Днище кузова грузового самосвального транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в горном машиностроении , а именно в устройствах для защиты рабочих поверхностей транспортных средств и оборудования (кузова автомобилей-самосвалов , вагонов думпкаров, бункеров, течек и т.п.), подверженных абразивному износу при ударном характере нагрузок, и может найти применение на предприятиях промышленного транспорта в металлургии, промышленности строительных материалов и других отраслях Сущность изобретенияднище кузова содержит каркас, литой эластичный облицовочный лист, закрепленный на каркасе, и гибкие связи 3 и 4, выполненные в виде канатов, подвешенных на боковых сторонах каркаса с возможностью опирания на них облицовочного листа Продольные канаты подвешены на передней и задней сторонах каркаса и расположены выше поперечных канатов, а облицовочный лист оборудован опорными элементами 5, прикрепленными к нему посредством узлов крепления, расположенных в местах пересечения продольных и поперечных канатов и скрепленных с последними 1 з п.ф-лы, 3 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 62 0 25 /20 33 /02
ГОСУ цАР СТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ КНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (л
О
С> (21) 4835540/11 (22) 05.06.90 (46) 30.07.92, Бюл. М 28 .(71) Специальное конструкторское бюро по конструированию технологического оборудования для обогащения руд (72) M.Ê, Шолин, Е.Ф. Чижик и Е;Д. Горбунов .(56) Авторское свидетельство СССР
М 932975, кл. В 62 D 33/023, 1976, (54) ДНИЩЕ КУЗОВА ГРУЗОВОГО САМОСВАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: в горном машиностроении, а именно в устройствах для защиты рабочих поверхностей транспортных средств и оборудования (кузова автомобилей-самосвалов, вагонов думпкаров, бункеров, течек и т.п,), подверженных абразивному износу при ударном характере нагрузок, и может найти
5U«1751030 А1
2 применение на предприятиях промышленного транспорта в металлургии, промышленности строительных материалов и других отраслях, Сущность изобретения: днище кузова содержит каркас, литой эластичный облицовочный лист, закрепленный на каркасе, и гибкие связи 3 и 4, выполненные в виде канатов, подвешенных на боковых сторонах каркаса с возможностью опирания на них облицовочного листа, Продольные канаты подвешены на передней и задней сторонах каркаса и расположены выше поперечных канатов, а облицовочный лист оборудован опорйыми элементами 5, прикрепленными к нему посредством узлов крепления, расположенных в местах пересечения продольных и поперечных канатов и скрепленйых с последнйми, 1 з,п.ф-лы, 3 ил. !
1751030 петель троса, Облицовочный лист на продольных кромках имеет выступы, охватывающие указанные кронштейны, На кронштейнах установлены прижимные накладки дпя фиксации кромок облицовочного листа;
В известной конструкции за счет демпфирования дйнамических нагрузок эластичным литым корпусом и гибким поперечными связями снижаются напряжения в элементах конструкции, а следовательно и связанные с ними износы. Увеличивается срок службы.
Кроме того, снижается масса кузова при одновременном увеличении обьема кузова, что ведет к увелияению грузоподъемности автосамосвала, а следовательно и к повышению
его технико-экономических показателей.
Однако рассматриваемая конструкция кузова имеет недостаточную надежность и ограниченные возмо>кности расширения эксплуатационных возможностей.
Недостаточная надежность конструкции кузова обу "ловлена неравномерностью распределения нагрузок на днище литого корпуса и ограничень ыми возможностями гибких связей демпфировать динамические нагрузки.
Действительно, поперечные гибкие связи (канаты), контактирующие с днищем корпуса через прорези B его приливах на нерабочей поверхности, вызывают на Iloверхности контакта высоку1о концентрацию напряжений в материале корпуса как при загрузке горно массы движении автосамосвала, так и нри разгрузке. При этом концентрация напряжений сопровождается взаимным перемещением поверхности корпуса и канатов, чем интенсифицируются износы, так как в этом случае выполняет роль своеобразной пилы. Следует также отметить, что у большегрузных автосамосвалов в момент разгрузки возникают значительные силы сдвига, вызванные взаимодействием горной массы с материалом днища, Последние исчйсляются десятками тонн.
Кроме того упомянутые силы сдвига, а также динамические нагрузки вызывают неравномерную деформацию поперечных канатов, При этом больше нагружаются, а следОвательно и деформируются, канаты, расположенные у выгрузочной кромки кузова. Воспринимая нагрузки, поперечные канаты работают только на растяжение, чем ограничиваются их демпфирующие возмож5 ности.
