Устройство для регулирования положения спинки сиденья транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение направлено на повышение комфортности сиденья транспортного средства , Устройство содержит закрепленные на основании и спинке боковые кронштейны , выполненные с отверстиями для установки оси шарниров их соединения, и регулировочный винт с правой и левой резьбой , кинематически связанный с гайками. Новизна устройства в том, что оно снабжено дополнительным кронштейном.установленным на наружной стороне спинки в средней ее часта, и тягами, которые посредством универсальных шарниров связаны одними своими концами с дополнительным кронштейном , а другими - с гайками, подвижно установленными на винте, который шарнирно закреплен на кронштейнах основания, при этом отверстия боковых кронштейнов основания выполнены в виде наклонных прорезей, в которых указанные оси шарнирно установлены с возможностью перестановки и последующей их фиксации. 1 з.п. ф-лы, 6 ил. СП с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧ Е СКИХ

РЕСПУБЛИК (st>s В 60 N 2/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4828204/11 (22) 23.05.90 (46) 30.07,92, Бюл. М 28 (71) Белорусский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (72) Н,И,Мелехов, Л.К.Чучалин, В.А.Гончаров, А.И.Черепок, Н.В.Банников и Э.В.Гербель (56) Авторское свидетельство СССР

М 868714, кл, В 60 N 11//0088, 1979.

Заявка ФРГ М 1755333, кл. В 60 N 1/06, 1980, / (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПОЛОЖЕНИЯ СПИНКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение направлено на повышение комфортности сиденья транспортного средства, Устройство содержит закрепленные

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для регулирования положения спинки сиденья транспортного средства.

Известно устройство регулирования угла наклона спинки сиденья транспортного средства, содержащее двуплечие рычаги, шарнирно установленные на кронштейнах подушки, закрепленных на боковых ее сторонах и одними концами зафиксированные стопорным механизмом, а вторыми концами шарнирно связанные с кронштейном спинки, шарнирно соединенным с кронштейном подушки, ! Ы „, 1750997 А1 на основании и спинке боковые кронштей- ны, выполненные с отверстиями для установки оси шарниров их соединения, и регулировочный винт с правой и левой резьбой, кинематически связанный с гайками.

Новизна устройства в том, что оно снабжено дополнительным кронштейном, установленным на наружной стороне спинки в средней ее части, и тягами, которые посредством универсальных шарниров связаны одними своими. концами с дополнительным кроншо тейном, а другими — с гайками, подвижно установленными на винте, который шарнир- но закреплен на кронштейнах основания, при этом отверстия боковых кронштейнов основания выполйены в виде наклонных прорезей, в которыхуказанные оси шарнирно установлены с возможностью перестановки и последующей их фиксации. 1 э.п. ф-лы, 6 ил, Однако в этом устройстве не обеспечивается бесступенчатое регулирование угла наклона спинки и регулирование глубины сиденья, что ухудшает комфортабельность устройства.

Известно также устройство для регулирования положения спинки сиденья транспортного средства, . содержащее закрепленные на основании и спинке боковые кронштейны, выполненные с отверстиями для установки оси шарниров их соединения и регулировочный винт с правой и левой резьбой, кинематически связанный с гайками.

1750997

В этом устройстве также не обеспечивается регулирование глубины сиденья, что ухудшает его комфортабельность при работе водителей различного роста и телосложения, а также при рабате одного и того же водителя в летнее и зимнее время (в летней и зимней одежде). Кроме того, механизм угла наклона спинки неудобен в эксплуатации ввиду нерациональной траектории движения руки человека при вращении рукоятки привода механизма регулировки.

