Двухдиапазонная гидромеханическая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и тяговых машин. Цель - расширение эксплуатационных возможностей за счет повышения коэффициента трансформации момента f Јutf- .i. j& . jn ias&ei:- f t 1 и среднего КПД гидромеханической передачи с разделительным дифференциалом Это достигается тем, что гидромеханическая передача , содержащая гидродинамическую машину, турбинное колесо которой соединено с выходным валом передачи, и дифференциальный механизм, одно звено которого (водило) соединено с входным валом передачи Два других звена соединены соответственно с насосным колесом гидродинамической машины и выходным валом. Гидромеханическая передача снабжена управляемой фрикционной муфтой для связи водила с входным валом и муфтой свободного хода для связи насосного колеса с входным валом. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4880940/11 (22) 06.11,90 (46) 15.08,92. Бюл. ¹ 30 (71) Тульский политехнический институт (72) Г,В. Шадский и Н,Н. Трушин (56) Петров А.В, Планетарные и гидромеханические передачи колесных и гусеничных машин. М„Машиностроение, 1966, с. 383. (54) ДВУХДИАПАЗОННАЯ ГИДРОМЕХАНИЧ ЕСКАЯ ПЕ Р ЕДАЧА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и тяговых машин. Цель — расширение эксплуатационных возможностей за счет повышения коэффициента трансформации момента
Изобретение относится преимущественно к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях самоходных транспортных и тяговых машин.
В трансмиссиях самоходных машин различного назначения широко применяются гидромеханические передачи, состоящие из последовательно соединенных гидротрансформатора и ступенчатой коробки передач.
Известна двухдиапазонная гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор, насосное колесо которого связано с входным валом, дифференциальный механизм, посредством которого турбинное колесо гидротрансформатора связано с выходным валом передачи, и две управляемые фрикционные муфты для связи выходного вала посредством первой муф„„ Д „„1754499 А1 (я)ю B 60 К 17/10, F 16 Н 47/06 и среднего КПД гидромеханической передачи е разделительным дифференциалом. Это достигается тем, что гидромеханическая передача, содержащая гидродинамическую машину, турбинное колесо которой соединено с выходным валом передачи, и дифференциальный механизм, одно звено которого (водило) соединено с входным валом передачи. Два других звена соединены соответственно с насосным колесом гидродинамической машины и выходным валом.
Гидромеханическая передача снабжена управляемой фрикционной муфтой для связи водила с входным валом и муфтой свободного хода для связи насосного колеса с входным валом. 2 ил.
С. ты с турбинным колесом, а посредством вто-; рой — с дифференциальным механизмом.
Известны двухпоточные гидромеханические передачи, содержащие гидродина- ъ мическую машину -гидротрансформатор или гидромуфту, турбинное колесо которой у соединено с выходным валом передачи, и разделительный дифференциальный механизм, одно звено которого соединено с входным валом передачи, а два других звена 0 соединены соответственно с насосным ко- 49 лесом гидродинамической машины и выходным валом.
Такая гидромеханическая передача выгодно отличается от аналогичных с разделительным дифференциалом отсутствием циркулирующей мощности, но имеет значительно меньший коэффициент трансформации крутящего момента двигателя.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей за счет повы1754499
50 шения коэффициента трансформации момента среднего КПД гидромеханической передачи с разделительным дифференциальным механизмом путем расширения степени ее регулирования введением второго режима работы однопоточного.
Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая передача, содержащая гидродинамическую машину, турбинное колесо которой соединено с выходным валом передачи, и дифференциальный механизм, одно звено которого — водило — соединено с входным валом передачи, а два других звена соединены соответственно с насосным колесом гидродинамической машины и выходным валом, снабжена управляемой фрикционной муфтой для связи водила с входным валом и муфтой свободного хода для связи насосного колеса с входным валом.
На фиг 1 представлена кинематическая схема варианта двухдиапазонной гидромеханической передачи с комплексным одноступенчатым гидротрансформатором в качестве гидродинамической машины; на фиг,2 — характер изменения КПД (g) однопоточной (кривая 1) и двухпоточной (кривая
2) йередач, а также характер изменения коэффициента трансформации (К) однопоточной (кривая 3),и двухпоточной (кривая 4) передач в зависимости от передаточного отношения передачи (|).
Гидромеханическая передача содержит входной вал 1, который посредством управляемой фрикционной муфты 2 связан с водилам 3 дифференциального механизма 4.
Коронная 5 и солнечная 6 шестерни дифференциального механизма 4 соединены соответственно с насосным колесом 7 гидротрансформатора 8 и выходным валом
9, Турбинное колесо 10 гидротрансформатора 8 соединено с выходным валом 9, э реэкторное колесо 11 через муфту свободного хода 12 — с корпусом передачи (не обозначен). Насосное колесо 7 соединено также с входным валом 1 посредством муфты 13 свободного хода.
Рассматриваемая гидромеханическая передача имеет два диапазона совместной работы с двигателей, которые соответствуют; троганию и разгону транспортного средства, На первом диапазоне передача работает как однопоточйая, фрикционная муфта 2 выключена и водило 3 отсоединено от входного вала 1; Вращение от входного вала 1 через муфту 13 свободного хода передается
35 насосному колесу 7 гидротрансформатора
8, а от него — турбинному колесу 10 и выходному валу 9, Передача при этом работает с повышенным коэффициентом трансформации момента, максимальное значение которого определяется характеристиками используемого гидротрансформатора. Коронная 5 и солнечная 6 шестерйидифференциального механизма 4 работают вхолостую, На втором диапазоне передача работает как двухпоточная с повышенным КПД, фрикционная муфта 2 npui этом включена и водило 3 соединено с входным валом 1. Крутящий момент двигателя посредством дифференциального механизма 4 разделяется на два не параллельных потока и суммируется на выходном вале 9. Так как насосное колесо 7 гидротрансформатора 8 при этом вращается быстрее входного вала 1, то муфта 13 свободного хода выключена .
Момент переключения гидромеханической передачи с одного диапазона работы на другой определяется точкой пересечения характеристик однопоточной и двухпоточной передач — точкой * на фиг.2. Управление фрикционной муфтой 2 может быть автоматизировано с помощью гидравлической системы передачи..
Рассмотренная двухдиапазонная гидромеханическая передача, совмещая в себе положительные стороны однопоточной передачи (повышение коэффициента трансформации и КПД при малых передаточных отношениях) и двухпоточной (повышение
КПД при больших передаточных отношениях), позволяет повысить КПД передачи в целом, сократить расход топлива, увеличить тяговое усилие транспортного средства.
Формула изобретения
Двухдиапазонная гидромеханическая передача, содержащая гидродинамическую машину, турбинное колесо которой соединено с выходным валом передачи, и дифференциальный механизм, одно звено которого водило — соединено с входным валом передачи, а два других звена соединены соответственно с насосным колесом гидродинамиЧеской машины и выходным валом, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей за счет повышения коэффициента трансформации момента и среднего КПД, онэ снабжена управляемой фрикционной муфтой для связи водила с входным валом и муфтой свободного хода для связи насосного колеса с входным валом.
1754499 иг, Составитель Н.Трушин
Техред М.Моргентал
Корректор М.Петрова
Редактор М.Бандура
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 2855 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5