Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: смазка содержит , мас,%: эпоксйдиановая смола 10-20; малеиновый ангидрид 3-6: дибутилфталат 2-4; пропиленгликоль-1,2 2,5-3,5; концентрат на основе дисульфида молибдена остальное . 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
ЯИ екА (21) 4813799/04 (22) 13.04.90 (46} 30.07.92, Бюл. Q 28 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (72) В.В. Пере крестова, А.В. Йесте ров, Ю.И.Бараш, Л,С.Елисеев, В.А.Еситашвили, А.И.Гавриленков, Ю.М.Голованов, В.В.Бельдей и В.А.Азаренко (73) Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (56) Сб. Путь и строительство железных дорог. Экспресс-информация ВИНИТИ,:М 42, и %47, 1986.
Мелентьев Л.П. и др. Труды ВНИИЖТ, 1965, вып. 292, М.: Транспорт, с. 118 — 155;.
Смазочные материалы на железнодорожном транспорте, Справочник, M.: Транс- . порт, 1985, с. 130.
Изобретение относится к твердым смаз-. кам, предназначенным для защиты гребней колесных пар и рельсов от износа.
Известно, что наиболее эффективным способом защиты гребней колесных пар и рельсов от износа является использование смазочных материалов в контакте "колесорельс". Для этой цели предлагались различные типы смазочных материалов: жидкие масла, пластичные смазки, пасты и твердые смазки, которые рекомендовалось наносить в зону контакта "колесо-рельс" посредством лубрикаторов различных видов: локомотивных, путевых, а также размещенных на специальных транспортных единицах.
Однако использование известных путей решения задачи снижения износа гребней колесных пар и рельсов оказалось затрудни„„. Ж „„1752188 А3 (si)s С 10 М 169/04, 129/70//(С 10 М 129/70, 129:08, 129:24, 103:06, 145:18) С 10 N 30:06 (54)ТВЕРДАЯ СМАЗКА ДЛЯ ПАРЫ ТРЕНИЯ
ГРЕБЕНЬ КОЛЕСА — РЕЛЬС (57) Сущность изобретения: смазка содержит, мас,g: эпоксидиановая смола 10-20; малеиновый ангидрид 3-6; дибутилфталат
2-4; пропиленгликоль-1,2 2,5-3,5; концентрат на основе дисульфида молибдена остальное. 2 табл. тельным в условиях СССР. Уникальная протяженность пути, интенсивность движения, перепады температур от -60 до+60 С делают практически невозможным использование и эксплуатацию путевых лубрикаторов, наносящих жидкие или пластичные смазочные материалы на рельсы, Наиболее простым решением этой проблемы является использование твердых смазочных материалов, выполняемых в виде стержней, устанавливаемых на локомотивах и подающих смазку на гребень колеса.
Известны твердые смазочные материалы (смазочные стержни), предназначенные для использования в указанных локомотивных лубрикаторах.
Одним из таковых технических решений являются графитовые смазочные стерж1752188 ни, содержащие компоненты мас.%: графит марки Тà — 60; мочениноформальдегидная смола МФ-11-30; осевое масло "Л" -90; дибутиловый эфир трихлорметилфосфиновой кислоты 1,0. Смазочные стержни, выполненные из указанной смазки, обладают хорошими смаэывающими свойствами, снижают износ гребней в 1,5-3,0 раза.
Однако эти стержни не были внедрены на железнодорожном транспорте. При широких эксплуатационных йспытаниях были выявлены существенные недостатки, делающие их практически неприменимыми, а именно; не обеспечивалась их бесперебойная подача на гребень колеса (в зимний период стержень примерзает к направляющему цилиндру подающего устройства), а также по причине повышенной хрупкости смазывающие стержни разрушаются под воздействием вибрации при движении локомотивов.
