Рулевое управление сочлененной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления сочлененных машин. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей рулевого управления за счет изменения расстояния между тележками сочлененной машины. Рулевое управление сочлененной машины содержит исполнительные гидроцилиндры 2 и 3, насос 8, насос-дозатор 12, кинематически связанный с органом управления и гидравлически с гидроуправляемым гидрораспределителем 11 рулевого управления. Рулевое управление содержит также гидрозамки 23, 24, четырехлинейный гидрораспределитель14 ,при этом гидрораспределитель 11 рулевого управления соединен с гидробаком 10 через гидрораспределитель 14 в его среднем положении. Подвижный элемент гидрораспределителя 14 кинематически связан с подвижным элементом гидрораспределителя 15, гидрораспределитель 14 линиями 34 и 35 гидравлически связан через гидрозамок 23 с гидроцилиндром 2, а через гидрозамок 24 - с гидроцилиндром 3. При переключении гидрораспределителя 14 происходит складывание секций сочлененной машины, но при соответствующем включении гидрораспределителей 14 и 15 происходит изменение базы машины. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

TlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

Мв

О Ф

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4776464/1. 1 (22) 02,01.90 . (46) 23.07.92. Бюл. М 27 . (71) Сибирский технологический институт (72) В,Н.Холопов (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1678684, кл. В 62 О 5/06, 1990. (54) РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЧЛЕНЕННОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления сочленейных машин. цель изобретения — расширение функциональных возможностей рулевого управления за счет изменения расстояния между тележками сочлененной машины. Рулевое управление сочлененной машины содержит исполнительные гидроцилиндры 2 и 3, насос 8, насос-дозатор 12, кинематически связанный с органом управления и

„„5U „„1749100 А1 (я>з B 62 0 5/06, 12/00

2 гидравлически с гидроуправляемым гидрораспределителем 11 рулевого управления.

Рулевое управление содержит также гидрозамки 23, 24, четырехлинейный гидрорасп. ределитель: 14, при этом гидрораспределитель 11 рулевого управления соединен с гидробаком 10 через гидрораспределитель 14 в его среднем положении. Подвижный элемент гидрораспределителя 14 кинематически связай с подвижным элементом гидрораспределителя

15, гидрораспределитель 14 линиями 34 и 35 гидравлически связан через гидрозамок 23 с гидроцилийдром 2, а через гидрозамок 24 — с гидроцилийдром 3. При переключении гидрораспределителя 14 происходит скла- Я дывание секций сочлененной машины, но при соответствующем включении гидрораспределителей 14 и 15 происходит изменение базы машины. 1 э.п. ф-лы, 1 ил. Ф

1749100

15

30

40

45 лость гидроцилиндра 3 при этом через упомянутые гидрораспределители соединяется с гидробаком 10. От гидролинии 43 рабочая н<йдкость через гидрораспределитель 6 поступает в штоковую полость испол50 нительнаго гидроцилиндра 2, поршневая полость которого при этом через соответствующие гидрорасп ределители соединяется с баком, Поскольку"гидрозамки 23 и 24 на ходятся в замкнутом положении. поршень

55 гидроцилиндра 3 начнет перемещаться, при этом будет изменяться угол между продольными осями передней и задней тележек машины. Поршень гидроцилиндра 2 остается неподвижным, Перемещение поршня исполнительного гидроцилиндра 3 вызывает

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления шарнирно сочлененных машин.

Цель изобретения — расширейие функциональных возможностей рулевого управления путем изменения расстояния между тележками сочлененной машины.

На чертеже показана схема рулевого управления сочлененной машины. Рулевое управление сочлененной машины, включающей сцепное устройство с поперечным стержнем 1, содержит кинематически связанные с поперечным стержнем исполнительные гидроцилиндры 2 поворота передней тележки, гидроцилиндры 3. поворота задней тележки, на гидроцилиндре 2 закрепленн гйдрорасп редел ител ь 4, золотник которого посредством толкателя 5 кинематически связан о штоком этого гидроцилиндра, На гидроцилиндре 3 закреплен гйдрораспредели.. ель.б. эолотнйк которого посредством толкателя 7 кинематически связан со штоком указанного гидроцилиндра. Рулевое управление включает в себя так- 2 же насос 8 с предохранительным клайаном

9, гидробак 10, гйдроуправляемый гидрораспределитель 11 рулевого управления, насос-дозатор 12, кинематически связанный с рулевым колесом 13, а также четырехлинейный гидрораспределитель 14, золотник которого кинематически связан с шеСтилинейным гидрораспределителем 15.

Эти кинематически связанные гидрораспределители имеют орган 16 управления.