Цель изобретения — устранейие указанных недостатков, а именно повышение комфортабельности, Поставленная цель достигается тем, что в известном устройстве для регулирования положения спинки сиденья транспортного средства, содержащем закрепленные на основании и спинке боковые кронштейны, выполненные с отверстиями для установки оси шарниров их соединения и регулировочный винт с правой и левой резьбой, кинематически связанный с гайками, оно снабжено дополнительным кронштейном, установленным на наружной стороне спинки в средней ее части, и тягами, которые посредством универсальных шарниров связаны одними своими концами с дополнительным кронштейном, а другими — с гайками, подвижно установленными на винте, который шарнирно закреплен на кронштейнах основания, при этом отверстия боковых кронштейнов основания выполнены в виде наклонных прорезей, в которых указанные. оси шарниров установлены с возможностью перестановки и последующей их фиксации.

При этом прорези кронштейнов основания выполнены с концевыми расточками, а оси шарниров выполнены с лысками, снабжены фиксирующими рукоятками и установлены с возможностью поворота в расточках прорезей. При этом ширина прорезей больше или равна толщине осей между лысками, а диаметр расточек больше или равен диаметру осей.

На фйг.1 изображено устройство при расположении спинки в переднем положении, общий вид; на фиг.2 — то же, йри расположении спинки в заднем положении; на фиг.3 — вид А на фиг.1; на фиг.4 — вид Б на фиг,1; на фиг.5 — разрез  — В на фиг.2; на фиг.б — разрез Г-Г на фиг.5.

Устройство содержит основание 1 сиденья, кинематически связанное с подушкой 2 и спинкой 3, закрепленные на основании и спинке боковые кронштейны 4 и 5, в каждом из которых выполнены прорези 6 с концевыми расточками 7 и 8.

Спинка содержит основные кронштейны 9 и 10, расположенные по ее краям, и дополнительный кройштейн 11, расположенный на наружный стороне спинки в

5 средней ее части 12.

В показанном на фиг.1, положении спинки 3 на концевых участках 7 кронштейнов 4 и 5, расположены оси 13, концы 14 которых шарнирно закреплены на основных

10 кронштейнах 9 и 10 спинки. На других кон-. цах 15 осей 13 закреплены рукоятки 16. В зонах взаимодействия с кронштейнами 4 и

5 оси 13 имеют лыски 17, причем размер а между поверхностями 18 лысок 17 равен

15 или меньше ширины Ь прорезей 6, При этом оси 13 установлены так, что поверхности 18 лысок 17 примерно перпендикулярны осям

19 прорезей 6. Поверхности 20 рукояток 16 находятся во взаимодействии с поверхностями 21 кронштейнов 4 и 5 основания, 20 Ниже прорезей 6 на кронштейнах 4 и 5 шарнирно закреплен регулировочный винт

22, снабженный рукояткой 23 и имеющий резьбовые части 24 и 25 соответственно с правой и левой резьбой. На резьбовых час-

25 тях 24 и 25 винта 22 установлены гайки 26, кинематически связанные с универсальными шарнирами 27, расположенными на концах 28 тяг 29, выполненнйх в виде жестких стержней. Другие концы 30 тяг 29 посредст30 вом аналогичных универсальных шарниров

31 связаны с дополнительным кронштейном

11 спинки 3.

Устройство работает следующим образом, 35 Для увеличения глубины сиденья производится перестановка спинки 3 из положения, показанного на фиг.1, в положение, показанное на фиг.2. Для этого водитель поворачивает рукоятки 16 так, чтобы лыски

40 17 осей 13 расположились параллельно поверхностям осей 19 прорезей 6, Благодаря наличию универсальных шарниров 27 и 31, соединяющих концы 30 тяг 29 с гайками 26, кинематически связанными с винтом 22, 45 приуказанном положении рукоятки16обеспечивается .возможность перемещения по прорезям 6. Воздействуя затем на спинку 3, водитель перемещает ее назад до упора осей 13 в концевые расточки 8 прорезей 6, 50 и, повернув рукоятки 16 в ту либо другую сторону примерно на 90О, фиксирует оси 13 в требуемом положении. Уменьшение глубины сиденья (перестановка спинки из положения, показанного на фиг.2, в

55 положение, показанное на фиг,1) производят аналогично.