Днища литого корпуса при опоре на поперечные канаты под влиянием нагрузок деформируется и приобретает волнистый профиль. Это вызывает неравномерный износ, чем также снижается надежность конИзобретение относится к горному машиностроению, а именно к устройствам для защиты рабочих поверхностей оборудования и транспортных средств (бункера, течки, кузова автомобилей-самосвалов вагоны-думпкары), подверженных абразивному износу при ударном характере нагрузок, и может найти, применение на предприятиях промышленного транспорта в металлургии, промышленности строительных материалов и других отраслях народноГо хозяйства, Известно использование набора отдельных резиновых плит для футирования
10 кузова автомобиля-самосвала. Крепление каждой плиты к кузову осуществляется болтами.
Известная конструкция обладает недостаточной надежностью и низкими эксплуатационными качествами, Во-первых, 20 значительное количество защитных плит и элементов их крепления усложняет работы по их монтажу — демон а>ку в процессе эксплуатации. особенно при перефутировке. Во-вторых, в cTbfK между резиновыми плитами проникают мелкие частицы транспортируемОго материала и влаги, накапливаются там и уплотняются. Это ведет к деформации плит и их отрыву от защищаемой поверхности, 8третьих, плиты, смонтированные на существующее днище кузова, боковинь1 значительно уменьшают его объем и увеличи30 вают массу последнего. В результате этого снижаются технико-экономические показателии эксплуатации транспортных средств и оборудования, Наиболее близким к предлагаемому обьекту по технической сущности и достигаемому реЗультату является кузов грузового го материала, закрепленнь1й своими кромками на противоположных сторонах каркаса посредством элементов крепления, и гибкие связи, выполненные в виде вана45 тов, подвешенных поперечно продольной оси кузова íà боковых сторонах каркаса с возможностью опирания на них облйцовоч ного листа, Канат BblfloJIHGH B виде замкнутой петли с образованием ею двух ветвеи. 50
Каждый канат выполнен из материала, обладающего более высоким пределом прочности при растяжении, но более низкой . ппас ичностью, чем матерйал облицовочноro листа. Облицовочный лист выполнен с утолщенными участками, расположенными вдоль кузова перед выступающими элементами каркаса.
Утолщенные участки облицовочного листа выполнены с вырезами дпя размещения транспортного средства, содер>кащий кар- 40 кас, литой облицовочный лист из эластично1751030
20
35
50 струкции. Кроме того, волнистый профиль днище кузова снижает эксплуатационные воэможности, так как способствует налипанию (намерзанию) транспортируемого материала, а это ухудшает условия разгрузки, 5
Даже без налипания наличие поперечной волнистости днища вынуждает производить разгрузку кузова под большим углом наклона последнего, Этим увеличивается время данной операции, а следовательно снижается такой технико-экономический показатель, как производительность, Ограниченные возможности демпфирования динамических нагрузок гибкими связями также снижают эксплуатационные возможности, так как вызывают ограничения в использовании погрузочных средств, обслуживающих автосамосвалы, например экскаваторов, и ограничивают скорости транспортирования из-за ограничений по динамическим нагрузкам как на элементы подвести автомобиля, так и на ходовую часть последнего.
Цель изобретения — повышение надежности и расширение эксплуатационных возможностей.
Указанная цель достигается тем, что в днище кузова грузового cGMOGBBflbHol.o транспортного средства, содержащего каркас, литой облицовочный лист из эластичного материала, закрепленный своими кромками на противоположных сторонах каркаса посредством элементов крепления, и гибкие связи, выполненные в виде канатов, подвешенных поперечно продольной оси кузова на боковых сторонах каркаса с воэможностью опирания на них облицовочного листа, гибкие связи снабжены продольными канатами, подвешенными на передней и задней сторонах каркаса и расположенными. выше поперечных канатов облицовочный лист оборудован опорными элементами, прикрепленными к нему посредством узлов крепления, расположенными в местах пересечения продольнь1х и. поперечных канатов и скрепленными с последними. . Каждый из опорных элементов выполнен в виде плоского основания, прилегающего к облицовочному листу с консольным пластинчатым выступом, расположенным перпендикулярно основанию на одном его краю со стороны, противоположной облицовочному листу и с выступом на другом краю основания, причем в каждом из выступов выполнены пазы для крепления в них соот- 55 ветственно поперечных и продольных канатов, э каждый из узлов крепления опорных элементов выполнен B виде пластины, заде-. ланной в облицовочный лист с шипом, вы.ступающим в сторону основания опорного элемента и установленным в отверстии, вьгполненном в средней части последнего, Оснащение гибких связей продольными канатами, подвешенными на передней и задней сторонах каркаса, и расположение их выше поперечных канатов в сочетании с оборудованием облйцовочного листа опорными элементами,.расположеннйми в местах пересечения продольных-и поперечных канатов, обеспечивает повышение эффектйвности демпфирования динамических нагрузок в момент загрузки кузова и при движении транспортного средства. а также перераспределение нагрузки нэ попереч. ные и продольные канаты в момент наклона кузова при его разгрузке. На этой основе снижаются напряжения в элементах конст рукции и их износы, а следовательно flosbIшается надежность и расширяются эксплуатационные возможности транспортного средства.
