Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Целью является снижение механических потерь и повышение безопасности транспортного средства. Устройство содержит входной вал 1, соединенный с левой конической шестерней 2 входного дифференциала, правая коническая uiecfepHtf 3 которого дополнительным осевым зубчатым венцом 4 зацеплена с первой шестерней 5, ось б которой соединена с водилом 7 сателлитов промежуточного дифференциала и с первой односторонней обгонной муфтой 8. закрепленной в корпусе 9, левая коническая шестерня 10 промежуточного дифференциала своим дополнительным осевым зубчатым венцом 11 зацеплена с второй шестерней 12, ось 13 которой соединена с водилом 14 сателлитов 14 входного дифференциала и с второй односторонней обгонной муфтой 15, закрепленной в корпусе 9, а к правой конической шестерне 16 промежуточного дифференциала подсоединен выходной вал 17. 1 ил. fe
СО!ОЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
<я>з В 60 К 17/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
I л
К АВТОРСКОМУ СВИДЕ ГЕЛЬСТВУ (21) 4770543/11 (22) 20.12.89 (46) 07.08.92. Бюл, Рл 29 (75) В.В,Астахов, О.Г,Климов и АКОП.Хмелевский (56) Авторское свидетельство СССР
М 1652116, кл. В 60 К 17/08, 23.05.89. (54) ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может. использоваться в трансмиссиях транспортных средств.
Целью является снижение механических потерь и повышение безопасности транспортного средства. Устройство содержит входной вал 1, соединенный с левой конической шестерней 2 входного дифференциала
„„ Ж,,1752587 А1 правая коническая шестерйя 3 которого дополнительным осевым зубчатым венцом 4 зацеплена с первой шестерней 5, ось 6 которой соединена с водилом 7 сателлитов промежуточного дифференциала и с первой односторонней обгонной муфтой 8, закрепленной в корпусе 9, левая коническая шестерня 10 промежуточного дифференциала своим дополнительным осевым зубчатым венцом 11 зацеплена с второй шестерней f2, ось 13 которой соединена с водилом 14 сателлитов 14 входного дифференциала и с второй односторонней обгонной муфтой 15, закрепленной в корйусе 9; а к йравой конической шестерне 16 промежуточного дифференциала подсоединен выходной вал l7.
1752587
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к трансмиссиям транспортных средств.
Известна многоступенчатая коробка, которая содержит в корпусе входной и выходные валы, соосно расположенные планетарные механизмы, блокирующие муфты включения и шестерни, закрепленные на параллельном валу, которые кинематически связывают аедомук1 шестерню входного вала с коронной шестерней второго планетарного редуктора-дифференциала, что позволяет реализовать увеличение кинематического диапазона.
Однако блокировка планетарных механизмов возможна при действии муфт включения, что сопряжено с приостановкой входного вала, а значит, с холостой работой двигателя, после чего включение входного вала вызь веет пиковые нагрузки а трансмиссии.
Наиболее близкой к предлагаемой является коробка передач, которая содержит даа конических планетарных редуктора, и4еющих кинематическую связь между собой посредством двух пар шестерен с раз." ными передаточными числами, и аал подачи
; мбщности, вал снятия мощности, соединен-"-: ные в зацеплении с меньшим передаточным числом, установлена обгонная муфта, которая позволяет а зависимости от нагрузки блокировать передачу мощности с меньшим крутящим моментом, что позволяет осуществлять авгоматическое переключение без пиковых нагрузок в трансмиссии.
Недостатками известной коробки являются увеличение механических потерь при блокировке одних центральных шестерен, приводящих к увеличению вращения другой центральной шестерни первого редуктора до величины, превосходящей обороты двигателя, и снижение безопасности транспортного средства на возможный откат назад при отказе двигателя.
Целью изобретения является снижение механических потерь и повышение безопасности транспортного средства.
В двухступенчатой коробке передач в корпусе установлейы два трехэвенных планетарных механизма, при этом одно из центральных колес первого планетарного механизма связано передачей с первым звеном второго планетарного механизма, которое также связано с механизмом свободного хода, второе звено первого планетарного механизма связано передачей с вторым звеном второго планетарного механизма, третье звено первого планетарного механизма связано с входным залом, а третье звено второго планетарного мехаи выходами валов.
