЫИ КОМИТЕТ

1::.-.,:.:;:- .—.- ПО ИЗОБРЕТЕНЙЯМ И ОТКРЫТЙЯМ

ПРИ ГКНТ СССР . .. -OTll4CAHI4E ИЗОБРЕТЕНИЯ

: гс! ! !ЫъдЭГЫын!!!ю!!к

Lw

:-",.-;.=..:::::- : (21) 4863824/03 (22) 29.06.90 (46) 15,07.92. Бюл. № 26 (71) Институт горного дела им. А.А.Скочинского и Шахтинский машиностроительный завод " (72) B,М.Безуглов, А,Ф.Свириденко, В.Б.Па-! .- вельев, С.В,Якбвлев, В;В,Кокорин, А,СЛев::-.-:-.—;= -::--: ченко и В,В,Баиов (53) 622.232.75 (088.8)

"-=- == -::- - (56) Авторское свидетельство СССР— ¹ 1364719, кл. Е 21 С 31/00, 1986.

Авторское свидетельство СССР

- - -" --. № 433282, кл. Е 21 С 31/04, 1972, (54) йРИВОД ГОРНОЙ МАШИНЫ . :-. :-"=. -- = :-" (57) Использование: привод исполнительных органов вйемочных машин и привод - -= -"-- механизма перемещения горных и транс- !.- :;: ...":а s.-,.з чъм!!юыа атыюфа!!аухюаайа фуммэащ! !аюлав,в,!..!ъанф.!эйфман=;s, !a." !!ю. »"=:

1 :йл, !- .—.-. м @ !!!!м!! 4!фйй @ @!!с !!! жи!! !!!Ф!!йюййьы4аа аФ!» м м а :.= ."-> ж..

,="-: .. -.-=. изо0ретение относится к горнои промышленностй, а именйо к приводу для гор -.::-"нь6"ФИИ@ймбжет=быть использовано в .=. качестве йривода исполнительного органа

I- . =;:-.:-:::. :pn7i б руговой установки или добычного -::=="- "кбмбайна, а также привода для механизма перемещения горной и транспортной машийы." "

Известна рычажно=импульсная переда"-- := " ","-:-"-. ча горнФо комбайна, которая содержит приводной эксцентрик, который кинематически соедйнен с двуплечим рычагом воздействующим йа обгонную систему, которая .""-. :-, :.: —: йреобразует колебательное движение промежуточного вала в односторонее вращательное движение исполнительного органа . - горного комбайна, портных машин, Сущность изобретения; привод горной машины содержит корпус, планетарный редуктор, эксцентрик, кулису и механизм свободного хода. Водило планетарного редуктора кинематически связа!ЙО через егб "сателлитй! «с центрэльным и солнечным колесом, С выходным валом двигателя кинематически связан эксцентрйк, Кулиса соединена с центральным колесом йланетарного редуктора. Механизм свободного хода содержит два гидроцилиндра, гидропневмоаккумулятор, два гидрораспределителя, два обратных клапана и приспособление для управления гидрораспределителями. Корпус каждого гидроцилиндра шарнирно соединен с кор пусом, Шток каждого гидроцилиндра шар- 3 нирно соединей с-эксцейтриковой шейкой

- вала водила. 2 з,п, ф-лы, 4 ил, ="Жффуй- . к,:1!:,-,ф ф-в .,» ;.--р,Ефйфйййй!!йааэак,!в@ =«УУ

Ф ! а

-ЙФИВЗФ * Ъ Ь "— ."" МФ Ф «ЙЬЪ ВЮЭ вЂ” Ф М % ...1

Недостатком известного устройства является сложность его йспользоеания при Ф передаче больших мощностей, обусловлен- ная использованием в качестве накопитель- („ ного элемента — упругого элемента, Кроме о того, известное техническое решение обладает недостаточной надежностью из-за того, что в момент включения упругого элемента в работу формируется нагрузка, превышающая полезную нагрузку в 15-20 раз, которая отрицательно сказывается на узлах и деталях привода

Наиболее близким к предлагаемому является привод исполнительного органа горного комбайна, который содержит корпус, расположенный внутри- корпуса планетарный редуктор, кинематически связанный с

