Транспортный комплекс кашеварова ю.б. для транспортировки груза через плотину
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в области транспорта и касается устройства для перегрузки лихтеров через плотины и погрузки их на железнодорожный и водный транспорт. Сущность изобретения: транспортный комплекс содержит нижнюю 1 и верхнюю 4 шлюзовые камеры, соединенные рельсовым путем 26 для размещения мостового радиального крана 7. Для крана 7 имеется противовес 36 переменной массы. Перекрытие всего комплекса обеспечено теплозащитным куполом 11. Вода из противовеса 36 поступает для выработки электроэнергии для нужд комплекса в гидротурбину 55. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (1) ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ
1 (21) 4844211/11 (22) 24.05.90 (46} 15,08.92. Бюл. N 30 (75) Ю.б, Кашеваров (56) Авторское свидетельство СССР
hb 1242584, кл. Е 02 С 1/00, 1984. (54) ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС КАШЕВАРОВА Ю.Б. ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ
ГРУЗА ЧЕРЕЗ ПЛОТИНУ (57) Использование; в области транспорта и касается устройства для перегрузки лихтеИзобретение относится к транспорту, а именно к устройствам для перегрузки грузов, в том числе в лихтерах, через плотины и погрузки их на железнодорожный и водный транспорт.
Изобретение направлено на решение транспортных проблем Северных районов, а именно круглогодичной навигации речного флота в условиях Севера. например, Сибири, где огромные водохранйлища, особенно на Енисее и его притоках отделены друг от друга труднопреодолимыми для речного транспорта высотными плотинами.
Попытка преодоления высотной плотины
Красноярского водохранилища с помощью специального судоподъемника оказалась неудачной и непригодной для круглогодичной эксплуатации речного флота.
Известна установка для механизированной загрузки судов грузами, содержащая передвижной по рельсам портал, на котором шарнирно закреплена. конвейерная стрела.
Известно также устройство для перегрузки с судов крупных грузовых емкостей, (sl)s В 65 G67/60,,Е 02 С 1/00 ров через плотины и погрузки их на железнодорожный и водный транспорт, Сущность изобретения: транспортный комплекс содержит нижнюю 1 и верхнюю 4 шлюзовые камеры, соединенные рельсовым путем 26 для размещения мостового радиального крана 7. Для крана 7 имеется противовес 36 переменной массы. Перекрытие acего комплекса обеспечено теплозащитным куполом
11. Вода из противовеса 36 поступает для выработки электроэнергии для нужд комплекса в гидротурбину 55. 3 з,п. ф-лы, 8 ил. включающее перегрузочную эстакаду с грузовыми тележками, установленную на береговой черте и в зоне разгрузки судна.
Устройство снабжено шлюзовой камерой, установленной в зоне разгрузки судна под эстакадой. Но эти устройства не предназначены для транспортировки грузов через плотины, Наиболее близким к предлагаемому является транспортный комплекс по транспортировке грузов судами через плотину высоконапорных гидроузлов. содержащий верхний и нижний шлюзы при верхнем и нижнем водохранилищах.
Это устройство в зимних условиях Сибири будет иметЬ низкую производительность труда, требует высокие энергозатраты и не предусматривает перегрузку грузов иэ суд на на железнодорожные платформы, на другое судно или склад.
Цель изобретения — повышение производительности комплекса.
