Сцепное устройство сельскохозяйственного агрегата
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: транспортное машиностроение , касается сцепных устройств сельскохозяйственных агрегатов. Сущность изобретения1 сцепное устройство сельскохозяйственного агрегата, включающего трактор и сельскохозяйственную машину содержит две части, одна из которых установлена на сельхозмашине, а другая - на тракторе. Часть сцепного устройства, монтируемая на тракторе, включает прицепную скобу, на которой выполнены цилиндрические шарниры. На скобе установлены опорные стойки, в верхней части которых закреплен дополнительный крюк. Часть сцепного устройства, монтируемая на сельхозмашине , включает основание, к которому прикреплены крюки и стойки. Последние в верхней части связаны пальцем. Устройство позволяет агрегатировать трактор как с прицепными, так и с навесными сельхозмашинами 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) ! (s1)s В 60 D 1/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
- 2
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1409477 (21) 4858168/11 (22) 08.08.90 (46) 15.08,92. Бюл. ¹ 30 (71) Алтайский политехнический инстйтут им. Ползунова (72) А.С. Павлюк, А,Н. Потапкин, Н.1У1, ОрлоВ и С.Н, Колчин (56) Авторское свидетельство СССР № 1409477, кл. В 60 D 1/00, 1986; (54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО АГРЕГАТА (57) Использование; транспортное машиностроение, касается сцепных устройств сельскохозяйственных агрегатов, Сущность изобретения; сцепное устройство сельскоИзобретение относится к сцепнйм устройствам сельскохозяйственных агрегатов;
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является сцепное устройство, содержащее прицепную скобу с фиксирующим элементом, связанную шарнирно цилинд--. рическими цапфами с задними концами нижних тяг, передние концы которь1х связаны с рамой трактора, дышло прицепной сельскохозяйственной машины с жестко прицепленным к нему элементом, охватыва- ющим прицепную скобу и расположенным открытой частью в сторону сельхозмашины."
Фиксирующий элемент служит для предотвращения самопроизвольного разъединения сельхозмашины и трактора. Упоры, жестко закрепленные на передней поверхности прицепной скобы на расстоянии один от другого, соответствующем ширине охватывающего элемента, служат для предотвхозяйственного агрегата. включающего трактор и сельскохозяйственную машину, содержит две части, одна иэ которых установлена на сельхозмашине, а другая — на тракторе. Часть сцепного устройства, монтируемая на тракторе, включает прицепную скобу, на которой выполнены цилиндрические шарниры. На скобе установлены опорнйе стойки, в верхней части которых закреплен дополнительный крюк. Часть сцепного устройства, монтируемая на сель-, хозмашине, включает основание, к которому прикреплены крюки и стойки, Последние в верхней части связаны пальцем. Устройство позволяет агрегатировать трактбр как с прицепными, так и с йавесными сельхозмашинами, 4 ил.
С: ращения перемещения охватывающего элемента в поперечном направленйи.
Основным недостатком данного сцепного устройства является то. что из-за низ- д кого расположения точки прицепа затрудняется сцепка и расцепка Сельскохозяйственной машины и увеличиваются затраты времени на агрегатирование, К . + несовершенству конструкции данного сцеп- . ного устройства можно также отнести воз- Q можность применения для агрегатирования О тракторов только с прицепнымй сельскохозяйственными машинами.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей, повышение безопасности эксплуатации и облегчение сцепки-расцепки.