1747690 выходным валом двигателя эксцентрик и соединенную с центральным колесом планетарного редуктора кулису, в когорой рэсполо>кен зксцентрик, Однако известному устройству присущи следующие недостатки. Во-первых, передача крутящего момента двумя независимыми потоками не обеспечивает возможности регулирования составляющих каждо о потока в случае изменения внешней нзгрузки на выходном валу привода, что приводит к огрэничению использования известного привода при разрушении полезного ископаемого с рэзличными физико-механическими свойствами из-зэ пульсации внешней нагрузки, Во-вторых, невозможность реверсировэния указанного привода. Втретьих, ненадежность работы известного устройства вследствие возникновения больших динамических нагрузок нэ узлы и детали известного привода, которые обусловлены незащищенностью двигателя от внешних нагрузок, т.е, при возникновении нэ выходном валу значительного сопротивления его вращению пропорционально увеличатся нагрузки нэ двигатель, При этом следует отметить, что защита двигателя от перегрузок особенно актуальна при работе именно горных машин, при работе которых величина внешнего сопротивления изменяется в большом интервале.

Цель изобретения — повышение надежности привода горной машины зэ счет снижения динамических нагрузок Hà его узлы, Постэвленнэя цель достигается тем, что в известном приводе горной машины, включэющем корпус, размещенный внутри корпуса планетарный редуктор, водило которого кинемэтически соединено через установленные нэ валу водила сателлиты с поворотным вокруг продольной оси редуктора центральным колесом и с солнечным колесом, кинемэтически связанный с выходным валом редуктора эксцентрик и соединенную с центральным колесом кулису, в которой расположены эксцентрик, имеется мехэниэм свободного хода в виде двух гидроцилиндоов, продОльные оси которых расположены под углом одна к другой, гидропневмоэккумуляторэ, двух гидрорэспределителей с полостями управления для перемещения их золотников, двух обратных клапанов и приспособления для управления гидрорэспределителями, э вэл водила выполнен с эксцентриковой шейкой, продольная ось которой расположена параллельно продольной оси вала водила, при этом корпус каждого гидроцилиндрэ шарнирно соединен с корпусом привода, э шток каждого гидроцилиндрз шарнирно соединен с экс15

20 полостями управления для перемещения, их золотников, гидрорэспределителя реверса с выходными кзнзлзми для сообщения его соответственно с напорной и сливной гидромзгистрэлями и четырех гидроклзпзнов с толкзтелями для перемещения их ззпорных элементов, которые расположены попарно нз линилх, проходящих через продольную ось вала водила и центр шарнирного соединения корпуса соответствующего гидроцилиндрэ с корпусом привода, з толкзтель каждого гидроклэпзнз установлен с возможностью взаимодействия с зксцентриковой шейкой вала водила, при этом полость управления каждого основного гидрорзспределителя гидрзвлически сообщенз с выходом соответствующего дополнительного гидрорэспределителя, э полость управления каждого дополнительного гидрорзспределителя гидрэвлически сообщена с входами одной из пзр опозитно рзсположенных гидроклзпзнов, прлчем один из входов каждого дополнительного гидрорэспределителя гидрзвлически соединен с одним выходным каналом гидрорзспределителя реверса и с выходами одной из пэр смежно расположенных гидроклзпзнов, э другой выход каждого допoRíèòåRüного гидрорэсп редел ителя гидр з вл и чески соединен с вторым выходным каналом гидрорэспределителя реверсэ и с выходами второй пары смежно расположенных гидроклапанов. Кроме того, привод отличается тем, что гидроклзпзны выполнены в виде управляемых обратных клзпзков.

Нэ фиг.1 изобрзженз принципиальная кинемэтическзя схема приводз горной мзшины; нз фиг.2 — гидрокинемзтическзя схема мехэнизмэ свободного хода: нз фиг.З— узел соединения кулисы с центральным Колесом планетарного редуктора: на фиг.4— принципиальная схема гидроклзпзнз в виде управляемого обратного клапана.

