Способ доставки и прокладки вентиляционного трубопровода и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: средства безопасности в горном деле, доставка грузов при восстановлении проветривания выработок, нарушенных взрывом газа и угольной пыли Сущность изобретения: способ доставки вентиляционного трубопровода состоит в том, что параллельно с ним прокладывается канатная дорога, по которой доставляются все грузы Каждая стойка канатной дороги снабжена отрезком каната, один конец которого закреплен на натяжном барабане стойки, а другой пропущен через соединительные муфты и закреплен на корпусе соседней стойки. 2 с.п ф-лы, 5 ил. со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

>170 8Щ

ГОСУДАРСТВЕННЫЦ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4846481/03 (22) 03.07.90 (46) 30.07.92. Бюл. (Ф 28 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт горноспасатЕльного дела (72) А.Н.Соломахин, В.Ф.Доценко и А,П.Нечипуренко (56) Таранец Ю,В. и др. Современные методы и средства ведения горноспасательных работ. — Сборник научных трудов. Донецк, ВНИИГД, 1989, с. 38 — 42.

Рекомендации по внедрению схем .и средств механизации вспомогательных работ и ручного труда на угольных шахтах.

Донецк; ЦБНТИ Минуглепрома) СССР, ВНПО "Углемеханизация", 1974.

Изобретение относится к средствам техники безопасности в горном деле и может применяться в угольных шахтах для доставки и прокладки вентиляционного трубопровода при восстановлении проветривания выработок после взрыва в них газа и угольной пыли. Такие выработки загромождены выбитой крепыш и обрушившейся породой, в них повышена температура, воздух задымлен и непригоден для дыхания, вследствие чего доставки вентиляционных труб весьма трудоемка.

В настоящее время при восстановлении проветривания тупиковых выработок после взрыва используют гибкие вентиляционные трубопроводы, состоящие из прорезинен,ных труб длиной 20 м и массой 40 — 80 кг и. Ю 1751361 А1 (54) СПОСОБ ДОСТАВКИ И ПРОКЛАДКИ

ВЕНТИЛЯЦИОННОГО ТРУБОПРОВОДА И

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Использование: средства безопасности в горном деле, доставка грузов при восстановлении проветривания выработок, нарушенных взрывом газа и угольной пыли.

Сущность изобретения: способ доставки вентиляционного трубопровода состоит в том, что параллельно с ним прокладывается канатная дорога, по которой доставляются все грузы. Каждая стойка канатной дороги снабжена отрезком каната, один конец которого закреплен на натяжном барабане стойки, а другой пропущен через соединительные муфты и закреплен на корпусе соседней стойки, 2 с.п. ф-лы,.5 ил. более, в зависимости от диаметра. Каждая труба доставляется к месту установки вручную (на себе) отделением горн6спасателей из йяти человек, В тупиковые выработки длиной более

500 м для обеспечения жизнедеятельности горноспэсателей доставляются бокс-базы, а также большое количество оборудования и горноспасательного снаряжения. Например, при разгазировании девятого южного конвейерного штрека длиной 1380 м на шахте им, Г,М,Димитрова ПО "Красноармейскуголь" после аварии в 1985 г. в него было доставлено 5,5 т вентиляционных труб, 1,5 т пожарных рукавов, 120 контейнеров (3,2 т) с охлаждающими элементами для курток ТК вЂ” 40, более 1,4 тыс. сумок-холодильни1751361 ков с.охлаждающими элементами для ре- вают канатную дорогу длиной, равной длине спираторов, два комплекта бокс-баз и дру- вентиляционного трубопровода, а доставку гое оборудование и.горноспасательное вентиляционных труб и стоек канатной дооснащение, Суммарная масса грузов, до- роги осуществляют на роликах по канату от ставленных в выработку, превысила 8т(без 5 устья выработки до концов трубопровода и учета массы вентиляционных труб). каната, с последующим удлинением. канат " Большой объем тяжелых ручных работ ной дороги и вентиляционного трубопровопо"доставке грузов в загроможденную выра- да, ботку с непригодной для дыхания атмосфе- Такая последовательность приемов дорой и при повышенной температуре .10 ставки и прокладки вентиляционного трупривели к тому, что 24 горноспасателя по- бопровода позволяет уменьшить страдали от перегревания различной степе-- трудоемкость и затраты времени. Это объясни тяжести. няется тем, что усилие на перемещение груРучкой способ доставки грузов являет- за по канату в 10-15 раз меньше веса груза, ся в настоящее время единственным приме- 15 Благодаря тому, что параллельно с вентиляняемым способом при разгазировании ционнымтрубопроводом прокладываюткатупиковых выработок, нарушенных взры- натную дорогу, все грузы доставляют по вом газа и угольной пыли. канатной дороге с трудозатратами, в не-.

