Планетарная прецессионая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: машиностроение. Планетарная прецессионная передача содержит корпус, ведущее водило, двухвенцовый сателлит с коническими зубчатыми венцами , неподвижное и подвижное центральные колеса с коническими зубчатыми венцами и ролики. Конические венцы сателлита и центральных колес выполнены прямозубыми с цилиндрическими впадинами, а ролики - цилиндрическими для взаимодействия с последними . 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з F 16 Н 1/32
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4612518/28 (22) 30.09.88 (46) 07.08.92. Бюл. М 29 (71) Производственное обьединение "Новокраматорский машиностроительный завод" (72) В.Н.Стрельников (56) Авторское свидетельство СССР
М 1557394, кл. F 16 Н 1/34, 1987.
Заявка Японии
М 51 — 38862, кл. 54А13; 1976.
Бостан И.А. Зацепление для прецессионных передач.
Кишинев; Штиинца, 1983, с. 20; рис.9б.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам вращательного движения большой мощности.
Известна зубчатая роликовая передача, содержащая зубчатые колеса с круговым профилем впадин, выполненных по винтовым линиям, зубья-ролики, установленные во впадины и торцовые сепараторы, расположенные с двух сторон колеса для удержания зубьев-роликов, изогнутых по винтовой линии, повторяющей пространственную форму впадин.
Недостатками известной передачи являются повышенные осевые усилия, вызванные изогнутостью роликов по винтовой линии, обеспечивающей им ввинчивание в сопряженные винтовые поверхности зубьев, с ответными осевыми усилиями со стороны торцовых сепараторов. Известная передача имеет низкий коэффициент перекрытия за счет большой разности зубьев во внутреннем зацеплении и высокой жесткости сплошных роликов. Установка роликов
„„ЯЯ„„1753101 А1 (54) ПЛАНЕТАРНАЯ ПРЕЦЕССИОННАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Использование: машиностроение. Планетарная прецессионная передача содержит корпус, ведущее водило, двухвенцовый сателлит с коническими зубчатыми венцами, неподвижное и подвижное центральные колеса с коническими зубчатыми венцами и ролики. Конические венцы сателлита и центральных колес выполнены прямозубыми с цилиндрическими впадинами, а ролики— цилиндрическими для взаимодействия с последними. 3 ил. на сателлитах повышает виброактивность, . шумовой эффект и динамические нагрузки в зацеплении, Отмеченные недостатки также снижают нагрузочную способность, неравномерность передаточного отношения, повышают износ и энергетические потери.
Известен также редуктор, с соосными входным и выходным валами, установленными друг против друга двумя зубчатыми венцами. Эксцентрично устайовленная ше.стерня входит в зацепление с обоими венцами. Один из венцов соедийен с корпусом, другой с выходным валом. Шестерня свободно установлена на колене, наклоненном относительно валов и одновременно вхбдит в зацепление с.обоими венцами.
Внутреннее зубчатое зацепление с малой разностью зубьев имеет склонность к интерференции. Наклон оси шестерни относительно оси редуктора вносит существенное отклонение активных поверхностей зубьев от теоретически определенных форм. Искажение зубчатого зацепления вы1753101
3 эывает непостоянство передаточного отношения, шум и вибрацию, повышает склонность к интерференции второго рода и заклиниванию, резко снижает нагрузочную способность редуктора. Поэтому противопоставленный редуктор предназначен дпя работы в мало нагруженных кинематических цепях, не требующих высокой стабильностии заданного передаточного отношения.
Наиболее близким техническим решением является прецессионная передача, в которой конические ролики свободно размещены между коническими зубьями центральных колес и сателлита. При необходимости одно из зацеплений можно изготовить с одинаковым числом зубьев, Вход роликов в зацепление и выход из него в известйой передаче осуществляется в радиальном направлении одновременно по всей длине ролика. Это приводит к жестким ударам, так как зубья имеют повышенную жесткость ввиду малой высоты, а сплошные ролики не снижают жесткость зацепления. Монтажные и технологические погрешности второй ступени прямо передаются ведомому валу, увеличивая кинематические погрешности передачи в сотни и тысячи рээ относительно ведущего звена, т.е. в число раз, равное передаточному отношению. Кинематические погрешности ведомого вала пропорциональны передаточному отношению, что заметно ограничивает кинематические возможности передачи, Известная передача обладает повышенной сложностью в изготовлении, низкой нагрузочной способностью, Цель изобретения — снижение коэффициента неравномерности вращения ведомого вала путем повышения плавности зацепления за счет направленного по длине ввода роликов в зацепление.
Указанная цель достигается тем, что планетарная прецессионная передача, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, связанное с ведущим валом водило, установленный на последнем двухвенцовый сателлит с коническими зубчатыми венцами, неподвижное и подвижное центральные колеса с коническими зубчатыми венцами и ролики, размещенные в зубьях последних, ролики выполнены цилиндрическими, а конические венцы центральных колес и сателлита выполнены прямоэубыми с цилиндрическими впадинами для взаимодействия с роликами.