Привод горной мзшины зключзет двигатель 1, выходной взл 2 которого кинемзтически, например через пониизющий центриковой шейкой вала водила, причем штоковзя полость каждого гидроцилиндрз гидрэвлически соединена через соответствующий гидрорзспределитель и соответствующий обратный клэпзн с жидкостной полостью гидропневмозккумуляторз, з поршневые полости каждого гидроцилиндрз гидрэвлически соединены через соответствующий гидрорзспределитель с жидкост10 ной полостью гидропневмозккумуляторз, Кроме того, тем, что приспособление для управления гидрорэспределителями мехзнизмэ свободного ходэ выполнено в виде двух дополнительных гидрорзспределителей с

5 1747690

1! редуктор 3, связан с ведущйм-валом 4, на ,котором установлен эксцентрик 5, Кулиса 6, -- :в "которой: раСположен эксцентрик 5, может быть выполнена в виде двуплечего рычага, который с помощью шарнира 7 закреплен 5 на корпусе 8 привода и установлен с возможностью качательйого двйжения. Внутри корпуса 8 размещен планетарнйй редуктор, --" -. -водило 9 которого кинематически соедине----- - - -.-но через установленные на валу 10 водила 9 10, сателлиты 11 с поворотным вокруг продольной осй редуктора наружным центральным .-,-.колесовал 12 и с солнечным колесом 13. .,Кулиса 6 соединена с центральным колесом 12 посредством шарнира 14, Меха- 15 низм" свободного хода выполнен в виде .-. -- -:двух гидроЦйлиндров 15 и 16, гидропневмоаккумулятора 17, двух основных гидрораспределйтелей 18 и 19 с полостями 20 управленйм для перемещения их золотни- 20 :- " " ков," два% обратных клапанов 21 и 22 и

ripAc1iOÑîáëåíèÿ для управления гидрорас.пределйтелями 18 и 19. Вал 10 водила 9

-выполйен с "эксцейтриковой шейкой 23, на

- которой шарнирно закреплены штоки 24 25 гидроцилиндров 15 и 16, Корпуса гидроцилиндров 15 и 16 шарнирно соединены с кор-пусом 8 привода, а их продольные оси

=расйоло!жены под углом одна к другой. Продольная ось зксцентриковой шейки 23 рас- 30 положена параллел!ьно продольной оси " " вала" 1б водйла 9, Штоковая полость гидро :цйлййдр!а 15 гидролинией 25 сообщена че,:- -. - ="--:=:-pe3"ãé@ Èñïðåäåëéòåëü 18 и обратный клайан 21 с жидкостной полостью гидро- 35 пневмоаккумулятора, а поршневая полость гидроцилийдра 15 гидролинией 26 через гидрораспределитель 18 — с жидкостной по - "- ";"" - л ос1"ьЮ ТЩрбй!"й"евмба к ку моя тбpa 17, Штоковая полость гидроцилиндра 16 40 гидролийиеи 27 сообщена через гйдрораспределитель 19 и обратный клапан 22 с жидкостной полостью гидропневмааккумулятЩГа 17, а поршневая полость гидро;цилйндра 16 гидролинией 28 через 45 гидрорасйределйтель 19 — с жидкостной no- --ii os s&pfdnA65üÃáéáô@ôëéãá ðà 17.

"" "= " ="Присйособление для управления гидрораспределителями 18 и 19 механизма свободйого хода может быть выполнено в виде

-psyk-допблнительнйх гидрораспределитегей

29 и 30 с полостями 31 управления для перемещейия йх золотйиков-, гидрораспределителя 32 реверса с входными каналами для сообщейия их соответственно с напорйой

-ЗЗ и сливной 34 гидромагистралями насосной станции (не гокаэана) и четырех гидроклапайбв 35 — 38 с толкателями 39 для перемещения их" заалтарного элемента 40. ,, Гидроклапаны 35 — 38 могут быть выполнень (..;;р=.::-.;! Ф !Флэтс ЖФ Ф!!" . яй! .!-. —:: й..! . ВЖ4ФЪВ2- В ЧЪ.РЫМгММ"

6 в виде уйравляемых обратных клапанов (фиг.4}, в корпусе 41 каждого из которых установлен с возможностыю перемещения и взаимодействия с запорным элементом 40 в виде шарика, подпружиненного относительно корпуса 41. толкатель 39, который при воздействии на запсрный элемент 40 соединяет выход 42 клапана с его входом 43, Гидроклапаны 35 — 38 расположены попарно на линиях, проходящих через продольную ось вала 10 водила 9 и центр 0 шарнирного соединения корпуса соответствующего гид-. роцилиндра 15 и 16 с корпусом 8 привода, и корпус 41 каждого из н.;х закреплен на корпусе 8 привода. Толкатсль 39 каждого гидроклапана 35-38 устан овлен с возможностью взаимодействия с эксцентриковой шейкой 23 вала 10 водила 9 при ее вращении вокруг продольной оси вала 10 водила 9. Полость 20 управления каждого основного гидрораспределителя 18 и 19 со- единена гидролиниями 44 и 45 cooTBBTGTвен но с выходом соответствующего дополнительного гидрораспределителя 29 и