Известнэ канатная подвесная дорога сколько раз меньшими, чем при доставке

ДКП вЂ” 2 для доставки грузов по горным вы- 20 этих грузов на себе. Чем больше длина разработкам в нормальных условиях их зксплу- газируемой выработки и масса перемещаеатации. Она состоит из несущего каната, мых грузов, тем большая эффективность опирающегося на кронштейны, закреплен- доставки грузов по канатной дороге, чем на ные на крепи выработки, Канат натянут при себе, помощи натяжного устройства. Грузовые 25 Благодаря тому, что вентиляционный . тележки перемещаются по несущему канату, трубопровод и канатная дорог одинаковы с помощью тягового каната и злектролебед- по длине, работы по монтажу их выполняютки, Канатная дорога ДКП вЂ” 2 не может быть ся вблизи свежей струи воздуха, выходящей использована при восстановлении провет- из трубопровода, что повышает производиривания выработок, нарушенных взрывом 30 тельность труда горноспасателей и снижагаза и угольной пыли по следующим причи- ет до минимума доставку труб и стоек нэ нам. По мере разгазирования выработки и себе. .продвижения по ней горноспасателей необ- Поставленная цель достигается также ходимо удлинять канатную дорогу. Для уд- за счет того, что в известном устройстве, линения дороги ДКП вЂ” 2 необходимо снять 35 включающем распорные стойки и несущий транспортируемые грузы на всей длине не- канат, каждая из стоек устройства снабжена сущего каната, удлинить несущий канат, натяжным барабаном и соединительной например, сматывая его с барабана, имею- муфтой с отрезком несущего каната, пропущего запас кэчатэ, послечего натянуть несу- щенного через нее и закрепленного одним щий канат с помощью натяжного 40 концом на натяжном барабане, а второй кополиспастного устройства, Конструкция кэ- нец пропущен через соединительную муфту натной дороги ДКП-2 не позволяет осуще- соседней стойки и неподвижно закреплен ствлять одновременно перемещейие груза на ней. по несущему канату и удлинение несущего Благодаря тому, что каждая стойка 45 снабжена натяжным барабаном и отрезком

Остановка перемещаемого груза и сня- соединительного каната, обеспечивается тие его с несущего каната для удлинения совмещение во времени операций по канатной дороги, последующее навешива- транспортировке грузов и монтажу(удлинение груза увеличивают трудоемкость и за- нию)дороги.Учэстокканатамеждусоседнитраты времени на доставку грузов, 50 ми стойками натягивается независимо от усложняют технологию доставки. остальных частей несущего каната, которые

Целью изобретения является уменьше- остаются постоянно натянутыми, благодаря ние трудоемкости и затрат времени нэ до- чему не останавливается транспортировка ставку грузов в сложных горноспасательных грузов. Поскольку нет необходимости при условиях аварии. 55 удлинении дороги останавливать перемеЭта цель достигается тем, что в извест- щаемый груз, опускать его на почву и затем ном техническом решении, включающем до- подвешивать на канат, уменьшается трудо. ставку вентиляционных труб в выработку и емкость и затраты времени на доставку грунара цивание трубопровода, параллельно с зов. вентиляционным трубопроводом проклады1751361

15 ную по канату от устья выработки к концу

20 канатной дороги, как показано на фиг.1.