Прототипом предлагаемого изобретения является твердая смазка — смазочные стержни МЭ вЂ” 22 rio ТУ 32 ЦТ . 558-83,— содержащие компоненты мас.%: молибденовый концентрат КМФ (ГОСТ 212-76) 85,0; эпоксидиановая смола ЭД вЂ” 5 (ГОСТ 10587—
76) 12,0; мэлеиновый ангидрид (ГОСТ 872877) 3,0.
Однако известная смазка оказалась практически неприемлемой на железнодорожном транспорте как по причине неудовлетворительных смазочных свойств смазочных стержней МЭ-22 (молибденовый концентрат. составляющий основу этих стержней, примерно на 50% состоит из песка, являющегося абразивным материалом), так и вследствие невозможности бесперебойной подачи смазочного материала на гребень колеса (примерзэние стержня к поверхности подающего устройства в зимний период, разрушение стержней от вибрации в результате повышенной хрупкости).
Целью изобретения является повышение противоиэносных свойств смазки и обеспечение ее бесперебойной подачи к паре трения.
Для достижения этой цели твердая смазка содержит следующие компоненты, мас.% эпоксидиановая смола 10-20; малеиновый ангидрид 3 — 6; дибутилфталат 2 — 4, пропиленгликоль 1,2 2,5-3,5 и концентрат на основе дисульфида молибдена остальное до 100, Рекомендуется использовать для и риготонления смэзок молибденовый концентрат марки KMcD (ГОСТ 212 76), эпоксидиановую смолу марки ЭД--5 (ГОСТ 10587-76), мэлеиновый ангидрид (ГОСТ 8728-77). дибутилфталат (ГОСТ 5894-78 или ГОСТ 11153 — 75) пропиленгликоль 1,2 (ТУ 6 — 01 — 929 — 79).
Предлагаемый твердый смазочный материал может быть приготовлен общеизвестным для специалистов в данной области техники способом. заключающимся в перемешивании до образования однородной массы ингредиентов; молибденовый концентрат, пропиленгликоль 1,2, дибутилфталат, смесь эпоксидиановой смолы с
10 малеиновым ангидридом, нагретая до 60 С
Полученная смесь может быть сформована путем прессования в стержень, например, диаметром 20 мм, длиной 200 мм или в брусок, например, квадратного сечения 20 мм х
20 мм х 200 мм. Завершающей операцией является нагрев стержня или бруска до температуры 140-150 С с последующей выдержкой в течение 24 ч с целью отверждения
20 эпоксидной смолы.
Пример. В соответствии с укаэанной технологией готовят в форме цилиндрических стержней основанием 20 мм и высотой
200 мм ряд образцов твердого смазочного
25 материала, содержащих различные количества указанных ингредиентов.
Рецептура твердых смазочных материалон приведена в табл. 1.
Приготовленные смазочные материалы подвергают следующим испытаниям.
Смазывающие свойства исследуют на машине трения СМЦ-2, узел трения которой
30 представляет собой два ролика из бандажной и рельсовой стали. Нижний ролик вращается, верхний неподвижный. Смазку
35 наносят на нижний ролик в течение 1 мин путем прижатия к нему стержня. При скорости вращения 500 об/мин и нагрузке 70 Н в течение 10 мин производится приработка с образованием на верхнем ролике базового
40 пятна. После чего нагрузка увеличивается до 700 Н и эксперимент продолжается до резкого роста момента трения, Смазочный материал считается прошедшим испытания, 50 риала не менее, чем в 1,5-2,0 раза. Выполнение этого требования необходимо для эффективной защиты гребней колес в эксплуатации от износа.
Устойчивость смазочных стержней к разрушению поддейстнием вибрации определяют на нибрационном стенде. При этом подающее устройство натурного локомотивного гребнесмаэынателя помещают нэ вибростенд. Испытания производят нэ частоте 100 Гц и амплитуде 1,5 мм н течение 45
45 если он проработал не менее 30 мин без задира, а площадь пятна износа ролика не превышает0,040 см . При выполнении этого условия возможно снижение износа гребня колеса при использовании смазочного мате1752 1 88
10
20
50 мин. Оценку состояния стержней после испытаний производят визуально. При этом стержень не должен иметь следов разрушения; поверхность его должна быть гладкой без трещин и сколов.