Поставленная цель достигается тем, что в транспортном комплексе, содержащем верхнюю и нижнюю шлюзовые камеры и
1754603
На фиг.1 показан транспортный комп- 30
45
50 средство для передачи грузов через плотину, последнее выполнено в виде мостового крана, включающего ферму с противовесом переменной массы, полиспастом и подвеской, установленную на дугообразном рельсовом пути, смонтированном над плотиной и соединяющем указанные камеры, а комплекс снабжен рельсовым путем, проложенным по верхнему торцу плотины под дугообразным рельсовым путем, при этом противовес переменной массы размещен в колодце, выполненном в плотине, с воэможностью вертикального перемещения, а тросы мостового крана закреплены одними концами на плотине, а другими — на подвеске и пропущены через блок, которым снабжен противовес переменной массы, Верхняя камера снабжена устройством разворота судна, а весь комплекс закрыт общим теплозащитным куполом. Один конец фермы мостового крана размещен на дугообразном рельсовом пути, а другой конец фермы установлен с возможностью поворота на опорном выступе плотины, При этом противовес выполнен в виде емкости с трубопроводами подачи и слива воды, а под ним размещена гидротурбина с генератором, сообщенная со сливным трубопроводом. лекс по перегрузке лихтеров через плотину, разрез; на фиг,2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг.3 — левая часть фермы; на фиг,4 — правая часть фермы крана в увеличенном виде; на фиг.5 — вид Б на фиг.3; на фиг,б — вид В на фиг.4; на фиг.7 — разрез вертикальной плоскости противовеса; на фиг,8 — сеченис à — Г на фиг,7, Комплекс состоит из нижней шлюзовой камеры 1, находящейся на нижнем водохранилище 2, предназначенной для приема судна-лихтеровоза 3, верхней шлюзовой камеры 4, находящейся на верхнем водохранилище 5 и предназначенной для приема судна 6 (например, полупогруженного ледокола), радиального мостового крана 7 и железнодорожной станции 8 с двухпутными железнодорожными платформами 9 на двухпутных железнодорожных рельсовых путях 10, проложенных по верхнему торцу плотину. Все сооружения комплекса закрыты теплозащитным куполом 11, в котором поддерживается положительная температура, необходимая для работы комплекса в зимних условиях Сибири и Крайнего Севера. Шлюзовая камера 1 имеет шлюзовую заслонку 12, отделяющую камеру от нижнего водохранилища 2, с противовесом 13 и блоком 14, На торцовой стенке шлюза 1 размещен амортизатор 15, амортизирую5
25 щий удар судна о стенку камеры 1. Камера 1 оснащена лебедками 16, с помощью которых открываются створки 17 грузового люка судна 3. Со шлюзовой камерой 1 соединен шахтный колодец 18, через который с помощью тросов 19 по направляющим 20 к мостовому радиальному крану 7 производится подъем (опускание) лихтеров 21 из судна 3 и их перегрузка через плотину 22.
Верх шахтного колодца 18 расположен на одном уровне с верхом плотины 22, образуя площадку железнодорожной станции 8 и основание купола 11, На железнодорожной станции 8 имеется склад лихтеров 23, Мостовой радиальный кран 7 состоит из фермы
24, которая одним концом перемещается колесными катками 25 по дугообразному рельсовому пути 26. а другим концом опирается на подшипник 27 втулки 28 опорного выступа 29 плотины 22.
На ферме установлены два колеса 30 лебедок, вращаемых электродвигателем 31 через приводные шестерни 32 и одно двойное колесо 33 лебедки, вращаемое электродвигателем 34 через приводные шестерни 35.
С целью уменьшения электрических затрат и мощностей электродвигателей 31 и 34 при перегрузке лихтеров через плотину 22 транспортный комплекс имеет противовес
36 переменной массы, представляющий собой емкость 37, заполненную водой из верхнего водохранилища 5 через верхнюю основную трубу 38 с заслонкой 39 и электродвигателем, от которой перед заслонкой
39 отходит дополнительная труба 40 со своей заслонкой и электродвигателем (не показаны), противоположный конец трубы
38 забирает воду со дна водохранилища, благодаря чему она зимой препятствует замерзанию воды в емкости 37 и при дальнейшем ее спуске в шлюз 1 и из него в нижнее водохранилище, так как имеет температуру
+40С
Противовес 36 имеет блок 41, через который проходят два троса 19, одни концы 42 которых закреплены на плотине 22, а другие концы 43 на подвеске-раме 44 автоматического крепления лихтера 21. Блок 41 может вращаться в подшипниках кронштейна
45. жестко соединенных с корпусом 36 емкости 37.
На дне емкости 37 имеется патрубок 46 сливного отверстия, перекрываемого заслонкой 47, управление которой производится с помощью электромотора 48. Перемещение противовеса 36 производится в колодце 49 по двум рельсам 50 с помощью четырех колес 51.
