Устройство автоматической блокировки передачи крутящего момента

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: блокировка вала от вращения при снятии с него защитного кожуха Сущность изобретения: соединительная втулка ведущего и промежуточного валов подпружинена к защитному кожуху, устанавливаемому на вал, связываемый с промежуточным . Элементы фиксации от относительного вращения соединительной втулки и ведущего и промежуточного валов выполнены в виде эвольвентных зубьев Разъемное соединение защитного кожуха с корпусом, в котором расположена указанная втулка, выполнено байонетным. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 F 16 P 1/02

В|,egg ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКО!ЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4805663/27 (22) 21,03,90 (46) 30.07,92. Бюл, N 28 (71) Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства (72) З,Ю.Юсупов, M,С,Корчагин, Р.P.Ðàõìàтов, Э.И.Ибрагимов, В.А,Атаханов и

Х,Х.Хайруллаев (56) Патент Великобритании N 1386684, кл. F 2 J, 1975, Авторское свидетельство СССР

М 635351, кл. F 16 P 1/02, 1977. (54) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ.

БЛОКИРОВКИ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО

МОМЕНТА

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике и может быть использовано при работе трактора в приводе с сельскохозяйственной машиной.

Известно и редохра нител ьное устройство для карданного вала приводной сельскохозяйственной машины, содержащее пластмассовый сильфон, соединенный с фланцем и втулкой, крепящейся к корпусу трансмиссии трактора.

Однако это устройство не обеспечивает должную безопасность, так как при сдвиге сильфона карданный вал не отключается.

Наиболее близким к предлагаемому является предохранительное устройство для карданного вала, содержащее корпус с размещенным в нем приводным валом, промежуточный вал, связывающий ведомый вал с (57) Использование: блокировка вала от вращения при снятии с него защитного кожуха, Сущность изобретения: соединительная втулка ведущего и промежуточного валов подпружинена к защитному кожуху, устанавливаемому на вал, связываемый с промежуточным, Элементы фиксации от относительного вращения соединительной втулки и ведущего и промежуточного валов выполнены в виде эвольвентных зубьев, Разъемное соединение защитного кожуха с корпусом, в котором расположена указанная втулка, выполнено байонетным. 3 з.п. ф-лы, 3 ил. ведущим посредством установленной на промежуточном валу скользящей муфты, связанной с защитным кожухом, установленным коаксиально ведомому валу.

Однако в данном устройстве затруднены соединения защитного кожуха с корпусом и скользящей муфты с приводным валом, обеспечение соосности ведущего и ведомого валов, повышены также износ частей,уровень шума и вибраций.

Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств и удобства обслуживания путем упрощения эксплуатационных операций за счет использования быстроразъемных соединений, связанных со снижением уровня возможных вибраций.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве дополнительные фиксирую1751587 щие от относительного вращения соединительные элементы выполнены в виде эвольвентных зубьев, а разъемные соединительные элементы выполнены в виде образующих байонетное соединение закрепленных на корпусе скоб, сопряженных с закрепленными на защитном кожухе выступами, причем по меньшей мере одна из скоб выполнена с фиксатором в виде расположенного в выполненном на ее внутренней поверхности углублении и связанного с соответствующим выступом подпружиненного в направлении этого углубления фиксирующего элемента. Промежуточные элементы образованы выполненными на защитном кожухе пальцами, корпус выполнен с дугообразными прорезями, расположенными концентрично оси устройства, динамическая опора выполнена в виде упорного подшипника, при этом промежуточные элементы расположены в указанных прорезях с контактом в осевом направлении с соединительной втулкой через упомянутый упорный подшипник. Эвольвентные зубья соединительной втулки расположены вер.шинами на окружности; диаметр которой больше диаметра окружности, на которой расположены периферийные участки фиксирующих от относительного вращения соединительных элементов промежуточнбго вала, Кроме того, устройство снабжено установленной на приводном валу опорной втулкой с осевым отверстием, на наружной поверхности которой выполнены указанные эвольвентные зубья, один из концов промежуточного вала расположен в упомянутом осевом отверстии и сопряжен с ним посредством радиального подшипника, при этом соединительная втулка выполнена с концентричной оси устройства полостью а упругий элемент выполнен в виде пружины, установленной концентрично промежуточному валу в упомянутой полости соединительной втулки с контактом с указанным радиальным подшипником, Таким образом, при соединении через зубчатую муфту достигается снижение вибрации на корпусе, а это позволяет применять менее надежное соединение корпуса с кожухом — байонетное, что повышает удобство обслуживания, На фиг. 1 изображено устройство автоматической блокировки передачи крутящего момента, продольный разрез; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2 (байонетное соединение).