30. Полость 31 управления дополнительного гидрораспределителя 29 гидролинией 46 сообщена с входами 42 одной пары опозитно расположенных гидроклапанов 37 и 38, а полость 31 управления дополнительного гидрораспределителя 30 гидролинией 47 сообщена с входами 43 второй пары опозитно расположен н ых гидро клапанов 35 и 36.

Один йз входов каждого дополнительного. гидрораспределителя 29 и 30 гидравлически соединен с одним выходным каналом гидраспределителя 32 реверса и гидролинией

48 с выхбдами 42 одной йары смежно расположенных гидроклапанов 35 и 37, а другой вход каждого дополнительного гидрораспределителя 29 и 30 гидравлически соединен с вторым выходным" каналом гид- " рораспределителя 32 реверса и гидролинией 49 с выходами 42 второй пары смежно расположенных гидроклапанов 36 и 38.

Полость 50 управления гидрораспределителя 32 реверса гидравлически соединена через расположенный на пульте управления (не показан) гидрораспределитель 51 с напорной 33 и сливной 34 гидромагистралями насосной станции, Для подзарядки гидропневмоаккумулятора 17 его жидкостная flo" лость может быть соединена через обратный клапан 52 с напорной гидромагистралью 33.

Привод горной машины работает следующим образом.

Двигатель 1 через понижающий редуктор 3 приводит во вращение ведущий вал 4 с эксцентриком 5. Эксцентрик 5 сообщает качательные движения кулисе 6 относитель1747690 но шарнира 7. С помощью шарнира 14 кулиса 6 преобразует качательное движение во вращательное движение центрального колеса 12 вокруг продольной оси планетарного редуктора в разные стороны, Поскольку наружное центральное колесо 12 кинематически связано с сателлитами 11, то они также вращаются на водиле 9, При вращении центрального колеса 12 по стрелке 53 (фиг,3) вал 10 водила 9 начнет поворачиваться в том же направлении, т.е; в направлении по стрелке 53 (фиг.3). При повороте вала 10 водила 9, а следовательно, и эксцентриковой шейки 23, штоки 24 гидроцилиндров 15

15 и 16 будут вдвигаться в их корпуса, При этом рабочая жидкость из поршневых полостей гидроцилиндров 15 и 16 будет вытесняться соответственно по гидролиниям 26 и 28 через гидрораспределители 18 и 19, обратные клапаны 21 и 22 по гидролиниям 25 и 27 соответственно в штоковые полости гидроцилиндров 15 и 16. Поскольку объем вы20 тесняемой из поршневых полостей гидроцилиндров 15 и 16 рабочей жидкости больше объема штоковых полостей этих гидроцилиндров, то избыточный объем рабочей жидкости поступает в жидкостную полость гидропневмоаккумулятора, Когда направление качательного движения кулисы 6.сме30 нится на обратНое, то в обратном направлении по стрелке 54 (фиг.3) начнет поворачиваться центральное колесо 12.

Зксцентриковая шейка 23 вала 10 водила 9 будет стремиться повернуться в направлегидроцилиндров 15 и 16 будет действовать сила, стремящаяся выдвинуть их иэ корпуса гидроцилиндров 15 и 16. Однако штоковые полости гидроцилиндров 15 и 16 будут заперты соответственно обратными клапанами 21 и 22, которые будут препятствовать