5 1754603 6
В се лебедки и блок 41 имеюттормозные ной станции 8. Противовес 36 при этом опуустройства, которые при одновременном скается в колодец 49. Мостовой радиальный т осов 1 и включении могут застопорить движение кран поворачивается вокр г с и тросов 9 при любом уровне заполнения 28, перенося лихтер 2 1 в разгрузочную по44. водой емкости 37 и величине груза на раме 5 зицию. При этом возмож жны три варианта разгрузки: либо на железнодорожные
С целью увеличения прочностных ха- платформы 8, либо в трюм судна 6, либо на рактеристик и снижения массы емкости 37 склад 3, стержнями 52. ее противоположные стенки стягиваются В это время в емкости 37 тк ости открывается
10 заслонка 47 и через патрубок 46 выливается .
В нижней части колодца 49, в котором вода в бассейн 53, а йз него через трубу 54, помещается противовес 36, находится водо- вращая гидротурбину 55 с электромотором приемный бассейн 53, от дна которого про- 56, вода поступает в шлюз 1 и из него в ложена в шлюзовую камеру 1 и далее в водохранилище 2, При этом электрогенеранижнее водохранилище 2 водоводная труба 15 тор 56 вырабатывает электроэнергию, кото5 с установленной в ней гидротурбиной 55, рая поступает в аккумулято 57. в р ратор 56, ращающеи при спуске воды электрогене- С помощью лебедок 30 и 33 к и мостового крана 7 лихтер 21 опускается на место его
Во время работы электрогенератор за- перегрузки (по одному из вариантов), рама ряжает аккумуляторы 57„питающие электро- 20 44 отсоединяется от лйхтера 21 и поднимаэнергией электродвигатели транспортного ется лебедками 30 и 33 в верхнее положе-. ком и л е кса. ние, а радиальный кран 7 устанавливается
Камера 4 верхнего водохранилища 5 под шахтным колодцеМ18. Рама 44опускапредназначена для приема судна 6. Она ется заследующим Лихтером21втрюмсудимеет шлюзовую входную заслонку.58 с 25 на 3, а противовес 36 поднимается в противовесом 59 и блоком 60 для входа верхнее положение, заслонка 47 патрубка судна 6 в шлюз и выходную шлюзовую за- 46закрывается, Послезахватарамой44очеслонку 61 с противовесом 59 и блоком 60 редного лихтера 21 емкость 37 противовеса для выхода из камеры 4 судна 6 после его 36 заполняется водой и кран готов к подьразгрузки (погрузки). По наружному краю 30 ему этого лихтера. Далее процесс повторякамеры (шлюза) 4 проложены кольцевые ется. рельсы 62, по которым движется электровоз После разгрузки судна 3 заслонка 12
63 и установлены лебедки 64 с натяжными поднимается и судно 3 выходит в об рейс, Транспортный перегрузочный комп- 35 . В случаеперегрузкилихтеров21изсудлекс имеет здание 66 управления АСУ-67, на 6 в судно 3 процесс происходит в обраткотельную 68, хранилище дизельного топ- ном порядке. Возможен и встречный лива 69, стену с арочным пролетом 70 над процесс перегрузки грузов из судна в судно .шлюзом 4 и трубу 71, идущую от трубы 38 в и на железную дорогу. Наличие площадки шлюз 4. 40 накопления — склада 23 лихтеров 21 позвоКомплекс работает следующим обра- ляетпроводить работы иприотсутствииодного из судов, 2
При перегрузке лихтеров через плотину Загруженное судно 6 разворачиваетс
2 снизу из шлюза 1 в шлюз 4 с судна 3 на лебедками 64 и электровозом 63, который я судно 6 судно 3 подходит к заслонке 12, 45 движется по кольцевым рельсам 62(разверкоторая поднимается, и судно 3 заходит в нутое положение судна 6 показано пунктишлюзовую камеру 1. Удар судна 3 о стенку ром на фиг,1) и выходит из шлюзовой камеры 1 смягчается амортизатором 15. камеры 4 при поднятой заслонке 61 в верхПосле остановки судна задвижка 12 опуска- нее водохранилище 5. . ется лебедками 16. Открываются створки 17 50 Работа комплекса может происходить в грузового люка судна 3 и лихтер 21 автома- автоматическом режиме при помощи систетически захватывается. рамой 44. Через мы АСУ, конструкция которой в данной затрубу, открытием заслонки 39, в емкость 37 явке не рассматривается.