Устройство автоматической блокировки передачи крутящего момента содержит приводной вал 1, расположенный в корпусе 2 и

55 рез опорную втулку 6, зубчатые передачи соединительной втулки 4 с помощью шлицевых соединений 9 промежуточного 5 и шпоночного соединения ведомого 3 валов передается к исполнительной машине, Снятие защитного кожуха производится в обратной последовательности. Тогда пружина

8, преодолевая силы сопротивления шлицевых соединений 9 и перемещая соединительную втулку 4 в сторону ведомого вала 3, разъединяет зубчатые зацепления соединисвязанный с ведомым валом 3 с помощью соединительной втулки 4, установленной на промежуточном валу 5, Соединительная втулка снабжена эвольвентными зубьями 6, 5 имеющими зацепление с эвольвентными зубьями опорной втулки 6. В осевом отверстии опорной втулки расположен радиальный подшипник 7, являющийся одной из опор промежуточного вала, Соединитель10 ная втулка выполнена с концентричной оси устройства полостью, где расположен упругий элемент — пружина 8, перемещающий соединительную втулку по шлицам 9 промежуточного вала в направлении приводного

15 вала при снятии с последнего защитного кожуха 10. Последний снабжен пальцами

11, проходящими через дугообразные прорезы 12, расположенными в корпусе концентрично оси устройства с контактом в

20 осевом направлении с соединительной втулкой через упорный подшипник 13. Разьемные соединительные элементы выполнены в виде образующих байонетное соединение закрепленных на корпусе скоб

25 14, сопряженных с закрепленными на защитном кожухе выступами 15, причем по меньшей мере одна из скоб выполнена с фиксатором в виде расположенного в выполненном на ее внутренней поверхности

30 углублении 16 упомянутого выступа 15, прижатого пружиной 17.

Устройство автоматической блокировки передачи крутящего момента работает следующим образом.

35 Пальцы 11 устанавливают в прорезах 12 и защитный кожух 10 перемещают в направлении приводного вала 1. Тогда пальцы, преодолевая силы сжатия пружины 8 упорного подшипника 13, перемещают соедини40 тельную втулку 4 и вводят ее эвольвентные

l зубы 6 в зацепление с эвольвентными зубьями опорной втулки 6. Затем защитный кожух поворачивают вправо или влево (в зависимости от расположения байонетного

45 соединения) и, преодолевая силы сжатия пружины 17, оттягивая защитный кожух назад и отпуская его, вводят выступы 15 в углубления 16 скоб, При включенном приводе крутящий момент от приводного вала че1751587 тельной втулки c ..опорной втулкой 6, в результатее чего прекращается передача крутящего момента от приводного вала к ведомому.

Формула изобретения

1. Устройство автоматической блокировки передачи крутящего момента от приводного вала к ведомому при снятии с последнего защитного кожуха, содержащее корпус с размещенными в нем приводным валом и связанными с защитным кожухом разъемными соединительными элементами, установленные также в корпусе йромежуточный вал, связанный с ведомым валом, и соединительную втулку, установленную на промежуточном валу с возможностью осевого перемещения посредством связанных с ними сопряженных фиксирующих от относительного вращения соединительных элементов и подпружиненную упругим элементом в направлении кожуха, промежуточные элементы, связанные с возможностью совместного с кожухом и соединительной втулкой осевого перемещения, причем связь с соединительной втулкой выполнена с возможностьЮ относительного вращения связываемых элементов посредством динамической опоры, при этом соединительная втулка связана с приводным валом с возможностью относительного осевого перемещения посредством связанных с ними дополнительных фиксирующих от относительного вращения сопряженных соединительных элементов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств и удобства обслуживания путем упрощения эксплуатационных операций за счет использования быстроразъемных соединений вследствие снижения уровня возможных вибраций, дополнительные фиксирующие от относительного вращения соединительные элементы выполнены в виде эвольвентных зубьев, а разъемные соединительные элементы выполнены в виде образующих байонетное соединение закрепленных на корпусе скоб, сопряженных с закрепленными на защитном кожухе выступами, причем по меньшей мере одна из

5 скоб выполнена с фиксатором в виде расположенного в выполненном на ее внутренней поверхности углубления и связанного с соответствующим выступом подпружиненного в направлении этого углубления

10 фиксирующего элемента.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что промежуточные элементы образованы выполненными на защитном кожухе пальцами, корпус выполнен с дугообразны15 ми прорезями, расположенными концентрично оси устройства, динамическая опора выполнена в виде упорного подшипника, при этом промежуточные элементы расположены в указанных прорезях с контактом в

20 осевом направлении с соединительной втулкой через упомянутый упорный подшипник.

3, Устройство по пп. 1 и 2, о т л и ч а ющ е е с я тем, что эвольвентные зубья соеди25 нительной втулки расположены вершинами на окружности, на которой расположены периферийные участки фиксирующих от относительного вращения соединительных элементов промежуточного вала.

30 4. Устройство по пп. 1-3, о т л и ч а ю ще е с я тем, что оно снабжено установленной на приводном валу опорной втулкой с осевым отверстием, на наружной поверхности которой выполнены указанные эвольвент35 ные зубья, один из концов промежуточного вала расположен в упомянутом осевом отверстии и сопряжен с ним посредством радиального подшипника, при этом . соединительная втулка выполнена с кон40 центричной оси устройства полостью, а упругий элемент выполнен в виде пружины, установленной концентрично промежуточному валу в упомянутой полости соединительной втулки с контактом с указанным

45 радиальным подшипником.

1751587 иг,2

1751587

b-b

Составитель 3.Юсупов

Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Редактор М.Петрова

Заказ 2684 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 (f0/ ф

I>Hr÷

1)