При регулировке глубины сиденья происходит нескоторое изменение угла наклона спинки, Так, при перемещении осей 13 в

1750997 крайнее заднее положение (увеличении глубины сиденья) верхний конец спинки несколько перемещается вперед, т,е, угол наклона спинки уменьшается. И, наоборот, при уменьшении глубины сиденья угол наклона спинки увеличивается. Поскольку угловое положение спинки зависит от расположения осей 13 относительно кронштейнов 4 и 5 сиденья, после регулировки глубины сиденья водителю необходимо произвести соответствующую корректировку, а именно отрегулировать с помощью рукоятки 23 угол наклона спинки по субъективным ощущениям.

Наличие универсальных шарниров 27 и

31 на концах 30 тяг 29 обеспечивает возможность поворота спинки 3 в ту либо другую сторону при вращении рукоятки 23. При этом оси 13 остаются в неподвижном положении относительно кронштейнов 5, поскольку они зафиксированы относительно последних за счет сил трения рукоятки 16 о поверхность 21 кронштейна 5, Учитывая, что диапазон регулировки спинки по углу наклона сравнительно небольшой (15О по ГОСТ 2000-62-81), возможность перемещения осей 13 по прорезям 6 для регулирования глубины сиденья обеспечивается при любом положении спинки.

При этом величина углового смещения спинки при различных ее исходных положениях будет неодинаковой. Однако в условиях эксплуатации это ие имеет существенного значения, учитывая необходимость описанной корректировки (регулировки угла наклона спин ки после изменения глубины сиденья), Регулирование угла наклона спинки 3 при зафиксированных в определенном положении осях 13 производится путем вращения рукоятки 23 регулировочиого винта

22 в ту или другую сторону, При этом гайки

26 либо сближаются, либо удаляются одна от другой, перемещая тяги 29, кииематически связанные с дополнительным кронштейном 11 спинки 3, Тем самым осуществляется поворот спинки 3 иа осях

13, Фиксация требуемого угла наклона спинки осуществляется автоматически после прекращения воздействия иа рукоятку 23.

20 ства, содержащее закрепленные иа

Такое выполнение устройства позволяет осуществлять изменение глубины сиденья при сохранении возможности регулирования угла наклона спинки с неизменным положением подушки сиденья относительно кабины транспортного средства, что повышает комфортабельность сиденья, в том числе при работе водителя в зимней либо летней одежде. Кроме того, повышается удобство регулировки сиденья за счет более рационального расположения регулировочной рукоятки, а также отсутствие специального механизма для фиксации положения спинки после изменения ее угла наклона. Все зто позволяет улучшить условия труда механизаторов.

Формула изобретения

1, Устройство для регулирования положения спинки сиденья транспортного средосновании и спинке боковые кронштейны, выполненные с отверстиями для установки оси шарниров их соединения, и регулировочиый винт с правой и левой резьбой, киьематически связанный с гайками, о т л и ча ю щ е е с я тем, что, с целью повышения комфортабельности, оно снабжено дополнительным кронштейном, установленным иа иаружчой стороне спинки в средней ее части, и тягами, которые посредством универсальных шарниров связаны одними своими концами с дополнительным кронштейном, à.другими — с гайками, по= движио установленныМЙ на винте, который шарнирно закреплен на кронштейнах основания, при этом отверстия боковых кронштейиов основания выполнены в виде наклонных прорезей, в которых указанные оси шарниров установлены с возможностью перестановки и последующей их фиксации.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что прорези кронштейнов основания выполнены с концевыми расточками, а оси шарниров выполнены с лысками, снабжены фиксирующими рукоятками и установлены с возможностью поворота в расточках прорезей, при этом ширина прорезей больше или равна толщине осей между лысками, а диаметр расточек больше или равен диаметру осей.

1750997

1750997

Вид А

1750997

16

17

Составитель В.Гончаров

Редактор М.Кобылянская Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Н.Король

Заказ 2654 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул,Гагарина, 101