противовеса 36 подается вода из верхнего Задвижка трубы 40 открывается преводохранилища 5. Количество воды опре- 55 имущественно зимой во время перерывов в деляется массой лихтера. Далее совмест- работе противовеса по наполнении его емным воздействием противовеса 36 и кости37водойисбросаэтойводывбассейн лебедок 30 и 33 лихтер 21 поднимается 53, Цель пропуска воды через трубу 40 не вверх по направляющим 20 шахтного колод- только (и не столько) в увеличении выработца 18 на уровень площадки железнодорож- .ки электроэнергии, расход которой увеличи1754603 вается в зимнее время, но и в уменьшении толщины льда перед шлюзом 1 нижнего водохранилища до 0.1-0,2 метра с таким расчетом, чтобы судно 3 могло выйти из шлюза 1 задним ходом и развернуться для движе- 5 ния в обратном направлении, Выход из шлюза 1 обеспечивается созданием зазора в 0.2-0,3 м между дном и заслонкой 12 ее подьемом, В зимнее время периодически откры вается также заслонка трубы 71 10 и на это время включается электродвигатель с гидротурбиной типа гребного винта (не показаны) для подачи донной воды водохранилища с температурой-в +4 С, которая предотвратит замерзание воды в 15 шлюзе 4.
Большой народнохозяйствейный эффект предлагаемого комплекса достигается за счет возможности его круглогодичной эксплуатации, за счет размещения всех устройств 20 комплекса в закрытом помещении с поддер- " жанием в нем положительных температур в зимнее время. Кроме того, возможность эксплуатации комплекса вне зависимости от метеорологических и климатических ус- 25 ловий и работа обслуживающего персонала и механизмов в комфортных условиях содействует повышению производительности . труда, лучшей технике безопасности и сохранйости оборудования. 30
Преймуществом данного комплекса является энергосберегающая технология производс гва работ, позволяющая существенно снизить стоимость работ и энергозатраты.
Дополнительным преимуществом явля- 35 ется низкая металлоемкость комплекса, отнесенная к тонне перегружаемого груЯа, по сравнению с известными устройствами.
Формула изобретения 40
1. Трайспортный комплекс для транспортировки груза через плотину, содержащий верхнюю и нижнюю шлюзовые камеры и средство для передачи груза через плотину, отличающийся тем, что, с целью 45
77 повышения производительности, средство для передачи груза выполнено в виде мостового крана. включающего ферму с противовесом переменной массы с блоком, тросами и подвеской для захвата груза, установленную на дугообразном рельсовом пути, смонтированном над плотиной и соединяющем указанные камеры, а комплекс снабжен рельсовыми путями, проложенными по верхнему торцу плотины под дугообразным рельсовым путем, причем противовес переменной массы размещен в колодце, выполненном на склоне боковой поверхности плотины с возможностью вертикального перемещения, при этом укаэанные тросы закреплены одними концами на плотине, а другие их концы пропущены через блок противовеса переменной массы и закреплены на подвеске для захвата груза.
2. Комплекс по п,1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что противовес переменной массы выполнен в виде емкости с трубопроводами подачи и слива воды, причем он снабжен установленной под ним гидротурбиной с генератором, сообщенной со сливным трубопроводом, а верхняя камера снабжена устройством разворота транспортируемого груза, причем мостовой кран с противовесом и камеры перекрыты теплозащитным куполом.
3. Комплекс поп.1,отл ича ю щийс я тем, что ферма мостового крана одним концом размещена на дугообразном рельсовом пути, а другим концом установлена на опорном выступе, выполненном на плотине с возможностью поворота вокруг этого опорного выступа.
4. Комплекспоп,1,отлича ющийс я тем, что трубопровод подачи воды в полость противовеса переменной массы выполнен с заслонкой, а в дне противовеса выполнен патрубок слива воды, сообщенный с гидротурбиной.
69 10 11
1754603
1754603
1754603
Фиг. 4
Вид б
1754603
1754603
Составитель Г. Луценко
Техред М.Моргентал Корректор Н ТУ ица едакгор Н, Шитев
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5