Устройство для подъема затонувших объектов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование подъем затонувшего объекта с донной поверхности. Сущность изобретения: маркер выполнен по форме перевернутого стакана, а трос-проводник закреплен одним своим концом на маркере, а другим намотан на барабане лебедки Узел стыковки, в котором установлен маркер, закреплен на двух взаимно перпендикулярных осях для автоматического восстановления последнего в вертикальное положение . 7 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК, Ж 1754569 А1 (я)5 В 63 С 7/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕЙИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4857447/11 (22) 03.08.90 (46) 15.08.92. Бюл,N 30 (75) Б.П.Таланов (56) Авторское свидетельство СССР объекта с донной поверхности, Сущность изобретения: маркер выполнен по форме перевернутого стакана, а трос-проводник закреплен одним своим концом на маркере, а другим намотан. на барабане лебедки. Узел стыковки, в котором установлен маркер, закреплен нэ двух взаимно перпендикулярных осях для автоматического восстановления последнего в вертикальное положение, 7 ил, N 15?9845, кл. В 63 С 7/00, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ (57) Использование: подъем затонувшего и

Изобретение относится к подъемным Известно устройство подъема объектов устройствам объектов с донных поверхно- с больших глубин, включающее плавучий стей водоемов и может быть использовано подъемный кран ссиловымтросом, на конце для подьема различных объектов, преиму- . которогоимеется грузозахватныйэлементв щественно надводных судов, подводных ло- виде крюка, соединяемого с закрепленными док, в которых используется ядерная на объекте тросами, причем для подъема установка, для подъема с максимальных глу- также используются емкости, компрессоры, бин, когда доступ к объекту обычными сред- управляемые роботы с телепередачей объ- — ъ ствами из-за глубины невозможен.: екта и его взаимодействия с роботом.

Известно устройство подьемэ затойув- . Недостатками системы являются слож- (Jf ших судов, которое включает плавучий кран ная технология подъема; ограниченные воз- р с компрессором, грузоподъемный трос, можности работы с телеустановкой по подъемные емкости, которые соединяются с технологическим операциям; сложность закомпрессором. Емкости крепятся к подни-: качки воздуха, допустим на 3 км, и подсоемаемому объекту тросами и в них закачива- динения самих продуваемых емкостей ется воздух, который вытесняет воду, управляемым роботом. система приобретает псложителвнуа пла- B обоих устройствах требуется контакт ) вучесть или по крайней мере нулевую и соб- с поднимаемым объектом, а это существен- д . ственной подъемной силой либо плавучим но увеличивает время подъема обьекта с краном объект поднимается со дна íà ho- донного грунта. верхность. . - : Известно устройство для подъема затоНедостатками известного устройства . нувших объектов. содержащее груэозахватявляютсянеобходимостьиспольэованияво- ный элемент, который выполнен с долаэов и, следовательно, извлечение объ- отверстием по его оси. Указанный элемент екта с незначительной глубины; сложная способен перемещаться по тросу-проводтехнология подъема .. нику и сопрягаться с узлом стыковки на за1754569 тонувшем объекте, при этом трос закреплен одним концом на маркере, другой — на затонувшем объекте. Грузозахватное устройство выполнено с элементами плавучести и съемным балластом, Недостатки известного устройства следующие. Узел стыковки и грузозахватный элемент могут не совпадать своими сопрягаемыми поверхностями, так как судно вообще может перевернуться; выполнение

10 маркера не обеспечивает надежное автоматическое отделение его от объекта, а сам он

:,;-меет черезмерную массу, так как должен :.ыдерживать давление, допустим 500 ати (ООО); выполнение узла стыковки не обес- 15 печивает надежного сопряжения с грузозахватным элементом; размещение троса не обеспечивает его надежную подачу при движении маркера; использование плавучести съемного балласта грузозахватного уст- 20 ройства увеличивает время применения устройства; отсутствует возможность автоматического срабатывания системы при аварийной ситуации.