Действительно, наличие продольной связи в дополнение к поперечной расширяет диапазон демпфирования динамических нагрузок. При восприягии нагрузки сначала работают на растяжение продольные связи, а затем поперечные, Это позволяет. в зависимости от характеристики кэнатови степени их предварительного и относительного натяжения, получать требуемую характеристику жесткости системы гибких связей, а следовательно и диапазон демпфирования нагрузок.
Расположение продольных канатов выше поперечных не исключает появления волнистости днища кузова, но изменяет направление ее профиля Направление волнистости будет совпадать с осью кузова и с направлением перемещения груза при разгрузке. Следовательно угол наклона кузова при разгрузке будет оптимальным для данного груза, а время разгрузки минимальным, Все это повышает эксплуатационные возможности. Кроме того, крепление опорного элемента к продольному канату и опора его на поперечный канал обеспечивают более равномерное распределение нагрузок от сил сдвига в момент наклона-кузова при выгрузке. Это положительно влияет на износы элементов конструкции, а следовательно и нэ их надежность;
Оборудование облицовочного листа опорными элементами, прикрепленными к нему посредством узлов крепления, расположенными в местах пересечения продольных и поперечных канатов и скрепленными с последними. обеспечивает надежную связь между элементами конструкции в момент восприятия нагрузок и равномерное ее
1751030 распределение между ними, Этим снижает- кузова (не показано) посредством гибких ся концентрация напряжений в местах кон- продольных связей 3 и размещенных под такта, а следовательно снижаются и износы, ними поперечных связей 4 в виде канатов. как усталостные, так и абразивные. Кроме В узлах пересечения канатов 3 и 4 располотого, опорный:элемент как промежуточное 5 жены опорные элементы 5 в виде основания звено между облицовочным листом и гибки- 6 и плоской консольной пластины 7 с отверми связями не только передает нагрузку от стием 8 в ее средней части, Пластина 7 расодном элемента к другим, но и обеспечива- положена перпендикулярно основанию 6 и ет получение изменяемой (нелинейной) ха- . соединена с ним, Свободный конец пластирактерйстики жесткости системы, 10 ны 7 ймеет паз 9 для размещения и крепле:
Достигается это, с одной стороны, за счет ния в нем продольного каната 3. Основание ступенчатого характера восприятия нагруз- 6 также имеет паз 10, которым опирается на ки канатами, а с другой — сопротивлением канат 4, Шип 2 узла крепления размещен в канатов при восприятии нагрузки не только отверстии 8 плоской консольной пластины на растяжение, на и на кручение. 15 7, Комплекс перечисленных мер обеспе- Днище кузова работает следующим обчивает повышение надежности элементов разом, конструкции кузова, а также расширение При загрузке кузова крупнокусковой
его эксплуатационных воэможностей. горной массой возникающие динамические
Выполнение каждого из опорных эле- 20 нагрузки погашаются за счет податливости ментов в виде плоского основания, прилега- {осевой упорной деформации) гибких связей ющего к облицовочному листу с консольным — канатов 3 и 4, закрепленных на раме кузопластинчатым выступом; расположенным ва, а также эа счет упругой деформации маперпендикулярно основанию на одном его териала литого корпуса 1. При ударе краюсостороны,противоположнойоблицо- 25 крупных кусков материала по одному из вочному листу, и с выступом на другом краю концов плоской консольной пластины 7, эаоснования; причем. в каждом из вь|ступов крепленной на продольном канате 3, вознивьгполнены пазй для крепления в них соот- кает крутящий момент, который ветственно поперечных и продольных кана- воспринимается и гасится за счет сопротивтов, а каждый из узлов крепления опорных 30 ления скручиванию последнего, Этим обесзлементов выполнен в виде пластины, заде- печивается повышение эффективности ланной в облицовочный лист с шипом, вы- демпфирования динамических нагрузок, а ступающим в сторойу основания опорного следовательно сниж ние нагрузок и изнозлймента и установленным в отверстии, вы- сов элементов констр акции, Нагрузки, восполненном в средней части последнего. 35 принимаемые корпусом 1, передаются на обеспечивает повышение надежности эле- канаты 3 и 4 через узел крепления — площадментов конструкции и расширение эксплуа- ку с шипом 2 - отверстие 8 в пластине 7, тационнь1х возможностей. которая пазом 9 закреплена на канате 3 и
