Способ восстановления подшипников скольжения коленчатого вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: для ремонта подшипников скольжения машин, в частности, при восстановлении подшипников скольжения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: заключается в поднятии антифрикционного слоя на его толщину накатыванием круговых канавок на поверхности неизношенной зоны подшипников, крайние канавки накатывают по изношенной и неизношенной зонам в виде замкнутых кольцевых полостей, а рядом расположенные канавки заполняют клеевым материалом, который после полимеризации приобретает упругие свойства Остальные канавки накатывают по симметричным винтовым линиям от краев к центру подшипника в направлении вращения вала. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si>s B 23 P 6/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4818134/27 (22) 24;04.90 (46) 15.08.92. 6юл.30 (71) Ижевский сельскохозяйственный институт (72) Н.А.Пермийов и С.М.Стрелков (56) Авторское свидетельство СССР
М 1123827, кл. В 23 Р 6/00, кл. F 16 С 33/04, 1982. (54) СПОСОБ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА (57) Использование: для ремонта подшипни. ков скольжения машин, в частности, при
Изобретение относится к ремонтным . работам, в частности к способам восстановления подшипников скольжения подвижных сопряжений, работающих в жидкой . смазке.. . Известен способ восстановления подшипников скольжения путем поднятия изношенного слоя детали накаткой за счет вытеснения металла из отдельных участков рабочей поверхности с последующим заполнением образовавшихся углублений антифрикционным материаловt.
Недостатком этого спосс-ба является невысокие контактная жесткпст, и износостойкость наносим >го . слоя антифрикционного материала, вследствие чего деталь имеет заведомо ьониженйый послеремонтный ресурс, что сказывается на сроках эксплуатации двигателя в целом.
Известен также способ ремонта коренного подшипника скольже ия; оленчатого! ,, БЦ„„1754390 А1 восстановлении подшипников скольжения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: заключается s поднятии антифрикционного слоя на его толщину накатыванием круговых канавок на поверхности неизношенной эоны подшипников, крайнйе канавки накатывают по изношенной и неизношенной зонам в виде замкнутых кольцевых полостей, а рядом расположенные .канавки заполняют клеевым материалом, который после полимеризации приобретает упругие свойства, Остальные канавки накатывают по симметричным винтовым линиям от краев к центру подшипника в направлении вращения вала. 1 э.п,ф-лы, 2 ил. вала двигателей внутреннего сгорания путем поднятия антифрикционного слоя на- Я каткой ненагруженной (неизношенной) эоны вкладыша в плоскости вращения вала.
Этот способ лишен недостатка, указанного выше, так как позволяет использовать (Л при эксплуатации остаточный слой анти- ф„ фрикционного покрытия и не требует допол- (1 нительного.нанесения материала на О изношенную часть подшипника.
Недостаток вышеуказанных и других внввогичних способов в том, что в процвссв эксплуатации при изнашивании поверхностей трения в сопряжении "подшипникшейка вала" увеличйвается зазор,; вследствие чего ухудшается Смазывание деталей, так как масло, подаваемое через масляное отверстие, вместо попадания в зону трения, уходит в зазор между ненагруженной частью подшипника и шейкой вала.
1754390
Цель изобретения — повышение после,ремонтного ресурса сопряжения "подшипник-шейка вала" путем удержания слоя смазки между -рущимися поверхностями.
Поставленная цель достигается тем, что антифрикционный слой неизношенной зоны подшипника поднимает на его толщину крайние канавки накатывают по изношенной и неизношенной зонам в виде замкнутых кольцевых полостей, а рядом расположенные канавки заполняют клеевым материалом. который после полимеризации приобретает упругие свойства.
Кроме того, остальные круговые канавки накатывают по симметричным винтовым линиям от краев к центру подшипника по направлению вращения вала.
На фиг.1 показан продольный разрез сойряжения "подшипник-шейка вала" после некоторого периода послеремонтной эксплуатации; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.1, Сопряжение содержит шейку 1 коленча того вала (не показан), подшипник, состоящий из верхнего (неизношенного) вкладыша 2 и нижнего (изношенного) вкладыша 3 с нанесенным на их внутреннюю поверхность антифрикционным слоем (не показан). На . поверхности неизношенной зоны 4 подшипника накатаны круговые впадины, заполненные упругим материалом 5, и пустые кольцевые 6, а также пуСтые вин- товые 7.