Адгеэию твердого смазочного материала ко льду определяют по усилиям смещения металлической пластинки, на поверхность которой нанесен смазочный материал, по специально подготовленной ледяной поверхности. Исходя из максимальной поверхности примерзания стержня к поверхности подающего устройства и минимального усилия прижатия стержня к гребню колеса рассчитывают смещение пластинки с твердым смазочным материалом по ледяной поверхности. При этом оно не должно превышать 0,02 Н/см .
Ресурс работы смазочного стержня при непрерывном нанесении смазки должен быть рассчитан не менее, чем на тяговое плечо локомотива, т,е. порядка 1000 км. С учетом габаритных размеров кузова и ходовых частей локомотива длина смазочного стержня не должна быть более 200-220 мм, т.е. расход стержня не должен превышать б мм/100 км пути. Ресурс работы смазочного стержня оценивают на лабораторном трибометре MT — ЦНИИ, где в качестве узла тре- ния используют образующую стального ролика (сандр = 35 мм) и основание твердого смазочного стержня (d„ ð = 8 мм), который прижимается к ролику пружиной с усилием
2Н, Шероховатость ролика 0,7 мкм. скорость вращения ролика 400 об/мин, общее время испытаний 30 мин. В течение первых
5 мин через каждую минуту производят остановку ролика и съем смазочного материала.c помощью ватного тамйона, смоченного бензином. Аналогичную операцию производят в течение последующих 10 мин через каждые 2 мин и в течение последних 15 мин через каждые 3 мин. Величину износа стержня определяют весовым методом. Стержень считается прошедшим испытания, если величина его износа не превышает
0,0020 r, Результаты испытаний представлены в табл. 2, Как следует из данных, представленных в табл, 2. предьявленным требованиям отвечают образцы смазочных материалов ¹ 1 № 2. N . 3, т.е. содержащие следусщ р компоненты, мас. ) ), эпоксидиа новая смола
ЭД вЂ” 5 10-20; малеиновый ангидрид 3,0-6,0; дибутилфталат 2-4; пропиленглихг», 1,2, 2,".
3,5 и молибденовый концентрат КМФ, Образец ¹ 4, содержащий эпоксидную смолу ниже указанных пределов, не формируется вследствие недостатка связующего. Образец ¹ 5, содержащий эпоксидную смолу сверх указанной нормы, характеризуется неудовлетворительными смаэывающими свойствами. Образцы № б и ¹ 7 с содержанием дибутилфталата,ниже и выше указанных пределов не соответствует требованиям по вибростойкости и ресурсу работы соответственно, Образцы N. 8 и N 9 с содержанием пропиленгликоля-1,2 ниже и выше указанных пределов не соответствуют по антиобледенительным свойствам и ресурсу работы. Образцы № 10 и N 11 с содержанием малеинового ангидрида ниже и выше укаэанных пределов не проходят по ресурсу работы и смазывающим свойствам соответственно, Образец N. 12, описанный в литературе, не соответствует требованиям по антиобледенительным свойствам. Образец N 13 (прототип) характеризуется неудовлетворительными смазывающими, антиобледенительными свойствами, вибростойкостью и ресурсом работы. Образец №
14, не содержащий пропилентликоль — 1,2, не прошел испытания по вибростойкости и антиобледенительным свойствам, Образец
N. 15, не содержащий дибутилфталат, не отвечает требованиям по вибростойкости, Формула изобретения
Твердая Смазка для пары трения гребень колеса — рельс, содержащая концентрат на основе дисульфида молибдена, эпоксидиановую смолу и малеиновый ангидрид, о тл и ч à lo щ а я с я тем, что, с целью повышения противоизносных свойств смазки и обеспечения ее подачи к паре трения, смазка дополнительно содержит дибутилфталат и пропиленгликоль-1,2 при следующем соотношении компонентов, мас. t,:
Эпоксидиановая смола 10 — 20
Малеиновый ангидрид 3-6
Дибутилфталат 2 — 4
Пропиленгликоль — 1,2 2,5-3,5
Концентрат на основе дисульфида молибдена Остальное
1752188 таблица!