Поставленная цель достигается тем, что в сцепном устройстве сельскохозяйственного трактора, включающем трактор и сельскохозяйственную машину. на
1754490 сельскохозяйственной машине установлена одна часть навесного механизма, включа ющая основанйе, с кото-рым ж естко соединены расположенные симметрично относительно вертикальной оси крюки и стойки, причем последние расположены в вертикальной плоскости и их верхние концы связаны поперечно расположенным пальцем, который выполнен с возможностью
10 взаимодействия с зевом дополнительного крюка другой части навесного механизма, которая связана с трактором и включает выполненные на прицепной скобе с возможностью взаимодействия с крюками первой части навесного механизма шарниры, а также жестко связанные с прицепной скобой ловители крюков и опорные стойки, причем последние расположены в вертикальной плоскбсти симметрично относительно вер20 тйкальной оси и их верхние концы скреплены с дополнительным крюком, снабженным
"запирающим механизмом", Расширен ие" зксплуатацион н ых возможностей достигается за счет введения в известное сцепное устройство для агрегати- 25 роваййя тракторов с прицепными сельско, х озяйст ве нными машинами навесного механизма, состоящего из двух частей. Одна часть навесного механизма содержит основание, крюки и стойки, жестко
30 соединенные с основанием и расположенные симметрично относительно вертикальной оси-, крюки также жестко соединены с наружнь1ми„сторонами стоек, верхние концы которых связаны поперечно расположенным пальцем, установленным в их соосные отверстия. Вторая часть навесного механизма содержит выполненные на прицепной скобе шарниры, ловители крюков первой части, установленные на цапфах
40 прицепной скобы, опорный стойкй, жестко связанные с прицепной скобой и расположенные в вертикальной плоскости симметрично относительно вертикальной оси, а их верхние концы скреплены с дополнитель- 45 ным крюком.
Такая конструкция сцепного устройства позволяет агрегатировать трактор как с прицепными, так-и навесными сельскохозяйственными машйнами, т.е. делает сцеп- 50 ное устройство универсальным, что расширяет его эксплуатационные возмож- ности, На фиг.1 схематично показано предлагаемое сцепное устройство при агрегатиро.- 55 вэиии трактора . с навесной сельскохозяйственной машиной, вид сбоку; на фиг.2 — часть сцепного устройства, монтируемая на тракторе, вид сзади; на фиг.3— часть навесного механизма, монтируемая на навесной сельскохозяйственной машине, вид сзади; на фиг.4 — продольный разрез дополнительного крюка навесного механизма в сборе.
На прицепной скобе 1 выполнены цилиндрические шарниры 2 для крюков 3. На обеих концах скобы 1 надеты опорные стойки 4, соединяющие прицепную скобу 1 с дополнительным крюком 5 и одновременно являющиеся ловителями для крюков 3, Ловители 6 установлены на штифты 7, жестко закрепленные на цапфах 8. . Дополнительный крюк 5 и опорные стойки 4 прикреплены к шаровому шарниру
9 верхней тяги 10 механизма навески при помощи пальца 11. Для предотвращения их смещения по оси пальца 11 предусмотрено стопорное устройство 12 шплинтового типа.
Для предотвращения колебаний дополнительного крюка 5 вокруг продольной оси пальца 11 предусмотрены болты 13, которыми он жестко прикреплен к опорным стойкам 4.
Дополнительный крюк 5 имеет "запирающий механизм", состоящий иэ собачки 14, имеющей возможность вращения вокруг оси 15 и контактирующей при запирании поверхностью S с цилиндрической поверхностью V пальца 16, вспомогательной собачки
17, имеющей возможность вращения вокруг оси 18, пружины 19, размещенной в пазах f и ц соответственно корпуса крюка 5 и вспомогательной собачки 17, с выступающим нежестко закрепленным шариком 20.
В отверстия в верхних частях собачек 14 и 17 продеты соответственно управляющие тросики 21 и 22. Во вспомогательной собач ке 17 выполнен конусный паз f для обеспечения нормальной работы пружины 19 при колебаниях собачки 17 вокруг оси 18.
Собачки 14 и 17 имеют соответственно контактные поверхности X и Y, Z и Л Кроме того, у собачки 17 поверхность R контактирует с поверхностью W корпуса крюка 5, К основанию 23 прямоугольного сечения жестко прикреплены крюки 3, стойки, В нижней части наружные поверхности стоек жестко связаны с крюками 3. В соосные отверстия верхйих концов стоек вставлен палец 16, входящий в зацепление с крюком
5. Палец 16 удерживается от смещения вдоль своей оси стопорным устройством, состоящим иэ пальца 24 и шплинта 25. Оси крюков 3, проведенные через центры зевов крюков, наклонены относительно плоскости, перпендикулярной боковой проекции крюков, на угол a = 107, Это обеспечивает более надежное удержание цилиндрических шарниров 2 в зевах крюков 3.
