Канатная напочвенная дорога

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: транспортирование грузов по рельсовым путям канатным тяговым органом в выработках со знакопеременным профилем, где затруднены или невозможны локомотивная откатка и откатка концевым канатом. Сущность изобретения: канатная напочвенная дорога содержит рельсовый путь 1, буксировочную вагонетку 2, с запасом тягового каната на барабане 3, тяговый канат 4, проходящий через приводную станцию 5 со шкивом трения , огибающий ролики 6, подвижный блок 7, неподвижный блок 8, концевую станцию 9 и замыкающийся на барабане 3 буксировочной вагонетки 2, состав шахтных вагонеток 10, сцепленных с буксировочной вагонеткой 2 сцепкой 11, натяжную станцию 12. Концевая станция 9 соединен. сцепкой с проходческим комбайном 13. На комбайне 13 установлена лебедка 14с запасом дополнительного каната 15, свободный конец которого через ролики 16 соединен с подвижным блоком 7.3 ил. сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (l9) (11) (5ц5 В 61 В 7/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОП ИСАН И Е И ЗОБ РЕТЕ Н ИЯ":,", -,"""."."" " =

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4837771/11 (22) 19.06.90 (46) 07.08.92. Бюл. f4 29 (71) Днепропетровский горный институт им.

Артема (72) А.А. Ренгевич, А.В. Денищенко, С.В. Федоренко и Г.П. Сидоренко (56) Авторское свидетельство СССР

М 1004175, кл. В 61.В 7/00, 1983. (54) КАНАТНАЯ НАПОЧВЕННАЯ ДОРОГА (57) Использование: транспортирование грузов по рельсовым путям канатным тяговым органом в выработках со знакопеременным профилем, где затруднены или невозможны локомотивная откатка и откатка концевым канатом. Сущность изобретения: канатная напочвенная дорога содержит рельсовый путь 1, буксировочную вагонетку 2. с запасом тягового каната на барабане 3, тяговый канат 4, проходящий через приводную станцию 5 со шкивом трения, огибающий ролики 6, подвижный блок

7, неподвижный блок 8, концевую станцию

9 и замыкающийся на барабане 3 буксировочной вагонетки 2, состав шахтных вагонеток 10, сцепленных с буксировочной вагонеткой 2 сцепкой 11, натяжную станцию 12. Концевая станция 9 соединен:;, сцепкой с проходческим комбайном 13. На комбайне 13 установлена лебедка 14 с запасом дополнительного каната 15, свободный конец которого через ролики 16 соединен с подвижным блоком 7. 3 ил.

1752612

50

Изобретение относится к горной технике, а именно к средствам транспортирования грузов по рельсовым путям канатным тяговым органом в выработках со знакопеременным профилем, где затруднена или невозможна локомотивная откатка и откатка концевым канатом, Известна канатная напочвенная дорога, содержащая рельсовый путь с передвигающейся по нему посредством замкнутого тягового каната буксировочной вагонеткой, оборудованной барабаном с запасом тягового каната, связанного с приводом, натяжную и концевую станции.

Недостатком известной дороги является неудобство в эксплуатации, так как для удлинения такой дороги требуются большие затраты ручного труда и времени, Наиболее близкой к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является канатная напочвенная дорога, содержащая рельсовый путь с передвигающейся по нему посредством замкнутого тягового каната буксировочной вагонеткой, оборудованной барабаном с намотанным на него тяговым канатом, связанным с приводом, натяжную и концевые станции, причем она cíàáæåíà неподвижными направляющими с перемещающейся

s них рейкой с роликами по концам, в которые запасован тяговый канат.

Выполнение концевой станции в виде рейки с роликами по концам, перемещающейся в неподвижных направляющих, позволяет повысить удобство в эксплуатации канатной дороги, так как рейка посредством прицепного устройства соединяется с проходческим комбайном, и удлинение дороги путем сматывания с барабана запаса тягового каната производится вслед за перемещением комбайна "на забой", что снижает трудоемкость работ при удлинении дороги.

Кроме того, известная конструкция дороги позволяет увеличить периодичность удлинения (время между двумя повторными циклами удлинения) и, следовательно, снизить затраты времени на удлинение.

Однако известная дорога имеет ряд недостатков: сматывание тягового каната с барабана буксировочной вагонетки при удлинении дороги и выбирания "слабины" тягового каната после окончания удлинения производится вручную, что повышает трудоемкость работ и затраты времени на удлинение; концевую станцию после окончания операции удлинения переносят на новое место вручную или с помощью дополнительных средств механизации, так как комбайн отцепляется и продолжаетдвижение самостоятельно, что также повышает трудоемкость работ и затраты времени.

Кроме того, периодичность удлинения дороги определяется длиной рейки, т.е. для того, чтобы промежуток времени междудвумя повторными циклами удлинения был как можно большим, рейка должна иметь большую длину. В то же время при работе устройства s тяговом канате, запасованном в роликах по концам рейки, возникают большие усилия (до 30 кН), создающие моменты изгиба, приложенные к концам рейки, Это приводит к необходимости увеличения ее сечения, что повышает металлоемкость конструкции и ее габариты, Рейка с неподвижным блоком концевой станции закрепляется на плите, расположенной за проходческим комбайном. В условиях участковых горных выработок, имеющих ограниченное рабочее пространство, насыщенное различными механизмами, расположение концевой станции такой конструкции в зоне постоянной работы людей создает повышенную опасность.

Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации, указанная цель достигается тем, что в канатной напочвенной дороге, содержащей рельсовый путь, установленную на нем буксировочную вагонетку, оборудованную барабаном с тяговым канатом, приводную и натяжную станции, подвижную концевую станцию, а также обводной и возвратный блоки, причем тяговый канат заведен последовательно через концевую станцию, возвратный блок, обводной блок, приводную станцию и закреплен на буксировочной вагонетке, возвратный блок неподвижно закреплен у приводной станции, а обводной блок установлен с возможностью перемещения вдоль рельсового пути и связан с тросом лебедки, которой снабжена концевая станция, Неподвижное закрепление возвратного блока со стороны приводной станции обеспечивает изменение направления движения холостой ветви тягового каната.

Возвратный блок вместе с подвижным обводным блоком образует дополнительную петлю каната, используемую при удлинении дороги.

Снабжение концевой станции лебедкой с тросом, связанным с обводным блоком, позволит механизировать процесс перемещения обводного блока к концевой станции, обеспечит непрерывное удлинение дороги вслед эа перемещением концевой станции, что позволит снизить трудоемкость работ и затраты времени на удлинение, 1752612

Кроме того, это позволит заменить рейку гибкой связью, и тем самым в конструкции при работе не возникают моменты изгиба, ограничивающие ее по длине, поэтому трос лебедки может иметь необходи- 5 мую для удлинения дороги длину, определяемую расстоянием, пройденным концевой станцией, что снижает металлоемкость дороги и ее габариты, Кроме того, предлагаемая конструкция 10 дороги более безопасна в эксплуатации, так как имеет небольшие габариты и состоит.из отдельных блоков, которые можно размещать в безопасных для работы людей местах призабойного пространства (на 15 неходовой стороне или у кровли выработки).

На фиг.1 показана канатная напочвенная дорога в начале удлинения, общий вид; на фиг.2 — то же, в промежуточной фазе удлинения, общий вид; на фиг.3 — то же, в 20 конце цикла удлинения, общий вид.

Канатная напочвенная дорога содержит рельсовый путь 1, буксировочную вагонетку

2 с запасом тягового каната на барабане 3, тяговый канат 4, проходящий через привод- 25 ную станцию 5 со шкивом трения, огибающий ролики 6, обводной блок 7, возвратный блок 8, концевую станцию 9 и замыкающийся на барабане 3 буксировочной вагонетки

2, состав шахтных вагонеток 10, сцеплен- 30 ных с буксировочной вагонеткой 2 сцепкой

11, натяжную станцию 12, Концевая станция 9 соединена с лебедкой 13 тросом 14, свободный конец которого через ролики 15 соединен с обводным блоком 7, 35

Канатная напочвенная дорога работает следующим образом, Удлинение дороги может производиться, например, проходческим комбайном, с которым посредством сцепки 16 соединяют 40 концевую станцию 9.

Свободный конец каната 14 через ролики 15, установленные как можно ближе к забою, соединяют посредством сцепки с обводным блоком 7. Затем фиксируют бара- 45 бан лебедки 13, и начинается движение проходческого комбайна "на забой" (выемка горной массы). При движении комбайна перемещается концевая станция 9. Одновременно на такое же расстояние, но в про- 50 тивоположную сторону, перемещается обводной блок 7, связанный с концевой станцией 9 тросом 14. При подходе лебедки

13 к роликам 15 обводной блок 7 фиксируют и отсоединяют от него трос 14; ролики 15 переносят и закрепляют на новом месте как можно ближе к забою, После этого расстопаривают барабан лебедки 13 и с него сматывают необходимую длину каната 15, Свободный конец троса 14 через ролики 15 соединяют с обводным блоком 7. Затем фиксируют барабан лебедки 13, а обводной блок 7 расстопаривают, Далее цикл повторяется до тех пор, пока обводной блок 7 не достигнет возвратного блока 8, после чего производится удлинение канатной дороги путем сматывания запаса тягового каната с барабана 3 буксировочной вагонетки 2. Для этого барабан 3 расстопаривают, включают привод лебедки 13, в результате чего обводной блок 7 посредством троса 14 подтягивается к концевой станции 9. При этом происходит сматывание тягового каната 4 с барабана 3. После перемещения обводного . блока 7 на необходимое расстояние фиксируют барабаны 3 и 13, на чем процесс удлинения заканчивается, Применение изобретения позволяет по сравнению с известным повысить удобство в эксплуатации путем снижения трудоемко. сти и затрат времени на удлинение, металлоемкости и габаритов дороги, повышения безопасности ее в работе, Формула изобретения

Канатная напочвенная дорога содержащая рельсовый путь, установленную на нем буксировочную вагонетку, оборудованную барабаном с тяговым канатом, приводную станцию, подвижную концевую станцию, а также обводной и возвратный блоки, при этом тяговый канат заведен последовательно через концевую станцию, возвратный блок, обводной блок, приводную станцию и закреплен на буксировочной вагонетке, о тл ич а ю ща я ся тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации, возвратный блок неподвижно закреплен у приводной станции, а обводной блок установлен с возможностью перемещения вдоль рельсового пути и связан с тросом лебедки, которой снабжена концевая станция.

1752612

Составитель А. Денищенко

Техред М. Морге нтал Корректор М. Шароши

Редактор А. Коэориэ

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2726 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5