Стойка 4 с отрезком каната 6 разгружается

30

55

На фиг,1 изображено устройство для доставки грузов при разгазировании выработок; нэ фиг.2 — вид А на фиг,1; на фиг,З вЂ” вид

Б на фиг,2; на фиг.4 — сечение В-В на фиг.З; на фиг,5 — сечение Г-Г на фиг.4, Доставку и прокладку вентиляционного трубопровода осуществляют следующим образом (фиг.1). Параллельно с вентиляционным трубопроводом 1 прокладывают канатную дорогу 2, длина.которой равна длине вентиляционного трубопровода, Вентиляционные трубы 3 и стойки 4 канатной дороги доставляют на роликах 5 (фиг,2) по канату от устья выработки до концов трубопровода и каната, затем трубу 3 и стойку 4 разгружают, после чего вентиляционный трубопровод и канатную дорогу удлиняют, Для этого конец каната 6 (фиг.1) доставлен- . ной-стойки 4 заводят в соединительную муфту 7 последней стойки, а доставленную стойку 4 распирают в выработке и натягивают канат с помощью барабана 8 (фиг,2 и 3 ).

Устройство для осуществления предлагаемого способа доставки и прокладки вен. тиляционного трубопровода представляет собой быстромонтируемую и удлиняемую в процессе разгазирования канатную дорогу, состоящую из одинаковых секций. Каждая секция состоит из распорной стойки 4 и отрезка несущего каната 6 (фиг.1). Стойка 4 снабжена натяжным барабаном (фиг.2), на котором закреплен один из концов каната

6. Барабан 8 свободно вращается на оси 9, которая закреплена на корпусе 10 стойки 4.

Барабан снабжен храповым механизмом 3 (не показан), который позволяет вращать рукоять барабана только в сторону натяжения каната и фиксирует барабан с помощью собачки и храпового колеса от поворота в сторону ослабления натяжения каната. Канат 6 от барабан 8 проходит через обводной ролик 11 (фиг.3), соединительную муфту 7 и по верхней незагроможденной части выработки проходит на такую же соединительную муфту 12 (фиг.2) соседней стойки, Второй конец каната, пропущенного через соединительную муфту 12, закрепляется на корпусе соседней стойки с помощью зажимов 13.

Транспортируемый груз (вентиляционная труба 30 и стойка 4) подвешивается к канату на роликах 5. Соединительная муфта

7 (фиг.4 и 5) так же, как и все другие соединительные муфты стоек, имеет направляющий паз 13. Ролики 5 канатной дороги после схода их с несущего каната 6 перекатываются своими ребордами по пазу 13, а затем переходят нэ несущий канат соседней стойки. Канаты 6 в соединительной муфте удерживаются осями 14.

Каждая из стоек канатной дороги имеет выдвижную часть 15 (фиг.3), которая фиксируется от опускания осью 16, Стойка распирается между кровлей и почвой с помощью винтов 17, которые расположены на радиусе

R от оси стойки для удержания стойки от поворота под действием усилия от натянутого каната.

Для разгазирования выработки в ней параллельно с вентиляционным трубопроводом 1 (фиг.1) монтируется удлиняемая канатная дорога 2 (причем длины вентиляционного трубопровода и канатной дороги. измеренные от устья выработки, примерно одинаковы). Вентиляционная труба 3 (фиг.1 и 2) вместе со стойкой 4 (фиг.2) подвешивается к несущему канату 6 на роллках 5 и доставляется перемещением вручи свободный конец каната заводят в муфту

7 последней (от устья выработки) стойки и фиксируют его зажимами, Для заведения каната в муфту 7 (фиг.4 и.5) вытаскивается ось 14, заводится канат 6 в муфту и фиксируется в ней заведением оси 14 в муфту 7.

После этого стойка 4 перемещается от последней стойки на 18 — 22 м (фиг.1).

