Способ получения биметалла

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: на заводах черной и цветной металлургии, выпускающих биметаллический прокат. Сущность изобретения: способ получения биметалла включает зачистку контактных поверхностей компонентов , сборку пакета и совместную холодную прокатку, причем предварительно осуществляют упрочнение прокаткой одного из компонентов до достижения соотношения сопротивлений деформации компонентов, определяемого заданным выражением . 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з В 23 К 20/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4759012/27 (22) 03.10,89 (46) 30.07.92.Бюль 28 (71) Челябинский политехнический институт . им.Ленинского комсомола (72) Н.В.Судаков и В.Б.Седых (56) /.вторское свидетельство СССР В

923733, кл. В 23 К 20/04, 1982; (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИМЕТАЛЛА (57) Использование; на заводах черной и цветной металлургии, выпускающих бимеИзобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано на заводах черной и цветной металлургии, выпускающей биметаллическую и родукцию.

Известен способ плакирования алюминия и его сплавов силумином, включающий зачистку контактных поверхностей основного и плакирующего слоев, сборку пакета и совместную холодную прокатку; причем основной слой предварительно упрочняют прокаткой до достижения сопротивления деформации, равного 0,7-0,9 сопротивления деформации плакирующего слоя.

Известный способ позволяет снизить разнотолщинность плакирующего слоя и повысить качество биметаллических листов.

Вместе с тем. способ применим лишь для конкретной пары материалов и не дает рекомендаций для других возможных сочетаний материалов. Применительно к другим условиям деформации рекомендуемое соотношение сопротивлений деформации компонентов (0.7-0,9), как показывает анализ, не обеспечивает желаемых результатов. так как не учитывает соотношение толщин компонентов и условий трения на контакте ме„., Я3,, 1750895 А1 таллический прокат. Сущность изобретения; способ получения биметалла включает зачистку контактных поверхностей компонентов, сборку пакета и совместную холодную прокатку, причем предварительно осуществляют упрочнение прокаткой одного из компонентов до достижения соотношения сопротивлений деформации компонентов, определяемого заданным выражением. 1 табл. талла с валками. В результате реализация этого способа в общем случае не гарантирует выравнивание послойной деформации компонентов, что отрицательно сказывается на качестве биметалла.

Целью изобретения является повышение качества биметалла путем улучшения геометрии полосы и сцепления слоев.

Поставленная цель достигается следующим образом, Предварительную прокатку осуществляют. до достижения соотношения сопротивлений деформации компонентов, определяемого выражением (Л вЂ” +—

О

hi t (Л

О где os, 0 s2 — сопротивление деформации компонентов перед совместной холодной прокаткой;

f>, f2- коэффициенты трения на контактных поверхностях с инструментом при прокатке;

ht, hz — исходные толщины слоев перед прокаткой;

l — длина очага деформации.

1750895

Технологический процесс

Сопротивление деформации латуни, МПэ

Степень предва- рительной деформации, о

265

Прототип

Прототип

Предлагаемый способ

16

935

220

> 1000

Г1 р и м е р, Согласно предлагаемому способу деформацию биметаллэ осуществляли следующим образом. В качестве исходных материалов использовались ленты из стали 20 толщиной 1 мм и из латуни Л 90 .толщиной 0,4 мм. Сопротивление деформации стали в исходном состоянии составляло

380 МПэ, сопротивление деформации латуни 100 Mfla. Полосы прокатывались совместно на стане ДуО с диаметром рабочих валков 180 мм, Суммарная деформация па- "0 кета составляла 55%. Перед прокаткой исходные ленты зачищались с контактных сторон вращающимися металлическими щетками. Коэффициент трения на валке, контактирующем со стальным компонентом, составлял 0,1; коэффициент трения на валке, контактирующем с латунью 0,12.

Прокатка осуществлялась по трем вариантам, 1. Согласно способу, предложенному в 20 прототипе, Латунная лента подвергалась предварительной холодной прокатке с деформацией 16% до достижения сопротивления деформации 340 МПа, составляющего

0,9 от сопротивления деформации стали.

2. Согласно способу, предложенному в прототипе. Латунная лента подвергалась предварительной холодной прокатке с деформацией 12% до достижения сопротивления деформации 265 МПа, составляющего

0,7 от сопротивления деформации стали.

3. Согласно предлагаемому способу.

Полученные в результате расчета требуемое (оптимальное) значение сопротивления деформации латуни, равное 220 МПа, состав- 35 ляет 0,58 от сопротивления деформации стали, Степень предварительной деформации, которая обеспечила указанное сопротивление деформации, составила 5%, Качество сцепления слоев оценивалось 40 способом мноГократного перегиба биметаллической ленты на 180 по ГОСТ 13813-68 до появления расслоения или излома.

Сравнительные данные результатов прокатки приведены в таблице.

Очевидно, что качество биметалла, полученного согласно предлагаемому способу, выше, чем согласно способу, предложенному в прототипе.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет повысить качество сцепления слоев биметалла и свести до минимума изгиб полосы на выходе из очага деформации пу1ем выравнивания послойной деформации компонентов.

Формула изобретения

Способ получения биметалла, включающий зачистку контактных поверхностей компонентов, сборку пакета и совместную холодную прокатку, причем перед сборкой пакета предварительно упрочняют прокаткой один из компонентов, о т л и ч а ю щ и йс я тем. что, с целью повышения качества биметалла за счет улучшения геометрии полосы и сцепления слоев, предварительную холодную прокатку проводят до достижения соотношения сопротивлений деформации компонентов, определяемого выражением

2 — +— т г п1 Ь1 12 2 — +— пг где cr»p> 2 — сопротивление деформации компонентов перед совместной холодной прокаткой;

f1, f2 — коэффициент трания на контактных поверхностях с инструментом при прокатке;

h>, йг — исходные толщины слоев перед прокаткой;

I — длина очага деформации, Качество сцепле- Радиус изгиба ния слоев (кол- полосы на еыхово перегибов) де из валков