15
20 входного дифференциатора распределен30
45 ниэма связано с выходным валом. в коробке передач дополнительно установлен механизм свободного хода, связанный с аодилом первого планетарного механизма и через передачу с первой центральной шестерней второго планетарного механизМа, а вторые центральные шестерни планетарных механизмов связаны соответственно с входами
На чертеже изображена кинематическая схема двухступенчатой коробки передач, общий аид.
Двухступенчатая коробка передач работает следующим образом.
Крутящий момент через входной аал 1 передается на левую коническую шестерню
2 входного дифференциатора, в котором в зависимости от ответной реакции этот крутящий момент распределяется на правую коническую шестерню 3 и водило 14 сателлитов. С правой конической шестерни 3 ный крутящий момент передается на дополнительный осевой зубчатый венец 4, а с водила 14 сателлитов входного дифференциала через ось 13 распределенный крутящий момент передается на вторую шестерню 12. Так как вторая шестерня 12 меньше, чем дополнительный осевой зубчатый венец 4, то на второй шестерне 12 распределяется больший момент-.
Далее распределенные крутящие моменты с дополнительного осевого зубчатого венца 4 передаются через первую шестерню 5 и ось 6 на водило 7 сателлитов промежуточного дифференциала, а с второй шестерни 12 через дополнительный осевой зубчатый венец 11 — на левую коническую шестерню 10 промежуточного дифференциала, в котором на сателлитах происходит их суммирование и передача через правую ко- ническую шестерню 16 на выходной аал 17.
Ответная реакция на выходном валу 17 также распределяется на левой конической шестерне 10 и водиле 7 сателлитов йромежуточного дифференциала.
Если распределенный ответный реактивный момент на водиле 7 сателлитов промежуточного дифференциала больше чем, распределенный крутящий момент, то произойдет замедление и останов вращения оси 6, а так как имеется первая односторонняя обгонная мута 6, то ооратного вращения не произойдет. Тогда коробка передач редуцирует больший момент при.меньшей скорости. При уменьшении реактивного момента произойдет расстопорение односторонней обгонной муфтой 8 и постепенное увеличение скорости от водила 7 сателлитов.
1752587
Техред М.Моргентал
Корректор З,Лончакова
Редактор И,Шулла
Заказ 2725 Тираж . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
ПрОИЗВОдетВЕННО-ИадатЕОЬСКИа КОМЬИНат "Патаит, Г. УжГОрад, уа.ГаГкарИНа. 101
Г!ри отрицательном реактивном момейте на выходном валу 17, т.е. создание крутящего момента на выходном валу 17, приводит к тому, что больший отрицательный реактивный момент распределяется через водило 7 сателлитов промежуточного 5 дифференциала. ось 6, первую шестерню 5, дополнительный осевой зубчатый вейец 4 правой конйческой шестерни 3 входного дифференциала. В зависимости от ответной реакции от входного вала 1 может вращать- 10 ся или не вращаться водило 14 сателлитов входного дифференциала, так как в обратную сторону не позволяет вращаться вторая (одностороНняя обгонная мута 15.
Таким образом, изобретение позволяет 15 снизить механические потери посредством изменения соединения валов входа и выхода к центральным шестерням, а постановка дополнительной обгонной муты повышает безопасность транспортного средства, 20
Формула изобретения
Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства, содержащая корпус, установленные в корпусе два трехзвенных планетарных механизма, при этом однго иэ центральных колес первого планетэрйого механизма связано передачей с первым звеном второго планетарного механизма,которое также связано с механизмом свободного. хода, второе звено первого планетарного механизма связано передачей с вторым звеном второго планетарного механизма, третье звено первого планетар- ного механизма связано с входным валом. а третье звено второго планетарного механизма связано с вйходным валом, о т л и ча ю щ а я с я тем, что, с целью снижения механических потерь и повышения безопасности транспортного средства, в коробке передач дополнительно установлен механизм свободного хода, связанный с водилом первого планетарного механизма и через упомянутую передачу — с первой центральной шестерней второго планетарного механизма, а вторые центральййе шестерйи планетарного механизма связаны соответственно с входами и выходамй валов.