Способ изготовления крыльчаток

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: машиностроение, изготовление крыльчаток. Сущность изобретениялопасти крыльчатки предварительно обрабатывают, затем осуществляют чистовое фрезерование спинки лопасти и прикорневого сечения. После этого строчками фрезеруют впадину межлопастного пространства , изменяя кривизну каждой последующей строчки. Первая строчка эквидистантна профилю спинки лопасти в прикорневом сечении, а последняя эквидистантна профилю корыта смежной с первой лопасти в прикорневом сечении. Затем обрабатывают корыто указанной смежной лопасти . 1 з п. ф-лы, 2 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 23 С 3/18

ГОсудАРственный кОмитет

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

° Ф

СПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

C y$

К.АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4884690/08 (22) 26.11.90 (46) 15.08.92, Бюл, 30 (71) Омский филиал Научно-исследовательского института технологии и организации производства двигателей (72) П,Б.Гринберг, B.À.ØMàêoB, Г.И.Контарез и Г,М,Федотов (56) Евстигнеев М.И. и др. Изготовление основных деталей авиадвигателей, M.: Машиностроение, 1972, с. 141 — t46. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРЫЛЬЧАТОК

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению крыльчаток, и может быть использовано при обработке дна межлопастных каналов на станках с программным управлением.

Крыльчатки представляют собой сложные по форме детали с большим числом криволинейных лопастей переменного сечения. Изготовление крыльчаток связано со сложными операциями механической обработки наружных и внутренних контуров лопастей, а также межлопастных nosepхностей.

Известен способ обработки крыльчаток, при котором криволинейные лопасти M впадины между лопастями фрезеруют последовательно в трех черновых и трех чистовых операциях. Выпуклые и вогнутые поверхности лопастей фрезеруют продольным и поперечным ходом стола с одновременным вертикальным перемещением фрезы. По„„. Ж„„1754347 А1 (57) Использование: машиностроение, изготовление крыльчаток. Сущность изобретения; лопасти крыльчатки предварительно обрабатывают, затем осуществляют чистовое фрезерование спинки лопасти и прикорневого сечения. После этого строчками фрезеруют впадину межлопастного пространства, изменяя кривизну каждой последующей строчки. Первая строчка эквидистантна профилю спинки лопасти в прикорневом сечении, а последняя эквидистантна профилю корыта смежной с первой лопасти в прикорневом сечении. Затем обрабатывают корыто указанной смежной лопасти. 1 з,п. ф-лы, 2 ил. верхность впадины между криволинейными смежными лопастями фрезеруют закругленным концом фрезы строчечным методом с перемещением фрезы от периферии крыльчатки к ее центру.

Недостатком известного решения является то, что поверхность впадины выполняют строчками, след от которых представляет или прямые линии в плане с равным шагом между ними (обычно при обработке по копиру) или два перекрывающих друг друга в центре участка криволинейных линий (обычно при обработке на станках с программным управлением). В последнем случае на каждом участке следы представляют собой линии криволинейного профиля, кривизна линии одного из участков равна кривизне профиля спинки лопасти в прикорневом сечении, а другого — кривизне профиля корыта смежной лопасти в прикорневом сечении, Поскольку кривизна укаэанных прикорне1754347 вых сечений разная, то участки перекрывают, выполняя обработку каждого с переходом за ось впадины, Из-3а того, что полученная строчечная поверхность в обоих случаях не совпадает с направлением воздушного потока, приходится вводитьдополнительные операции зачистки строчек и последующего полирования, которые обычно выполняются вручную, Таким образом известная технология приводит к повышению трудоемкости изготовления крыльчатки.

Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления крыльчатки.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу изготовления крыльчаток, включающему чистовое фреэерование спинки и корыта криволинейных лопастей и впадин между ними, и ричем последние фрезеруют строчечным методом, кривизну следа на поверхности впадины при каждом строчечном проходе монотонно изменяют от кривизны, эквидйстантной кривизне профиля спинки лопасти в прикорневом сечении, до кривизны, эквидистантной кривизне профиля корыта смежной лопасти в прикорневом сечении, кроме того, фрезеровку впадины начинают непосредственно после фрезеровки одной из поверхностей, смежных лопастей, образующих межлопастное пространство, а заканчивают непосредственно перед фрезеров кой противолежащей поверхности другой лопасти;

Суть предложенного решения в том, что при таком выполнении поверхности впадины не требуется производить зачистку строчек, так как образуемые ими выступы и канавки имеют то же направление, что и воздушный поток в межлопастном пространстве и поэтому не являются источником турбулентности движения или срывов воздушного потока. Поэтому непосредст венно после фрезеровки можно производить полировку, чтобы увеличить чистоту обработанных поверхностей. Трудоем кость обработки снижается и за счет того, что в предложенном способе обработки по"-" верхности впадины йо вышеуказанным причинам может производиться с увеличенным расстоянием между строчками, отсутствует необходимость в двойной обработке центральной части впадины, как это делается у

Формула изобретения

1. Способ изготовления крыльчаток, включающий чистовое фреэерование спинки и корыта лопастей и впадин между ними, причем последние обрабатывают криволинейными строчками, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления крыльчаток, в процессе обработки впадин кривизну строчек монотонно изменяют, при этом одна из крайних строчек эквидйстантна профилю спинки лопасти в прикорневом сечении, а другая эквидистантна профилю корыта в прикорневом сечении смежной с первой лопасти.

2. Способ поп1,отличающийся тем, что фрезерование впадин производят между фрезерованием спинки и корыта смежных лопастей; образующих межлопастное пространство. прототипа, где обработка ведется с двух сторон межлопастного пространства, а также эа счет того, что обработку всех поверхностей, образующих межлопастное

5 пространство; выполняют за один переход, а всю крыльчатку в непрерывном цикле.

На фиг.1 изображена крыльчатка; на фиг,2 — крыльчатка, вид сверху.

Крыльчатка 1 содержит корпус 2, на пе10 риферии которого расположены лопасти 3, спинка 4 и корыто 5 смежных лопастей 6 и 7 и расположенная между ними .впадина 8 образуют межлопастное пространство, Спинка 4 имеет в йрикорневом сечении 9 лопасти кривизну рс, а корыто 5 кривиэ15 ну р<

Способ осуществляют следующим образом.

На крыльчатке с предварительно обработанными лопастями и впадинами произ20 водят чистовое фрезерование спинки 4 лопасти 6 и прикорневого сечения с кривизной рк, затем строчными проходами фрезеруют поверхность впадины 8. изменяя при каждом проходе радиус кривизны

25 строчки 10 от pi =рс на первом проходе до р = p< на последнем проходе, после чего фрезеруют корыто лопасти 7. Затем цикл повторяется, После чистовой фрезерной обработки поверхностей лопастей и

30 впадин осуществляют полировку обработанных поверхностей экструзионным методом, 1754347

4ll8. /

Составитель ll.Ãðèíáåðã

Техред М.Моргентал Корректор П.Гереши;

Редактор А.Долинич

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 2848 Тираж . Подписное

В НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-ЗБ, Раушская наб,. 4/5