Указанные недостатки снижают зффек- 25 тивность работы устройства и увеличивают время его использования, что является основным фактором при спасении судна и эки г1ажа, На фиг, 1 и 2 изображен затонувший 30 объект(подводная лодка) на донном грунте и любое возможное его положение с приемными устройствами; на фиг, 3 - разрез узла стыковки по оси: на фиг, 4 — то же, фрагмент с разрезом; на фиг, 5 — соединение узла 35 стыковки с грузозахватным элементом; на фиг. 6 — схема крепления узла стыковки к судну; на фиг. 7 — вид сверху на узел стыковки.

Устройство для подъема затонувших 40 объектов 1 содержит узел стыковки 2, которым судно оснащается при его постройке.

Узел стыковки 2 содержит корпус 3 с поворотной осью 4, которая размещена выше центра тяжести "ЦТ". Корпус 3 в верхней 45 части имеет цилиндрическую полость в форме стакана 5 и.стойку 6. На стойке 6 подвижно установлен маркер 7, к.дну которого подсоединен направляющий трос — проводник 8. Направляющий трос 8 через ролики 50

9, 10 соединен с барабаном 11, на который он намотан и закреплен. Барабан 11 свободно вращаетсл на оси 12. В корпусе 3 расположен источник высокого давления 13 с газом, давление в котором больше пре- 55 дельного давления, соответствующего глубине акватория.

Для надводного судна это давление может быть меньше и зависит от его использоь": Йия.

8 корпусе 3 размещен источник питания (не показан), управляемый им клапан

14. Подключение электрического питания осуществляется датчиком давления 15 с уставками на максимально допустимое давление при погружении судна при аварии. На цилиндрической поверхности стакана 5 корпуса 3 установлены не менее трех защелок

16, которые могут поворачиваться на оси 17 и удерживаться в выступающем положении пружинами 18. Магистраль 19 соединена с внутренней полостью маркера 7, Маркер 7 соединен подвижно через уплотнение 20 со стойкой 6, Сверху корпус закрыт крышкой 21 с отeeðñTèåM 22 в верхней части для выхода воздуха, когда устройство используется на подводной лодке, Ось 4 крепится на обойме

23, которая сама установлена на осях 24.

Оси 24 закреплены. в кронштейн 25, Кронштейн крепитсл к судну 1 за его габаритом, как показано на фиг. 6.

Крепление необходимо производить в наиболее усиленных местах судна 1, например, где находятся перегородки, разделяющие отсеки.

Именно в этих местах судно имеет лучшие условия приложения нагрузки, Грузозахватный элемент 26, который соединен с силовым тросом 27, имеет отверстие 28 по оси и кольцевой вырез 29, Центр тлжести грузозахватного элемента 26 должен быть расположен по оси крепления троса 27. Это обеспечивается полостью 30.

Торцы полости осей 4, 12 клапана 14, магис-;рали 19 герметично отделены от внешней среды.

Маркер 7 имеет два обратных встречно включенных клапана 31 и 32 и компенсирующий сильфон 33, который соединен с замкнутой полостью, заполненной антикоррозионной жидкостью, например маслом, При установке узла стыковки 2 на судно через обратный клапан 31 вся полость на месте заполняется маслом машинйым (может быть и другая жидкость, которая является антикоррозионной), воздух стравливаетсл через обратный клапан 32, по его выходу судят о степени заполнения, затем оба обратных клапана 31 и 32 заглушаются.

Компенсатор 33 служит для того, чтобы избежать неконтролируемое смещение маркера 7 из-за температурных расширений как на поверхности, так и при погружении судна. Уплотнение маркера 7 выполняется из резинового кольца и является стандартным.

Жидкость в образовавшейся замкнутой полости обеспечивае1 сохранность всех комплектующих частей от окисления и от разрушения при погружении, так как зта

1754569 жидкость выравнивает внутреннее и внешнее давление. Из-за своей несжимаемости

Маркер 7 поднимается на поверхность водоема. Маркер 7 может иметь радиомаяк, сигналы с которого могут быть сразу же зарегистрированы и плавучий кран быстро доставлен к месту аварии.