40 выдвижению штоков 24 иэ корпусов. Таким образом, перемещения эксцентриковой шейки 23 в направлении по стрелке 54 (фиг.3) не произойдет, т.е, водило 9 оказывается заторможенным и планетарный редуктор превращается в простую передачу с заторможенным водилом 9. В этом случае наружное центральное колесо 12 передает вращательный импульс через сателлиты 11 солнечному колесу 13, на валу которого закреплен приводной элемент 55, например исполнительный орган горной машины или ведущая звездочка тяговой цепи струговой установки. Таким образом качательное движение кулисы 6 преобразуется в пульсирующее вращательное движение солнечного колеса 13, При последующем повороте эксцентриковой шейки 23 вокруг продольной оси вала 10 водила 9 она воздействует на нии по стрелке 54 (фиг,3) и на штоки 24 35 толкатель 39 гидроклапана 37 и перемещает

его запорный элемент 40, который обеспечивает беспрепятственный проход рабочей жидкости с его выхода 42 на вход 43. Рабочая жидкость по напорной 33 гидромагистрали через гидрорасп ределитель 32 реверса по гидролинии 48 через открытый гидроклапан 37 и по гидролинии 46 поступает в полость 31 управления гидрораспределителя

29 и перемещает его золотник. При переключении гидрораспределителя 29 рабочая жидкость из напорной гидромагистрали 33 через гидрораспределитель 32 реверса и гидрораспределитель 29 по гидролинии 44 поступает в полость 20 управления гидрораспределителя 18 и перемещает его золотник, Следует отметить, что указанное переключение гидрораспределителя 18 произойдет в тот момент, когда шток 24 гидроцилиндра 15 займет крайнее втянутое положение и начнет выдвигаться из его корпуса. При дальнейшем повороте эксцентриковой шейки 23 в направлении по стрелке

53 (фиг.3) рабочая жидкость из штоковой полости гидроцилиндра 15 будет вытесняться по гидролинии 25 через переключенный гидрораспределитель 18 и обратный клапан

21 в поршневую полость гидроцилиндра 15 по гидролинии 26, а при повороте эксцентриковой шейки 23 в обратном направлении поршневая полость гидроцилиндра 15 будет . заперта обратным клапаном 21, который будет препятствовать вдвижению штока 24 гидроцилиндра 15 в его корпус. При этом гидроцилиндр 16 будет работать в изложенНоМ выше режиме, Недостаток объема рабочей жидкости, вытесняемой из штоковой полости гидроцилиндра 15 и поступающей в его поршневую полость, будет компенси-, рован из жидкостной полости гидропневмоаккумулятора 17 или из поршневой полости гидроцилиндра 16. Далее при повороте эксцентриковой шейки 23 она воздействует на толкатель 29 гидроклапана 35 и последний осуществит переключение гидрораспределителя 19, который обеспечит возможность выдвижения штока 24 идроцилиндра 16 из его корпуса, Таким образом, в ука"àííîì реж,име водило 9 вращается по стрелке 53 с периодическими кратковременными остановками, во время которых на валу солнечного колеса

13 формируется вращающий импульс.

Для реверса привода оператор с пульта управления с помощью гидрораспределителя 51 соединяет полость 50 управления гидрорастпределителя 32 ;..>ъверса, осуществляя переключение последнего.

При переключении гидрораспределителя

32 per;epee рабочая жидкость из напорной

1,-,.» ., - .», »» фф @ф@®,:,J!

" 33 гидромагистрали соответственно :=.:=-==-: —:--==-:дополнительные тидрораспределителя... 30 по гидролиниям 44 и 45 пос уйает лости 20 управления гидрораспреде лей 18 и 19 и перемещает их золот

- При переключении основных гидро.-ределителей 18 и 19 работа всех эле тов привода происходит в излбже выше йбСледбватеАьности с той разн что вращение вала 10 водила 9 осущес

-:ется в riðîòèâîÿîëîæíîì направлении

:,- -.по стрелке 54 (фиг.3). — =.-:=. ° Использование предлагаемого при : гдрной машины обеспечивает по ср..:=...:.. "..:- йию с изаестк!ьгйй следующ»ие преиМу

»»»Ôæ = - " ààðÔÔ È -»!4»»»»,Ю;»»» . »»»» : ва; процесс затормаживания водил.......сопровождается "возникновением уда -==.- ==- — -"нагрузок в узлах йривода, что обеспеч повышение йадежности работы прив

---- -"-=-"-:-:=-целом; обеспечение реверса привод элемента без реверса выходного вала "гателя .