Кроме указанного, рулевое управление содержит делители 17.и 18 потока, предохранительные клапаны 19-22 и гидравлические замки 23 и 24, Гидрораспределитель 11 рулевого управления гидролиниями 25 и 26 гидравлически связан соответс-.венно с насосом 8 и гидробаком 10, гидррлиниями 27 и 28 управления — с насосом-дозатором, разветвляющимися гидролиниями 29 и 30— с четырехлинейным 14 и шестилинейным 15 гидрораспределителями. Четырехлинейный гидрораспределитель 14 гидролинией

31 гидравлически связан с делителем 17 по" тока. а гидролинией 32,— с делителем 18 потока. Выходная гидролиния 33 делителя

17 потока соединена с гидрозамком 23, а выходная гидролиния 34 — с гидрозамком

24. Выходные гидролинии 33 и 34 делителя 17 потока соединены соответственно через обратные клапаны 18 и 20 с входной гидролинией 31. Выходные гидролинии 35 и 36 делителя 18 потока соединены соответственноо с гидрозамками 23 и 24, а также через соответственно обратные клапаны 21 и 22 с входной линией 32. Гидрозамок 23 выхбцными линиями 37 и 38 связан соответственно с поршневой и штоковой полостями гидроцилиндра 2, а гидрозамок 24 выходными линиями 39 и 40 — с поршневой и штоковой полостями гидроцилиндра 3. Выходные линии 41 и 42 шестилинейного гидрораспределителя гидравлически соединены с гидрораспределителем 4, а выходные линии

43 и 44 — с гидрораспределителем 6. Выходные линии 39 и 40 гидрозамка 24 являются одновременно выходными линиями гидрораспределителя 4, а выходные линии 37 и 38 гидрозамка 23 — выходными линиями гидрораспределителя 6. В крайнем правом (по чертежу) положении золотников гидрораспределителей 14 и 15 гидролинии гидрораспределителя 14 разомкнуты, гидролинии 41 и

43 гидрораспределителя 15 соединены с гидролинией 29, а гидролинии 42 и 43 — с гидролинией 30, В крайнем левом положении (по чертежу) гидролинии гидрораспределителя 15 разомкнуты, а гидролинии 31 и

32 гидрораспределителя 14 соответственно соединены с гидролиниями 29 и 30.

Рулевое управление сочлененной машинь| работает следующим образом.

Пусть золотники гидрораспределителей

14 и 15 переведены водителем с помощью органа 16 управления в крайнее правое (по чертежу) положение. При повороте налево водитель вращает рулевое колесо 13, насосдозатор 12 нагнетает рабочую жидкость в соответствующую подавляющую полость гидрораспределителя 1 ;зулеэ<тго управления, золотник которого смъцается; в результате чего гидролиния 29 гидравлически соединяется с гидролинией 25, а гидролиния 30 — с гидролинией 26. Рабочая жидкость от насоса 8 поступает в гидролинию

29 и далее через гидрораспределитель 15 в гидролинии 41 и 43. От гидролинии 41 рабочая х<идкость через гидрораспределитель 4 поступает а поршневую полость исполнительного гидроцилиндра 3. Штоковая по1749100 перемещение толкателя 7 от золотника гид- с гидробаком 10. Поршни гидроцилиндров 2 рораспределителя 6, в результате чего зо- и 3 выдвигают штоки, происходит раздвижлотник перемещается в крайнее левое ка тележек машины, при этом сохраняется положение (по чертежу), и гидролинии 43 и параллельность тележек(точнее, сохраняет44 гидравлически отсоединяются от поло- 5 ся угол между продольными осями перестей гидроцилиндра 2, поршень которого дней и "заДйей тележек) и, следовательно, замыкается. В дальнейшем при повороте направление движения машины. При врарулевого колеса 13 в любую сторону, т.е. при щении рулевого колеса" в другую сторону с изменении радиуса поворота, работает насосом 8 аналогичным образом через гидтолько гидроцилиндр 3. При возвращении 10 рораспределитель 11 рулевого управления, машины к прямолинейному движению гидрораспределитель 14, делитель 17 потошток гидроцилиндра 3 в результате враще- ка, гидрозамки 23 и 24 соединяются штокония рулевого колеса 13 вдвигается в гидро- вые полости гидфоцйлиндров 2 и 3, а цилиндр, толкатель 7 упирается в золотник поршневые полости соеДиняются с гйдр0гидрораспределителя 6 и перемещает его в 15 баком 10. Штоки гидроцилиндров 2 и 3 втякрайнее правое (по чертежу) положение. гиваются, тележки машины сдвигаются