На фиг.1 представлена планетарная прецессионная передача, разрез; на фиг.2— расчетная схема к определению параметров прецессионной передачи; на фиг,3 —расчетная схема зацепления планетарной прецессионной передачи в нормальном сечении.
Планетарная прецессионная передача содержит ведущий вап 1 с закрепленным на
5 нем водилом 2 с помощью шпицевого соединения 3, оси вала 1 и водила 2 пересекаютСя под небольшим угломер до 15-20 в центре сферического движения О двухвенцового сателлита 4, установленного на водиле 2 с
10 возможностью относительного вращения на подшипниках 5. Вал 1 установлен на подшипниках 6 и 7, закрепленных на крышке 8 корпуса 9 и ведомо, валу 10, установленного на подшипниках 11. Неподвижное цен15 тральное зубчатое колесо 12 закреплено на корпусе 9, подвижное центральное зубчатое колесо 13 выполнено совместно с ведомым валом 10. На конических поверхностях цен. тральных колес 12, 13 выполнены прямые
20 зубья 14, 15. Углы образующих конических поверхностей обоих колес О одинаковы. Конические поверхности зубчатых венцов 16 и
17 сателлита 4 имеют одинаковые углы образующих А и прямые зубья. Углы наклона
25 образующих конических поверхностей О центральных колес 12 и 13 равны сумме углов наклона образующих конических поверхностей А зубчатых венцов сателлита и его оси v
Прямые зубья на конических поверхно-. стях центральных колес 12 и 13 и венцов 16
35 и 17 сателлита 4 сформированы цилиндрическими поверхностями единичным профилированием или обкаткой в форме цилиндрических впадин дпя взаимодействия с цилиндрическими роликами 18, разме40 щенными в зубьях 14 и 15 центральных колес и закрепленными от выпадания с торцов сепараторами 19 — 22. Наклон оси сателлита в совокупности с прямозубыми коническими венцами колес и сателлита
45 обеспечивает непрерывное зацепление цилиндрических впадин-зубьев 16 и 17 сателлита с цилиндрическими роликами 18. Ввод последних в зацепление направлен по длине.
50 Планетарная прецессионная передача работает следующим образом.
Ведущий вал 1, вращающийся с угловой скоростью в,через втулку 2 сообщает сферическое движение сателлиту 4, При этом зубья 16 сателлита плавно вводятся в зацепление по длине ролика 18 в их осевом направлении, обеспечивая плавное обкатывание сателлита 4 по неподвижному центральному колесу 12 посредством роликов..;:1753101
18, установленных на зубьях 14 центрального колеса, Угловая скорость вращения сателлита ш4 относительно оси редуктора
21 22
О4 =щ1
21 где z1, zz — соответствующие числа зубьев.16 и 14. Направление вращения сателлита совпадает с направлением вращения ведущего 10 вала. В процессе сферического движения сателлита его зубья 17 также плавно входят в зацепление по длине роликов 18 в их осевом направлениилРолики 18 передают усилия зубьям 15 центрального колеса 13, вращая последнее с постоянной угловой скоростью а 2
21 24 ! .
Передаточное отношение планетарной передачи z1 24 где z4 — число зубьев 15, Направленный по Длине ввод роликов в зацепление многократно снижает скорости сближения сопряженных поверхностей, . направленные по их общей нормали, по сравнению с известными передачами; обеспечивая высокую плавность работы и постоянство передаточного отношения.
Выполнение венцов центральных колес и сателлита прямозубыми с ответными цилиндрическими впадинами для взаимодействия с цилиндрическими роликами обеспечивает свободный направленный по длине вход роликов в зацепление, исключая заклинивание и удары. Это также позволяет каждому ролику длительное время находиться в зацеплении, повышая стабильность передаточного отношения и нагрузочную способность передачи. Цилиндрические ролики и прямые зубья с ответными цилиндрическими впадинами отличаются высокой технологичностью и точностью воспроизведения, положительно влияют на снижение коэффициента неравномерности вращения ведомого вала.
Формула изобретения
Планетарная прецессионная передача, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, связанное с ведущим валом водило, установленный на последнем двухвенцовый сателлит с коническими зубчатыми венца-" ми, неподвижное и подвижное центральные колеса с коническими зубчатыми венцами и ролики, размещенные -в: зубьях последних, отличающаяся тем, что с . целью снижения коэффициента неравномерности вращения ведомого вала путем повышения плавности зацепления за счет направленного по длине ввода роликов в зацепление, последние выполнены цилиндрическими, а конические венцы центральных колес и сателлита выполнены прямоэубыми с цилиндрическими впадинами для взаимодействия с роликами.
1753101
/7 /5 O
ЧЬг. /
1753101
Puz3
Составитель В.Стрельников
Редактор С.Патрушева Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор H,Tóïèöà
Заказ 2750 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
1 t3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101