Способ восстановления зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
;я)з В 23 P 6/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1 3
Ql
@.ад
О
)ы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ ::. ПРИ. ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4864514/27 (22) 06.09.90 (46) 15.08.92, Бюл, МЗО (71) Всесоюзный научно-исследовательский, и техйологический институт восстановления. изношенных деталей машин Всесоюзного научно-производственного объединения
"Ремде1 аль" (72) H.ф.Ляшенко, П;Е.Тищенко, Е.Е.Чудновский, Ю.й.Лысиков и H,È.Êàëîìèåö . (56) Цеков,В;И, Ремонт деталей металлургическйх машин; Справочник — М,: Металлургйя, 1979, с.248, рис.130, (54) СПОСОБ ВОССТАЙОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЬМ :КОЛ ЕС
>.I
Изобретение относится к ремонтному
- йроизводству, а именно к способам восста йоуления зубчатых колес.
ИзвеСтен Способ восстановления зубчатых колес йутем. наплавки компенсйрующе: - го :."иэноС " материала на нерабочую пове >хнобть зубчатого колеса с последую. щим:. формированием им основного матери-:ала:. По этому способу производится горячая объемная штамповка восстанавливаемой д4 гали в"зубчатой матрице, Недостаток при- менения зубчатых матриц заключается в их низкой стойкости,так как они имеют боль-. шую суммарную рабочую поверхность, кон- . тактирующую с нагретой деталью, что вызывает вследствие повышенной теплоотдачи ускоренное выгорание зубчатого венца матрицы, Кроме того, известный способ применйм для узкой номенклатуры зубчатых колес, имеющих гладкое отверстие-и близкое расположение отверстия к зубчатому венцу.
„„!Ж„„1754393 А1 (57) Использование: ремонтное производство, Сущность изобретения: перед наплавкой компенсирующего материала производят деформирование зубьев путем ограниченной осадки по высоте. Наплавку материала ведут на поверхности вершин зубьев, образованные в результате осадки.
Осадку зубьев производят поочередно в кольцах, установленных с торцев зубьев, Образовавшиеся припуски по толщине и высоте зубьев удаляют механической обработкой до номинальных размеров профиля зубьев стандартным режущим инструментом. 2 з,п.ф-лы, 4 ил, Известен способ восстановления зубчатых.колес путем наплавки изношенных торцев зубьев. Согласно этому способу наплавляют изношенные торцы зубьев, шлифуют торцевые поверхности наплавленных зубьев, производят электрохимическое зубозакругление. Но этот способ не позволяет восстанавливать зубья по боковым поверхностям. Основным же дефектом зубчатых колес постоянного зацепления является износ зубьев по толщине.
Наиболее близким к предлагаемому является способ восстановления зубчатых колес, вкяючающий наплавку компенсирующего износ материала по всей длине зуба и последующую обработку,. При этом производится многослойная наплавка с подгонкой зубьев по шаблону путем дополнительной наплавки тонких слоев.
Механическая обработка наплавленных зубьев производится абразивными кругами.
1754393
Недостатком известного способа является низкая технологичность, обусловлен ная тем, что зубья, имеющие различный износ, требуют многопереходной наплавки с промерами зубьев по шаблону между наплавками. Кроме того, в известном способе наплавку осуществляют на боковую поверхность зуба, что неудобно и затрудняет автоматизацию наплавки, Механическая
10 обработка зубьев абразивными кругами является неточной и непроизводительной
Все это снижает технологичность способа, Целью изобретения является повышение технологичности.
Поставленная цель достигается тем, что в известном способе, ключающем.наплавку компенсирующего износ материала по всей длине зуба и последующую обработку, перед наплавкой производят деформирование зубьев путем ограниченной осадки по высоте, Наплавку материала ведут на хорошо доступные поверхности вершин зубьев, образованные в результате осадки. Деформирование зубьев производится поочеред20 но, что позволяет снизить деформирующее . 25 усилие, При этом деформирование ведут в кольцах, установленных с торцев колеса, которые ограничивают осадку зуба, Кольца воспринимают усилие штамповки, что исключает деформацию диска и ступицы зубчатого колеса. Затем производится механическая обработка.
На фиг.1 показана установка зубчатого
30 колеса для деформирования зубьев; на нии до и после деформирования; на фиг.4 показано место наплавляемого материала и профиль зуба после механической обработки.
Восстанавливаемое колесо 1 устанав40 ливают на кольцах 2, Этот узел стягивают болтом 3 и гайкой 4, устанавливают цилиндрическими поверхностями колец 2 на плиту 5, закрепленную на столе 6 пресса, фиксируют упором 7, Затем деформируемый зуб нагревают индуктором среднечастотной установки. При движении пуансона
8 вниз зуб деформируется по высоте. Деформация прекращается при замыкании пу50 ансона 8 на поверхности 9 колец 2;
Освобождается упор 7, и колесо поворачивают на следующий зуб. Цикл повторяется.
Профиль зуба в нормальном сечении до 55 деформирования (см,фиг.3) после ограниченной осадки по высоте превращается в профиль 2.
После штамповки производится нэплавка материала 1 (см.фиг.4) на поверхнофиг,2 дан вид по стрелке А на фиг,1; на фиг.3 35 показан профиль зуба в нормальном сечести вершин зубьев по всей их длине, В результате образовываются припуски Ilo толщине и высоте зубьев, необходимые для получения после механической обработки профиля 2 (cM,ôèã,4), имеющего параметры нового зубчатого колеса.
Изобретение иллюстрируется следующим примером, Колесо цилиндрическое СП63М,16.1.0011 конвейера скребкового СП65М для добычи угля m = 9 мм, z = 42, высота зуба 20,17 мм, длина зуба 100 мм, наружный диаметр
393,51 мм, масса 51,6 кг, материал сталь 40Х
ГОСТ 4543-71. Основным дефектом колеса является износ зубьев по толщине, достигающий 2,1 мм. После очистки и дефектации колесо поступает на прессовый участок. Собранное в один узел с кольцами колесо подают на штамп пресса. Нагревают штампуемый зуб индуктором среднечастотной установки до 1000 С. При движении пуансона вниз осаживают эуб по высоте на 8 мм, Затем поочередно осаживают остальные зубья. Отштампованное колесо п6дают на наплавочный участок, Направляют поверхности вершин зубьев flo длине дуговым способом проволокой 2НпЗОХГСА под слоем флюса АН-348 и отверстие, После нэ-" плавки шестерни поступают на отжиг.
Полученная после отжига твердость поверхностей (H8< 240) позволяет произвести стандартным режущим инструментом механическую обработку отверстий, точение колеса по наружному диаметру и зубофрезерование. После механической обработки производят термическую обработку зубьев до НЯСэ 44 .„50.
Использование предлагаемого способа позволяет повысить технологичность восстановления благодаря образованйю на вершинах зубьев поверхностей, легко доступных для наплавки компенсирующего материала. Поочередное деформирование зубьев, снижает потребное усилие давления.
Формула изобретения
1. Способ восстановления зубчатых колес, включающий наплавку компенсирующего износ материала по всей длине зуба и последующую обработку, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения технологичности, перед нэплавкой компенсирующего материала производят деформирование зубьев путем ограниченной осадки по высоте, а наплавку материала ведут на поверхности вершин зубьев, образованных в результате осадки, 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что, с целью снижения деформирующе1754393 го усилия, осадку зубьев ведут поочередно.
3. Способ по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что для ограничения осадки деформирование ведут в кольцах.