В процессе эксплуатации йроисхддит изнашивание шейки 1 вала и нижнего (в основном) вкладыша 3. При этом под действием силы Р между шейкой 1 и верхним вкладышем 2 образуется зазор И, через который поступающее из масляного отверстия 8 масло вытекает наружу вместо того, чтобы смэзйвэть трущиеся зойй сопряжения. Участки поверхности шейки- 1 вала, располагающиеся напротив пустых кольцевых канавок 6, при эксплуатации не изнашиваются и на шейке 1 вала образуются кольцевые выступы 9, перекрывающие зазор И и препятствующие вытеканию масла.
Кроме того, упругий материал, расположенный в канавках 5, прижимается к шейке 1 вала в течение периода изнашиванйя всего слоя антифрикционного материала на вкладыше 3, что также препятствует вытеканию масла через эаэбр И. Выполнение канавок
7 винтовыми от краев к.центру вкладыша 2 создает при вращении шейки 1 эффект маслосгонной резьбы, направляя движение масла по канавкам к центру подшипника.
Такое комплексное сочетание способов замедления вытекания масла через зазор И обеспечивает большее его ресурс двигателей.
5 .. Пример, Проводили восстановление коренного подшипника коленчатового вала
15
20 и углом конуса 90
25 Сборку подшипника с валом производили после полимеризэции эластомера. При канавках сжимался вследствие упругости.
30 Проведенные на лабораторной установке испытания коренных подшипников, вос35
55 поступление в зону трения, чем снижает интенсивность изнашивания вала и вкладышей и увеличивает в целом послеремонтный двигателя ЗИЛ-130. Подшипник (верхний и нижний вкладыши в сборе) закрепляли во втулке-оправке, зажимали патрон соосно шпинделю токарного станка и накатывали крайние кольцевые канавки. Затем смещалй ось подшипника относительно оси шпинделя в сторону нижнего вкладыша и накатывали по одной круговой и симметричные винтовые канавки с каждой стороны, Глубина канавок составляла 0,8 мм, высота выступов -0,4 мм, Инструмент — подпружиненная оправка с коническим алмазным наконечником с радиусом при вершине 0,2 мм
Затем круговые канавки, расположеннйе рядом с крайними кольцевыми, обезжиривали ацетоном и заполняли эластомером марки "Укреплен ПФЛ-035" сборке излишне выдавленный металл антифрикционного слоя сминался, э эластомер в становленных вышеприведенным способом, показали, что расход масла через подшипникоаое сопряжение после восстановления снизился по сравнению с расходом масла через подшипниковые сопряжения до восстановления примерно íà 35%.
Такое восстановление подшипников обеспечило повышение давления масла в системе смазки подогретого двигателя при
t< = 80+ — С с 0,4 до 3,0 кг/см при 800 об/мин, что отвечает требованиям эксплуатации.
Предлагаемый способ восстановления позволяет восстанавливать работоспособность сопряжений "коленчатый вал — - подШипник" беэ применения специального технологического оборудования в условиях
:даже небольших автопредприятий.
Способ может быть применен как при восстановлении изношенных подшипников, так и при изготовлении новых. Он позволит повысить ресурс отремонтированных и новых двигателей, сократить расходы на запасные части.
Предлагаемый способ может быть применен для всех гладких подшипниковых сопряжений, работающих в условиях принудительного подвода смазки к трущим1754390
5 ся поверхностям, что значительно расши рит область его использования.
Формула изобретения .
1. Способ восстановления подшипни ков скольжения коленчатого вала двигател внутреннего сгорания, заключающийся поднятии энтифрикционного слоя неизно шенной зоны накатыванием круговых кана вок с образованием по краям каждой из ни выступов выдавлейного металла в плоско сти вращения вала, отличающийся тем что, с целью повышения послеремонтног ресурса сопряжения "подшипник — шейк
sana" путем удержания слоя смазки межд трущимися поверхностями, антифрикционный слой неизноШенной зоны подшипника поднимают на его толщину, крайние канавки накатывают по изношенной и неизноя 5 шенной зонам в виде замкнутых кольцевых в полостей, а рядом расположенные канавки заполняют клеевым материалом, который после полимеризации приобретает упругие х свойства.
- 10 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что остальные канавки накатывают по о симметричным винтовым линиям от краев к а центру подшипника в направлении вращеу ния вала.
1754390 г
Составитель А.Сушкин
Редактор Н,Сильнягина Техред М.Моргентал Корректор Н.Гунько
Заказ 2850 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытйям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издатеевскии комбинат "Патент", г. Ужгород, уа.рагэринааб; 101