Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С 25/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ пО изОБРетениям и ОткРытиям пРи Гкнт сссР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

7 1

Фиг.) 1 (21) 4837783/27 (22) 12,06.90 (46) 30.07.92. Бюл. М 28 (71) Новочеркасский политехнический институт им. Серго Орджоникидзе (72) Д.Т.Авдеев, Ю.А.Васечко, С.С.Мусиенко и И.Н.Редько (56) Авторское свидетельство СССР

1л 1656212, кл. F 16 С 25/04, 1989, (54) САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИЙСЯ РАЗЪЕМНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

СКОЛЬЖЕНИЯ (54) Изобретение м.б, использовано в машиностроении, в подшипниковых узлах машин и механизмов. Узел содержит корпус 1,верхний 2 и нижний 3 вкладыши, установленные на валу 4 с зазором д и с возможностью

ЬЦ 1751495 А1 перемещения в корпусе в вертикальном направлении. Штифт 11 подпружинен к верхнему вкладышу 2 и поднимает собачку 10 к храповому колесу 9, Две пары скобообразных элементов 5 и 6 связаны с корпусом общей осью 7, а оси. связывающие попарно свободные концы элементов 5 и 6 стянуты пружинами 8 и контактируют с наклонными поверхностями нижнего вкладыша 3. При износе внутренней опорной поверхности нижнего вкладыша 3 верхний вкладыш 2 опускается, собачка 10 выходит из зацепления с храповым колесом, оси скобообразных элементов перемещаются по наклонным поверхностям вклаДыша 3, пружина 8 стягивает элементы 5 и 6 и поднимает собачку 10, последняя снова входит в зацепление с храповым колесом 9. 2 ил, 1751495

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах машин и механизмов.

Известен разъемный подшипник скольжения, состоящий иэ корпуса, верхнего и нижнего вкладышей из антифрикционного самосмазывающегocR материала, установленных на цапфе вала, Недостатком данной конструкции является то, что по мере износа вкладышей уве личивается зазор между цапфой вала и вкладышами, что приводит к появлению ударных нагрузок, потере точности сопряжения и значительному сокращению срока службы подшипника, Наиболее близким к предлагаемому является разьемный самосмазывающийся подшипник скольжения, состоящий из корпуса, крышки, верхнего и нижнего вкладышей из антифрикционного самосмазывающегося материала и кольца, закрепленного на цапфе вала, причем нижний вкладыш выполнен утолщенным в радиальном направлении с возможностью перемещения по пазам корпуса и опирается на сильфон с веществом, который расположен на пластине, кольцо установлено с зазором относительно пластины и имеет зазор между верхним и нижним вкладышами.

Недостатком данной конструкции является то, что требуется много времени на реакцию срабатывания, .

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и повышение надежности подшипникового узла, Поставленная цель достигается тем, что самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения состоит из корпуса и размещенных в нем на валу верхним и нижним вкладышей с внутренними и наружными опорными поверхностями, установленными между собой с зазором, при этом нижний вкладыш установлен с возможностью перемещения по направляющим пазам корпуса в вертикальном направлении, и средства самоустановки узла, причем наружная опорная поверхность нижнего вкладыша образована двумя наклонными к оси вкладыша поверхностями, средства самоустановки узла выполнены в виде размещенных в корпусе храпового колеса с собачкой штифта, подпружиненного одним концом к наружной опорной поверхности верхнего вкладыша и поджимающего другим концом собачку к храповому колесу, двух пар охватывающих вкладышей скобообразных элементов, одни концы которых связаны общей осью с корпусом, а другие попарно связаны отдельными осями, распо5

20

30

50 ложенными в контакте с наклонными пло скостями нижнего вкладыша и стянутыми между собой пружинами, при этом храповик и одна из пар скобообразных элементов связаны с общей осью жестко, а другая пара выполнена с возможностью поворота вокруг указанной оси и соединена с собачкой, а верхний вкладыш установлен с возможностью перемещения в вертикальном направлении.

На фиг. 1 дано предлагаемое устройство; на фиг, 2 — разрез А — А на фиг. 1.

Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения содержит корпус 1 и размещенные в нем на валу 4 верхний 2 и нижний 3 вкладыши с внутренними и наружными опорными поверхностями, установленные с зазором, при этом нижний вкладыш 3 установлен с возможностью перемещения по направляющим nai зам корпуса 1 в вертикальном направлении, и средства самоустановки узла, причем наружная опорная поверхность нижнего вкладыша 3 образована двумя наклонными к оси вкладыша 3 поверхностями, средства самоустановки узла выполнены в виде размещенных в корпусе 1 храпового колеса 9 с собачкой 10, штифта 11, подпружиненного

12 одним концом к наружной опорной поверхности верхнего вкладыша 2 и поджимающего другим концом собачку 10, к храповому колесу 9 двух пар охватывающих вкладыши 2 и 3 скббообразных элементов 5 и 6, одни концы которых связаны общей

5 осью 7 с корпусом 1, а другие попарно связаны отдельными осями, расположенными в контакте с наклонными плоскостями нижнего 3 вкладыша и стянуты между собой пружинами 8, при этом храповик 9 и одна из пар скобообразных элементов 5 и 6 связаны с общей осью 7 жестко, а другая пара выполнена с возможностью поворота вокруг указанной оси 7 и соединена с собачкой 10, а верхний вкладыш 2 установлен с возможностью перемещения в вертикальном направлении, Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения работает следующим образом.

В собранном виде пружины 8 стягивают скобообразные элементы 5 и 6, оси 13 перемещаются по наклонным плоским поверхностям нижнего вкладыша 3 и прижимают его к цапфе вала 4, поднимая при этом цапфу 4 и верхний вкладыш 2 до упора в корпус

1, Штифт 11 нажимает на собачку 10, которая упирается е зубец храповика 9 и фиксирует определенное исходное положение подвижных деталей подшипникового узла.

Подшипниковый узел устанавливается та1751495 ким образом, чтобы суммарная радиальная нагрузка действовала на нижний вкладыш

3, При вращении цапфы вала 4 нижний вкладыш 3 изнашивается и по мере износа цапфы вала 4 опускается вместе с верхним 5 вкладышем 2, который отжимается штифтом 11 и пружиной 12. По мере опускания вкладыша 2 штифт 11 тянет за собой соединенную с ним собачку 10 храповика 9, которая освобождает храповик 9 и позволяет 10 пружине 8 стянуть скобообразные элементы 5 и 6, при этом оси 13, перемещаясь по наклонным плоским поверхностям вклады- ша 3, поднимают его вместе с цапфой вала

4 и вкладышем 2 до упора последнего в 15 корпусе 1, а штифт 11 поднимает собачку 10 храповика 9, которая упирается в зуб храповика 9 и вновь фиксирует исходное положе. ние подвижных деталей подшипника. По мере дальнейшего изнашивания вкладыша 20

3 весь цикл повторяется до ликвидации зазора между вкладышами 2 и 3. Таким образом происходит ступенчатое регулирование зазора подшипникового узла.

Периодичность этого процесса зависит 25 от износостойкости нижнего вкладыша 3, величины зазора д между верхним 2 и нижним 3 вкладышами. Износ внутренней поверхности вкладышей 2 и 3, возникающий в процессе работы самоустанавливающегося 30 разъемного подшипникового узла скольжения, постоянно в течение всего рабочего цикла компенсируется за счет выбирания зазора д между вкладышами 2 и 3, что повышает надежность и расширяет функциональные 35 способности подшипникового узла.

Применение изобретения позволяет повысить долговечность подшипникового узла в 2-3 раза за счет компенсации износа внутренней поверхности вкладыша само- 40 устанавливающегося разъемного подшипникового узла скольжения, Формула изобретения

Самоустанавливающийся разъемный подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус и размещенные в нем на валу верхний и нижний вкладыши с внутренними и наружными опорными поверхностями, установленные между собой с зазором, при этом нижний вкладыш установлен с возможностью перемещения по направляющим пазам корпуса в вертикальном направлении, и средства самоустановки узла, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения надежности, наружная опорная поверхность нижнего вкладыша образована двумя наклонными к оси вкладыша поверхностями, средства самоустановки узла выполнены в виде размещенных в корпусе храпового колеса с собачкой, штифта, подпружиненного одним концом к наружной опорной поверхности верхнего вкладыша и поджимающего другим концом собачку к храповому колесу, двух пар охватывающих вкладыши скобообразных элементов, одни концы которых связаны общей осью с корпусом, а другие попарно связаны отдельными осями, расположенными в контакте с наклонными плоскостями нижнего вкладыша и стянутыми между собой пружинами, при этом храповик и одна из пар скобообраэных элементов связаны с общей осью жестко, а другая пара выполнена с воэможностью поворота вокруг указанной оси и соединена с собачкой, а верхний вкладыш установлен с воэможностью перемещения в вертикальном направлении.

Фиг. 2

Составитель Д.Авдеев

Редактор Л,Пчолинская Техред М.Моргентал Корректор Э,Лончакова

Заказ 2679 Тираж Подписное .

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г; Ужгород, ул,Гагарина, 101