Гидролинии 43 и 44 гидравлически соединя- (уменьшается база машины), при этом из-за ются соответственно со штоковой и порш- делителя 17 потока сохраняется угол между невой полостями гидроцилиндра 2. продольными осямй тележек машины. ТаПри повороте направо процесс проис- 20 ким образом, при нахождении золотников ходит аналогично описанному, при этом ра- гидрораспределителей 14 и 15 в одном поботает исполнительный гидроцилиндр 2, . ложении и повороте рулевого колеса происРабочая жидкость к нему поступает через ходит поворбт мэшийы, а при нахождений гидрорэспределитель 6. Гидрораспредели- золотников гидрораспределителей 14 и 15 в тель 4 отключает гидроцилиндр 3. 25 другом положении и повороте рулевого коПусть золотники гидрораспределите- леса в одну сторону происходит раздвижка лей 14 и 15 переведены водителем с по- тележек, поворот рулевого колеса в другую мощью органа 16 управления в крайнее сторону обеспечивает сдвигание тележек, левое (по чертежу) положение, При враще- Дополнительные гидрораспределители нии рулевого колеса 13 всоответствующую 30 14 и 15 позволяют испольэовать рулевое сторону рабочая жидкость насоса 8 через колесо 13 и насос-дозатор12для изменения, гидрораспределитель 11 рулевого управле- базы машины, что необходимо для повышения под давлением поступает в гидролинию ния ее проходимости. Это означает расши30, откуда через гидрораспределитель 14 рение функциональных возможностей попадает в. гидролинию 32, соединяющую 35 рулевого управления. Гидрозамки 23 и 24 и гидрораспределитель 14 с делителем 18 по- шестилинейный гидрораспределитель 15 тока, Делитель потока делит поток рабочей обеспечивают независимость режимов ражидкости пополам, причем половина всего боты гидроцилиндров разновременный репотока жидкости по гидролинии 35 посту- жим работы при поворотах машины и пает к гидрозамку 23, а другая половина по 40 одновременный режим работы при изменегидролинии 36 — к гидрозэмку 24. Под дей- нии расстояния между тележками. Кроме ствием давления жидкости гидрозамки 23 и того, гндрозамки обеспечивают повышение

24 открываются, и рабочая живко";ь соот- точности сохранения йэправления движеветственно по гидролиниям 37 и 39 поступа- ния машины. ет в поршневые полости гидроцилиндров 2 45 Делители 17 и 18 потока обеспечивают и3. Штоковые полости гидрацилиндров2и сохранение направления движения маши3 соответственно через гидролинии 38 и 40 ны при изменении расстояния междутележсоединяются с соответствующимй гидро- ками (при изменении базы машины). замками 23 и 24. От гидрозамка 23 рабочая Благодаря этому упрощается управление жидкость, вытесняемая из штоковой поло- 50 машиной(водителю нет необходимости корсти гидроцилиндра 2, по гидролинии 33 че- ректировать угол между тележками при из- рез обратный клапан 19 поступает в менении базы машины). Операция гидролинию 31. От гидрозамка 24 рабочая изменения базы вследствие этого может жидкость, вытесняемая из штоковбй йоло- происходить при движении машины. сти гидроцилиндра 3, по гидролинии34 че- 55 Ф о рмула изобретен и я рез обратный клапан 20 поступает также в 1. Рулевое управление сочлененной магидролинию 31. Гидролиния 31 через гидро- шины, состоящей из передней и задней тараспределитель 14, гидролинию 29, гидро- лежек, соединенных между собой сцепным распределитель 11 рулевого управления и устройством с поперечным стержнем, согидролинию 26 гидравлически соединяется держащее насос-дбзэтор, кинематически

1749100

Составитель 8. Ионова

Редактор О. Юрковецкая Техред М.Моргентал Корректор О. Кравцова

Заказ 2557 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

| производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

7 8 связанный с органом управления и гид- ми клапанами, гидрораспределитель рулеравлически посредством гидролиний уп- вого.управления двумя линиями соединен с равл ения ." с гидроуп ра вл яем ы м двухпоэиционными гидрораспределителягидрораспределителем рулевого управле- ми через дополнительный шестилинейный ния, гйдрввлйчески соединенным с источни- 5 гидрораспределитель и с дополнительным ком питания, гидробаком и посредством четырехлинейным гидрораспределителем, рабочих линий с двумя двухпоэиционнйми соединенным с делителями потока, вход и четырехлинейными гидрораспределителя- выходы каждого из которых соединены межми, каждый из которых гидравлически coe-. ду собой через обратные клапаны, одна из дйнен с одним из исполнительных 10 выходных линий каждого делителя потока гйдроцйлинфров и вйполнен с возможно- соединена с гидрозамком, соединенным стью кинематического взаимодействия со двумя линиями с однимгидроцилиндром, а штоком другога из исполнительных гидро- другая — с гйдроэамком, соединенным двуцилиндров, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что. с мя линиями с другим гидроцилиндром, прицелью расширения функцйональных воэ- 15 чем в одной из позиций шестилинейного можностей рулевого управлеййя пу гем из- гидрораспределителя одна из рабочих лименения расстоянмя между тележками ний гидроуправляемого гидрораспределисочлененной машины, оно снабжено двумя теля рулевого управления соединена с дополнительными двухпозиционными ки- одной иэ линий, а в другой — с другой из нематически связанными между собой по- 20 линий каждогодвухпозиционногогидрорасдвижными::, - . элементами, пределителя. гидрораспределителями, -один из которых 2. Рулевое управлейие по п.1, о т л и ч а Ыыйолнен четырехлийейным, а другой — ше- ю щ е е с я тем, что дополнительные гидростилинейным, двумя делителями потока, распределители выполнены с ручным упдвумя гидрозамками и четырьмя обратны- 25 равлением.