Содержание компонентов, мас.>, в составах
Состав, К
КМФ
Зпоксидиано вая смола
Калеиновый ангидрид
Дибут илфта ла т Пропилен гли коль1,3,0
5,0
5,0
12,0
15,0
15,0
4,0
3,5
° «»
КНФ - молибденовый концентрат марки Ктпф-1 (руда). в состав которого входят 2 исульфид молибдена (NoS>) 34,52 мас.i, песок (Б10 ) 5,0 мас.4, соединения Cu, Pb, As, P — 0,48 мас.9;, Образец смазки имеет следующий состав, мас. графит марки ТГ - 60,0; мочевиноформальдегидная смола 30,0, осевое масло "Л" 9,0„ дибутиловый эфир трихлорметилфосфиновой кислоты 1,0.
Таблица2
Площадь пятна износа, снт, при нагрузке 700Н
" I" l" .I. .. ...J.".",.::.
0,025 . 0,030 С,С33 0,037 0,04С
0,022 0,025 0,030 0,03л О, 36
Вследствие недостатка связущщего (эпоксидной снопы) Иэ ос
Состояние снаэо«ного стеряня после испытаний на вибростенде при 100 Гц амплитуде 1,5 нн в течение, мин усиление смене ия неталлической пластинки .со слоем снаэ-.
Образе снаэки стерння в теченле, 30 нин, г ки по ледяной поверхо ности при †С, Н/сн
15 (30
0,018
0,070
0,0020
0,0018
Без замечаний без замечаний
Без замечаний
1 г
0,016
0,0020
Стериень соорнироаать не удалось
Беэ эанвчаний
0,0020
0,0020
0,025
0,018 а, О18
0,045
0,047
0,030 0,035 С,038 0,040
0,028 0,030 0,037 0,040
Без ване- Напичле сколов чанлй
0,040
0,045 беэ эанечаний
0,018
0,028 0,032 О,О38
0,030 0,035 0,040
0,025
0,028 без заме- Наличие скопов чаний
0,025
0,002
0,038
0,035
0,040
9 0,025
0,028 0,032
0,02» О,О3О
0,032 0,037
0,029 0,032
0,016
0,040
0,038
0,045
0,040
0,0030
0,030
0,0020
0,0020
0,0040
0,0020 беэ зянечан» I без замечании
Без замечании беэ замечаний
0,017
0 ° 022
0,028
0,020
11
0,017
0,040
0,035
Наличие трещин
0,052
0,032 0,045 0,068 0,099 0,140
Без ване- Чаличие сколов наний
0,060
0,025 0,028 0,030 0,038
0,040
Без эане- Чаличие сколов наний
15. 0,024 0,027 0,030 0,036 без занеча- Нал чие сколов ний о, 018
0>0020
0,039 г»
1 81,0
2 69,5
3 73,5
82,5
5 67,0
6 75,5
7 72,5
8 76,0
c} 74,0
10 76,5
11 72,5
12
13(прототип) 85,0
14 76,0
15 76,5
10,0
20,0
15,0
3,0
21,0
15,0
15,0
15,0
15,0
15,0
15,0
3,0
6,0
4,0
3,0
6,0
5,0
5,0
4,0
2,5
6,5
3,0
2,0
4,0
3,0
3,0
1,5
4,5
3,0
3,0
3,0
3,0
3,0
2,5
3,5
2,5
3 g
3,0
3,0
2,0
4,0
3,0
3,0