Если авария лодки произошла не на

30 предельной глубине, то возможно прямое включение клапана 14 из самой лодки (подсоединение не показано).

Подвод питания может быть дублиро35 ван. Это можно осуществить путем герметичного ввода во внутреннюю полость и оформлении кабелем по несколько оборотов вокруг каждой оси 4 и 24. Это обеспечит целостность эл, подвода при нескольких оборотах всей системы при хаотичном дви- 40 жении терпящего аварию судна. Индивидуальное питание разового срабатывания должно остаться, так как это гарантирует срабатывание при обрыве кабеля и повышает надежность. 45

Плавучий кран поднимает на борт маркер 7 с тросом 8, который вытягивается до крепления на барабане 11.

Трос 8 пропускается через отверстие 28 груэозахватного элемента 28 и выбирается до допустимого натяжения. Удерживают его на эластичном конце, чтобы не оборвать при подъеме крана от волны. Затем грузозахватный элемент 26 опускается по тросу 8.

Грузозахватный элемент 26 при своем движении отжимает защелки 16 и они запа50

55 незначительное изменение объема компенсируется сильфоном 31.

Устройство работает следующим обра- 5 зом (рассматриваем по отношению к подводной лодке, далее лодка).

Если лодка попадает в аварийную ситуацию и опускается ниже допустимой глубины, то срабатывает датчик давления 15; 10 включается клапан, газ под давлением начи- нает поступать от источника высокого давления 13 в полость маркера 7, Положение узла стыковки 2 будет всегда вертикально расположено, так как он мо- 15 жет поворачиваться на осях 24 и 4, Поворот возможен на 360, Углы а,P— зоны перекрытия обоймой 23 и кронштейном 25.

Жидкость иэ маркера 7 начинает вытес- 20 няться и будет возникать подъемная сила, маркер 7 начнет подниматься с крышкой 22, за маркером 7 вытягивается трос 8, барабан

11 начинает вращаться на оси 12, дают в кольцевой вырез 29. Таких подсоединений может быть несколько.

Далее кран поднимает лодку за силовые тросы 27.

Узел стыковки 2 желательно разместить вне контура лодки, чтобы оно не перекрылось. самим корпусом лодки или перекрылись бы только часть таких приемных устройств.

В носовой и кормовой части лодки вообще не произойдет перекрытия. По габаритам узел стыковки невелик, поэтому его влияние на мореходные качества будет незначительными, но он может быть прикрыт обтекаемой шторкой на носовой части.

Очевидно, более рациональным будет разработать ряд устройств в зависимости от акватории, в которой используется судно.

Предлагаемое устройство должно устанавливаться как на вновь вводимых в строй подводных лодках (и подводных судах), а также и на действующих судах.

Формула изобретения

Устройство для подъема затонувших обьектов, содержащее грузозахватный элемент, выполненный с осевым продольным отверстием для перемещения по тросу-проводнику с возможностью взаимодействия с закрепленным на затонувшем объекте узлом стыковки, с которым соединен один гонец троса-проводника. другой конец которого соединен с маркером, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности работы путем сокращения времени подьема, узел стыковки поворотно установлен на двух взаимно перпендикулярных осях, при этом в нижней части этого узла установлен барабан с намотанным на нем одним концом троса-проводника, а верхняя часть узла стыковки выполнена по форме стакана, внутренняя поверхйость которого выполнена с подпружиненными защелками, установленными с возмо.кностью их взаимодействия с ответным кольцевым вырезом, выполненным на внешней поверхности грузозахватного элемента, причем в стаканообразной полости верхней части узла стыковки установлен с возможно- стью отделения упомянутый маркер, который выполнен по форме перевернутого стакана, днище которого связано с другим концом троса-проводника, полость которого заполнена антикоррозионной жидкостью и магистрально сообщена через управляемый посредством датчика давления клапан с источником высокого давления, которым снабжено устройство.

1754569

1754569

Составитель Б,Таланов

Редактор О,Спесивых Техред М.Моргентал Корректор Н.Тупица

Заказ 2869 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101