Действительно, рассматриваемые зле- через паэ 10 опирается на канат 4. При этом менты обеспечивают надежную связь меж- 40 распределение нагрузки осуществляется дуоблицовочнымлистоми гибкими связями более равномерно как по массе корпуса 1, продольным и поперечным канатами в чро- так и между канатами 3 и 4, как в момент цессе восприятия и передачи нагрузок в загрузки, так и выгрузки массы из кузова. процессе эксплуатации при равномерном Кроме того, трущиеся пары узел крепления ее распределении, и изменяют характери- 45 -шип2-отверстие8пластины7равнопрочстику жесткости системы гибких связей по ны, так как выполнены из одного материала мере увеличения нагрузки на днище кузова, — металла. Последнее способствует повыПри этом канаты при восприятии нагрузки шейию надежности конструкции футеровки. работают не только на растяжение, но и на Деформация днища корпуса 1 на гибких свя- . кручение. 50 зях 3 под действием нагрузки вызывает поНа фиг.1 изображено днище кузова гру- явление волнистости последнего, При этом зового самосвального транспортного сред- профиль волн будет свпадать с осью кузоства, вид сверху; на фиг.2 — разрез А-А на ва, т.е. с направлением движения массы при фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1. разгрузке, Следовательно, угол наклона куДййща кузова содержйт выполненный 55 зова для данного материала будет иметь из эластичного материала литой корпус 1 с оптимальные значения. узлами крепления на его нерабочей поверх- По сравнеьию с прототипом конструкности, выполненными в виде пластины с ция днища кузова по-воляет повысить нашипом 2, завулканиэированными в матери- дежность конструкции и расширить ал корпуса 1. Корпус 1 соединен с рамой эксплуатационные возможности ээ счет
1751030 расширения демпфирующих возможностей гибких связей, снижения и более равномерного распределения нагрузок и на этой основе снижения удельных нагрузок на элементй конструкций и их износ.
Формула изобретения .. 1. Днище кузова грузового самосвального транспортного средства, содержащее каркас, литой облицовочный лист из эластичного материала, закрепленный своими кромками на противоположных сторонах каркаса посредством элементов крепления, и гибкие связи, выполнейные в виде канатов, подвешенных поперечно продольной оси кузова на боковых сторонах каркаса с возможностью опирания на них облицовочноголиста, отличающееся тем,что, с целью повышения надежности и расширения эксплуатационных возможностей, гибкие связи снабжены продольными канатами, подвешенными на передней и задней сторонах каркаса и расположеннымй выше поперечных канатов. а облицовочный лист оборудован опорными элементами, прикрепленными к нему посредством узлов крепления. расположенными s местах пересечения продольных и поперечных канатов
5 и скрепленными с последними.
2. Днище по и 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что каждый йз опорных элементов вы- полнен в виде плоского Основания, прилега10 ющего к облицовочному месту, с консольным пластинчатым вйступом-, расположенным перпендикулярно к основанию на одном его краю со стороны, противоположной облицовочному месту, и с выступом на другом краю
15 основания, причем в к ждом из выступов выполнены пазы для крепления в них соответственно поперечных и продольных канатов, а каждый из узлов крепления опорных элементов выполнен в виде:пластины, заделанной в
20 облицовочный лист, с шийом, выступающим в сторону основания опорного элемента и установленным в отверстии, выполйенном в средней части последнего, 1751030
ФАЗ
Составитеп ь Л.А,Медьников
Редактор М,Кобылянская Техред М.Моргентал Корректор С.Черни
Заказ 2656 Тираж Подпи(ное .
ВНИИПИ Государственного кпмитега по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат" Патент".г.ужгород,уд. Гагарина,101