Датчик пути

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Область использования: измерительная техника, для измерёнйТГ Прейденного пути при проходке скважной лидейных размеров протяженных объектов. Сущность изобретения: датчик пути содержит установленные в одной плоскости измерительные ролики и т j йб а&ааа аь- Ј чйьло. .,j Ti«a-.wt. , кинематически связанное с ними посредством передаточного м е тлзма 6тсчётное приспособление § Ьгр1т ЛШ1гбр о11о уетановлен двигатель, кинематически связанный с передаточным ме хаягизмом и компенсирующий создаваемую в кинематической цепи суммарную силу трения. 2 ш

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРCTBE ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4768923/10 (22) 14,12,89 (46) 07,08,92. Бюл. N. 29 (71) Биьикекский политехнический институт (72) И.Д. Шапошников (56) Авторское свидетельство СССР

М 813119, кл. 6 01 В 5/02, 1980.

Авторское свидетельство СССР

N 773424, кл. G 01 В 5/02, 1970.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения пройденного пути при проходке скважин и для измерения линейных размеров протяженных обьектов.

Известно устройство для измерения линейных перемещений методом обкатки, содержащее измерительный ролик и отсчетное устройство, кинематически связанные между собой посредством зубчатой передачи.

Недостатком этого устройства являются погрешности измерения, обусловленные проскальзыванием измерительного ролика из-38 превышения суммарной силы трения в кинематической цепи над силой сцепления ролика с обкатываемой поверхностью.

Известно устройство, содержащее измерительный ролик и отсчетное устройство, кинематически связанные между собой посредством зубчатой передачи.

Недостатком этого устройства является его недостаточная точность измерений, обусловленная также проскальзыванием ролика из-за значительной суммарной силы трения в передаточном механизме.

„„БЦ „„1753276 А1 (я)л G 01 С 22/00, G 01 В 5/02 (54} ДАТЧИК ПУТИ (57) Область использоаанйя; измерительная техника, для измерения йройдей н ог о путй при проходке скважин и линейных размеров протяженных обьектов. Сущность изобретения: датчик пути содержит установбейные в одной плоскостй измерительные ролики и кинематически связанное с йими посредст вом передаточного механизма отсчетное приспособленйе, 3 корйусе ИФрЖ о уста- " новлен двигатель, кинематически связанный с передаточны"м " м-ехайизмом и компенсирующий создаваемую в кинематической цепи суммарную силу трения, 2 ил.

Цель изобретения — повышение точности измерения, Поставленная цель достигается,тем, что датчик пути, содержащий по меньшей мере один измерительный ролик и отсчетный узел, связанные между собой посредством электродвигателем, установленным в передаточном механизме, действующим в направлении перемещения датчика и настроенным на номинальный момент М, равный моменту трейий Мтр холостого хода передаточного механизма, т. е. Мн - Мтр, При этом момент на валу мйкроэлектродвигателя компенсирует (уравновешивает) приведенный суммарн йй момейт всех сил трения, что позволяет измерительному ролику катиться без проскальзывания.

На фиг. 1 изображен датчик пути, вид сбоку; на фиг. 2 — вид А на фиг, 1, Датчик содержит корпус 1, на котором установлены два измерителЬных ролика 2 и

3, внутри которого размещены отсчетное ус тройство 4, вся кинематическая цепь, связывающая ролики 2 и 3 с отсчетным устройством 4 и микроэлектродвигатель 5.

1753276

7 f fbi 336 1 йети

Составитель И. Шапошников

Техред M.Mîðãåèòàë Корректор Т. Вашкович

Редактор 0, Головач

Заказ 2759 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул,Гагарина, 101

Ролики установлены на валах 6 и 7, на которых установлены шестерни 8 и 9, взаимодействующие с центральной шестерней

10, установленной íà валу 1 1, Вал 11 посредством зубчатых колес.12-17 связан с валом 18, на котором установлен барабан 19 с надетой на нем лентой 10 отсчетного устройства 4. Другим концом лента 20 надета на барабан 21, установленнйй на валу 22, на котором установлено также коническое зубчатое колесо 23. На валу 24 двигателя 5 установлена коническая шестерня 25, взаимодействующая с коническим колесом 23.

Двигатель 5 закреплен на внутренней поверхности корпуса 1 с помощью кронштейнов 26 и 27.

Корпус 1 датчика закрепляется на рабочей машине, например на устройстве для образования скважин (не показано), которое перемещает датчик вдоль измеряемой поверхности.

Датчик работает следующим образом, Перед началом измерения включается микроэлектродвигатель 5, настроенный на преодоление сил трения, возникающих в кинематической цепи, Крутящий момент передается от вала 24 через коническую передачу 23, 25 на вал 22, барабан 21, ленту

20 и далее на барабан 19, вал t 8 и зубчатую передачу 17 — 12, Двигателем 5 создается крутящий момент для вращения элементов кинематической цепи в направлении вращения измерительных роликов. Однако, силой, I движущей датчик, является только тяговое усилие от рабочей машины, приложенное к корпусу датчика, Крутящий момент от двигателя 5 не создает тягового усилия на роли5 ках, а только, компенсируя силы трения, доводит близко к нулю требуемое тяговое усилие от рабочей машины, необходимое для перемещения датчика. При этом исключается появление тяговых сил, превышаю10 щих силу сцепления роликов с измеряемой поверхностью и, следовательно, проскальзывание или движение юзом. Это обстоя- . тельство практически исключает погрешности от проскальзывания и обеспе15 чивает повышение точности измерения пройденного пути.

Формула изобретения

Датчик пути, содержащий по меньшей

20 мере, один измерительный ролик и отсчетный узел, связанные между собой посредством передаточного механизма, о т л. и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности измерения за счет компенсации

25 момента трения передаточного механизма, он снабжен микроэлектродвигателем, установленным в передаточном механизме, причем номинальный момент М микроэлектродвигателя определяется из соотно30 шения:

Мн Мтр где Мтр — момент трения холостого хода передаточного механизма.