1754490
Цапфы 26, жестко связанные с основа- ветствующие поверхности X u Y собачек 14 нием, предусмотрены на случай ручной и 17 входят в контакт, тем самым происхосцепки с шаровыми шарнирами 27 нижних . дит запирание пальца 16 в зеве крюка 5, тяг 28 заднего механизма навески трактора. после чего отпускается тросик 22 и собачка
От смещения относительно оси цапфы 26 5 17 под действием пружины 19 входит в коншаровой шарнир 27 предохраняется уст- такт с собачкой 14 соответствующими конройством 29. Палец 16 заменяется в этом тактными поверхностями 2 и 1. Такое случае другим пальцем (не показано) пере- положение собачки 14 (штриховая линия) менного сечения, размеры которого в сред- является промежуточным. В исходное рабоней его части соответствуют размеру 10 чееположениесобачка14возвращается пошарового шарнира 9 верхней тяги 10 меха- средством тросика 21 путем натяжения низма навески трактора, (штрих-пунктирная). В этом положении соПред агаемое сцепное устройство со- бачку 14 удерживает вспомогательная состоитиз прицепного механизма и навесного бачка 37 под действием пружины 19. механизма. Навесной механизм состоит из" 15 Использование предлагаемого сцепнодвух частей, Одна часть навесного механиз- го устройства дает возможность по сравне ма содержит шарниры 2, выполненные на нию с прототипом агрегатировать трактор с прицепной скобе 1, ловители 6 крюков 3 навесными сельскохозяйственными машидругой части, установленные на цапфах 8 нами, при этом управление процессом сцепприцепной скобы 1, стойки 4, жестко связы- 20 ки-расцепки полностью производйтся, не вающие прицепную скобу 1 с крюком 5. Дру- . выходя из кабины трактора, гая часть навесного механизма содержит Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я сснование 23, крюки 3 и стойки, жестко при- Сцепное устройство сельскохозяйсткрепленные к основанию 23 и расположен- венного агрегата, включающего трактор и ные симметрично относительно 25 сельскохозяйственную машину, по авт;св. вертикальной оси, палец 16, вставляемый в М 1409477, о т л и ч а ю щ е е с я тем что, с соосные отверстия в верхних частях стоек. целью расширения эксплуата NQHHblx возНавесной механизм работает следую- . можностей, на сельскохозяйственной мащим образом. шине установлена одна часть навесного
Для соединения трактора и сельскохо- 30 механизма, включающая основание, с котозяйственной машины трактор с опущенным рым жестко соединены расположенные задним механизмом навески подают за- симметрично относительно вертикальной дним ходом до совмещения цилиндриче-- оси крюки и стойки, причем последние расских шарниров 2 с соответствующими положены в вертикальной плоскости и их зевами крюков 3; а также до совмещения 35 верхние концы связаны поперечно располозева крюка 5 с пальцем 16. Затем механизм женным пальцем, который выполнен с вознавески поднимают до вхождения цилинд- ":можностью- взаимбдействия с зевом рических шарниров 2 в соответствующие дополнительногокрюка"другойчастинавесзевы крюков 3. Одновременно палец 16 вхо- ного механизма, которая связана-с трактодит в эев крюка 5. 40 ром и включает выполненные на прицепной
Собачка 14, вначале находящаяся в ис- скобе с возможностью, взаимодействия с ходном положении (штрих-пунктирная ли-, крюками первой части навесного механиэния, фиг.4), при контакте с входящим в .ма шарниры, а также жестко связайные с землю крюка 5 пальцем 16 отжимает нахо- прицепной скобой ловители крюков и опордящуюся с ней в контакте вспомогательную 45 ные стойки, причем последние расположе. собачку 17 и занимает рабочее положение ны в вертикальной плоскости симметрично (сплошная линия), перекрываячастьюсвоей относительно вертикальной оси и их верхрадиальной поверхности S часть открытой we концы скреплены с дополнительным поверхности V пальца 16. Собачка 17 под крюком, снабженным запирающим мехадействием пружины 19 занимает также ра- 50 ниэмом. бочее положение (сплошная линия). Соот1754490
1754490
Составитель А,Потапкин
Редактор М,Бандура Техред M.Mîðãåíòàë . Корректор А.Долинич
Заказ О55 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101