= Формула и»з о б р е т е й»и» я»

,", -- ",:.—.;;---,. 1. Привод!орной машины, включа корпус, размещенный внутри корпуса нетарный редуктор, водило которого к матически соединено через"установле на валу водила сателлиты с поворотным руг продольной оси редуктора централь колесом vi"с солнечйым колесом, кине" — »ческй связанный с вйх»одным валом д теля эксцентрик и соединен ну цейтралькым колесом редуктора кули которой расположен эксцентрик, о т л ю"щ" и и с я тем, ч-.о, с целью повыш надежности его работы за счет сниж

;::-:---- --==:-=---: д»ийзми»ческ»их нагрузок нà его узлы, он с жен мехайизмом" свободного хода в двух гидроцилиндров, продольные оси к рых располож»ейы 1од"углом одна к др гидропкевмоаккумулятора, двух гидрор ределителей с пблостями управления перемещенйя их золотнйков, двух обра клаМйов"йпрйс»пособления для управл гидрорас»прецелителями, а вал водила пблнен с эксцентриковой шейкой, прод ная ось которой расйоложена паралле

Йродоль»ной оси вала водила, при этом пус каждого гидроцилиндра шарнирно динен с. корпусом привода. а шток ка — » »

1747690 10 через гидроцилиндра шарнирно соединен с экс29 и центриковой шейкой вала водила, причем в по- штоковая полость каждого гидроцилиндра лите- гидравлически соединена через соответстники. 5 вующий гидрораспределитель и соответстрасп- вующий обратный клапан с жидкостной мен- полостью гидропневмоаккумулятора, а порнной шневая полость каждого гидроцилиндра ицей, гидравлически соединена через соответсттвля- 10 вующий гидрорасп редел ител ь. с жидкост, т.е, ной полостью гидропневмоаккумулятора.

2, Приводпоп1,отл ича ю щийся вода тем, что приспособление для управления авне- гидрораспределителями выполнено в виде

Щест- 15 двух дополнительных гидрораспределитеа не лей с полостями управления для перемещерных ния их золотников, гидрораспределителя ивает реверса с входными каналами для сообщеода в ния их соответственно с напорной и сливного 20 ной гидромагистралями и четырех дви- гидроклапанов с толкателями для перемещения их запорных элементов, которые расположены попарно на линиях, проходящих через продольную ось вала водила и центр ющий 25 шарнирного соединения корпуса соответстпла- вующего гидроцйлиндра с корпусом привоине - да, а толкатель каждого гидроклапана йные — устайовлен с возможкбст4ю взаиМодействок- вия с эксцентриковой шейкой вала водила, ным 30 при этом полость управления каждого осмати- новкого гидрооаспределйтеля гидравличевига- ски сообщена с выходом соответствующего ю с дополнительного гидрораспределителя, а су, в полость управления каждбго дополнительи ч а- 35 ного гидрораспределителя гидравлически ения соединена с входами одной из пар опозитно ения расположенных гидроклапанов, причем наб- один из входов каждого дополнительного виде гидрораспределителя гидравлически соедиото- 40 нен с одним выходным каналом гидрораспугой, ределителя реверса и с выходами одной из асп- пар смежно расположенных гидроклападля нов, а другой выход каждого дополнительтных кого гидрораспределителя гидравлически ения 45 соединен с вторым выходным каналом гидвы- рораспредели еля реверса и с выходами оль- второй пары смежно расположенных гидсольно клапанов. кор- 3, Приводпоп.2, отл ича ю щийся сое - 50 тем, что гидроклапан выполнен в виде упждого равляемого обратного клапана.

1747690! . !

1747690

1 г, 1 !

I

I

I

I

1 !

I

I !!!

1

I

I !

I

I !!

i I

) !

I !.= .-; .=:*,",-.-.ъ .«= = .ьЪабмыФйай иЮа :жзрж1ыжж. ивой:;ль жюъмвыейй»Эъ

- ." »:м ;;УГ:" х -:ы ф

i !

I

I

I

I !

I

I !

1

i I

I !

,!

I,I!!

1 ! !

Фиг 2 :р,, Т. М! .сЙ 5 уЖЭЪЪ .4%&%МЫЮЬМ%МФ -:- м АЬ" .й : : » -/4% МФ34ЮЮ

Составитель А, Толстов

Редактор Э. Слиган Техред М.Моргентал Корректор Э. Лончакова

Заказ 2483 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/S

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101