Соединение обсадных труб

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в области машиностроения , в частности к резьбовым соединениям обсадных труб при бурении скважин. Сущность изобретения: муфта 1 и ниппель 2 свинчены посредством конической резьбы 3. На внутренней поверхности муфты выполнена открытая с торца кольцевая проточка с цилиндрической резьбой 4. В XI (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

flPltl ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4885189/27 (22) 08,08.90 (46) 30.07,92, Бюл. М 28 (71) Полтавское отделение Украинского научно-исследовательского геологоразведочного института (72) В,Ф.Пасечник (56) Авторское свидетельство СССР

М 1449660, кл. F 16 8 7/18. 1987.,, Ы,„, 1751465 А1 (я)5 Г 16 В 7/18, F 16 1 15/00 (54) СОЕДИНЕНИЕ ОБСАДНЫХ ТРУБ (57) Использование: в области машиностроения, в частности к резьбовым соединениям обсадных труб при бурении скважин, Сущность изобретения: муфта 1 и ниппель 2 свинчены посредством конической резьбы

3. На внутренней поверхности муфты выполнена открытая с торца кольцевая проточка с цилиндрической резьбой 4. В

1751465 укаэанной проточке установлено стопорное кольцо 5, на наружной поверхности которого выполнена резьба, идентичная цилиндрической резьбе 4, а на внутренней поверхности — резьба, идентичная коничеИзобретение относится к бурению, а именно к резьбовым соединениям обсадных труб.

Частой причиной аварий при бурении скважин являются отвинчивание и падение нескольких йижнйх труб обсадной колонны при дальнейшем углублении скважин, обусловленные воздействием на нее бурильной колонны, Для усиления нижней части колонны и повышения прочности резьбовых соединений на нижние 4-5 труб одеваются короткие (100-200 мм) патрубки и закрепляются под соединительными муфтами и над ними электросваркой, Недостатками этого технического решения являются замедление процесса спуска колонны, необходимость доставки сварочного оборудования и ненадежность сварного шва, так как зачастую марки стали свариваемых труб, муфт и колец не совпадают.

Наиболее близким к предлагаемому является соединение обсадных труб содержащее ниппель и муфту, соединенные друг с другом посредством конической резьбы, и стопорное эксцентричное кольцо с наружной конической и внутренней цилиндрической резьбами, размещенное в выполненной эксцентрично относительно оси трубы и открытой со стороны торца последней кольцевой проточке, на поверхности которой выполнена цилиндрическая резьба, К недостаткам известного реаеййя следует отнести сложность и трудоемкость выполнения эксцентричной кольцевой проточки йа массивной обсадной трубе, а также отсутствие возможности раэвймчивания труб при необходимости.—

Цель изобретения — упрощение технологии изготовления элементов соединения и обеспечение возможности его разборки, Эта цель достигается благодаря тому, что стопорное кольцо установлено посредством внешней цилиндрической резьбы во внутренней проточке на конце муфты соосно последней, внутренняя резьба этого кольца выполнена идентичной и непрерывной с коническсй резьбой муфты, а внещняя отличается от нее шагом, причем соединение снабжено узлом принудительной взаской резьбе соединения 3, Для расфиксации соединения предусмотрены соосные сквозные отверстия 6 и 7, выполненные соответственно в муфте и кольце 5. 1 з.п. ф-лы. 1 ил. имной фиксации муфты и стопорного кольца. выполненном, например. в виде совмещенных радиальных отверстий в муфте и кольце под фиксирующий штифт.

5 На чертеже изображено предлагаемое соединение, разрез.

Соединение содержит муфту 1 и ниппель 2, связанные между собой конической резьбой 3. На конце муфты 1 выполнена

10 внутренняя расточка, в которой установлено посредством цилиндрической резьбы 4 стопорное кольцо 5. Внутренняя резьба кольца 5 идентична и непрерывна с резьбой

3 муфты 1, т,е. обе резьбы в процессе изго15 товления соединения нарезаны одновременно. 8 муфте и стопорном кольце выполнены радиальные отверстия 6 и 7, ко.торые при ввинченном в муфту 1 до упора кольце 5 совмещены, Шаг внешней цилинд20 рической резьбы кольца отличается от шага конической резьбы.

Стопорное кольцо соединяется с муфтой заблаговременйо при изготовлении соединения. Поэтому технология свинчивания

25 труб над устьем скважины ничем не отличается от обычной.

При возникновении раэвинчивающих усилий в обсадной колонне под воздействи- . ем на нее бурильной колонны в процессе

30 дальнейшего углубления скважины происходит взаимный поворот ниппеля и муфты в сторону развинчивания. Так как силы трения в конической резьбе выше, чем в цилиндрической, стопорное кол ьцо

35 йоворачивается в муфте, оставаясь непод- . вижным по отношению к ниппелю. При этом в силу разности шагов конической и цилиндричеСкой резьб происходит взаимное расклинивание всех элементов соединения, 40 которое препятствует дальнейшему взаимному повороту ниппеля и муфты.

Если при спуске колонны возникли осложнения и необходимость извлечения ее развинчивания, в отверстия.6 и 7 вставляют

45 фиксирующий щит, который, препятствуя поворачиванию стопорного кольца 5 относительно муфты 1, позволяет развинчивать соединение обычным путем.

Формула изобретен,ия

50 1. Соединение обсадных труб, содержащее сопряженные по конической резьбе

1751465

Составитель В.Пасечник

Редактор И,Касарда Техред M.Mîðãåíòàë Корректор M.Ïîæî. °

Заказ 2564 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ниппель и муфту и стопорное кольцо с внешней и внутренней резьбами, установленное между ниппелем и муфтой в открытой с торца кольцевой проточке, при этом кольцевая проточка выполнена с цилиндрической резьбой на поверхности, а резьбы кольца сопряжены с соответствующими резьбами ниппеля и муфты, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения технологичности, кольцевая проточка выполнена на внутренней поверхности муфты, а стопорное кольцо выполнено с наруж .ой цилиндрической резьбой и внутренней конической резьбой, идентичной резьбе соединения, установлено в указанной проточке и свинчено внешней резьбой с цилиндрической резьбой проточки и внутренней резьбой с кониче5 ской резьбой соединения, при этом коническая и цилиндрическая резьбы выполнены с отличным шагом, 2, Соединение по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью обеспечения возмо>к10 ности демонтажа соединения, в муфте и стопорном кольце выполнены совмещенные радиальные отверстия под фиксирующий инструмент,