Это расстояние выбирается таким образом, чтобы зачистка почвы на месте установки от обрушившейся породы и выбитой крепи была минимальной. При этом лишняя длина каната наматывается на барабан, На фиг.1 стойка 4 и ее канет 6 показаны пунктиром в смонтированном положении. Монтаж стойки заключается в распоре ее между кровлей и почвой, после чего натягивается канат с помощью натяжного барабана.

После натяжения каната .вентиляционная труба 3 подается по канату к стойке 4 опускается на почву, переносится и устанавливается на вентиляционный трубопровод, Процесс разгазирования выработки состоит из таких повторяющихся циклов доставки и монтажа стоек и вентиляционных труб, Отделение из пяти человек может доставлять за одну ходку (цикл) три трубы и три стойки.

Масса стойки не более 20 кг. При массе вентиляционнойтрубы 80 кгсуммарная масса одной трубы и одной стойки составит не более 100 кг, Одна труба и одна стойка подвешиваются и транспортируются по канату вместе. Следующая труба и стойка должны располагаться таким образом, чтобы на каждый из отрезков каната, расположенного между соседними стойками, приходилась масса не более 100 кг.

Сравнительная оценка затрат времени на разгэзирование выработки при ручной

1751361 доставке вентиляционных труб и с помощью предлагаемого сппсоба и устройства дана в приложении, При расчетах использованы нормы времени на выполнение горноспасательных работ, Результаты этого расчета позволяют сделать следующие выводы.

Если в разгазируемую выработку не доставляются какие-либо грузы, кроме вентиляционных труб, то предлагаемый способ и устройство для доставки грузов при разгазировании выработки менее трудоемкий, чем доставки грузов на себе, при длине выработки более 400 м. С увеличением длины разгазируемой выработки эффективность предлагаемого способа и устройства увеличиваются. Например. при длине выработки

1200 м трудоемкость предложенного способа и устройства для прокладки вентиляционного трубопровода при разгазировании в

1,65 раза меньше, чем трудоемкость доставки на себе (срэвнение сделано с учетом доставки одних только вентиляционных труб и стоек). При длине разгазируемой выработки более 500 м для отдыха горноспасателей необходимо доставлять в выработку боксбазы и большое количество горноспасательного оборудования (в некоторых случаях более 8 т), В таких выработках эффективность предлагаемого способа прокладки вентиляционного трубопровода существенно увеличивается. Трудоемкость его в выработках длиной более 500 м будет по крайней мере в 2 раза меньше, чем существующего способа прокладки вентиляционного трубопроводаа.

По сравнению с прототипом — канатной подвесной дорогой ДКП-2 — предлагаемое техническое решение позволяет уменьшить трудоемкость и затраты времени на разгазирование длинных выработок, в которые необходимо доставлять большое количество грузов. Совмещение во времени транспортирования грузов и удлинение канатной

5 дороги в выработке исключает остановки при транспортировании грузов и дополнительные операции по опусканию груза на почву и последующее подвешивание груза к канату.

10 Формула изобретения

1. Способ доставки и прокладки вентиляционного трубопровода, включающий доставку вентиляционных труб в вцработку и15 наращивание трубопровода, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и затрат времени нэ доставку, параллельно с вентиляционным трубопроводом прокладывают канатную дорогу дли20 ной, равной длине вентиляционного трубопровода, а доставку вентиляционных труб и стоек канатной дороги осуществляют на роликах по канату от устья выработки до концов трубопровода и каната, с последую25 щим удлинением канатной дороги и вентиляционного трубопровода, 2. Устройство для доставки и прокладки вентиляционного трубопровода, включающее.распорные стойки и несущий канат, о тл и30 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и затрат времени на доставку, каждая из стоек устройства снабжена натяжным барабаном и соединительной муфтой с отрезком несущего каната, 35 пропущенного через него и закрепленного: одним концом на натяжном барабане, а второй конец каната пропущен через соединительную муфту соседней стойки и неподвижно закреплен на ней.

1751361,Фиг.)

EuiA подернуло

1751361

УидЕ

Составитель А.Соломахин

Техред М.Моргентал Корректор С.Черни

Редактор Н.Горват

Заказ 2б72 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

8Pg36