Способ переработки бензиновых фракций

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование повышение октанового числа бензиновых фракций, нефтепереработка Сущность изобретения: разделение исходного бензина ректификацией на нестабильную головную прямогонную фракцию н к - 62°С и кубовый остаток, направляемый на цеоформинг при 300- 480°С и давлении 1-4 МПа Катализат направляют в стабилизационную колонну, с верха которой отбирают фракцию сжиженных газов в виде бокового погона - высокооктановый стабильный бензин, а с низа выводят в качестве остатка перегонки керосиновую фракцию При этом нестабильную головную фракцию подают в сечение стабилизационной колонны выше уровня вывода бокового погона, но ниже уровня подачи острого орошения. В результате достигается снижение энергетических затрат 1 табл 1 ил сл

СОВХОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК. (si)s С 10 6 11/00, С 07 С 4/06

ГОСУДАРСТВЕ ННЪ|Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4838383/04 (22) 11.06,90 (46) 15,08.92. Бюл. N 30 (71) Грозненский нефтяной научно-исследовательский институт и Грозненский нефтяной институт (учебн,) (72) И.Г.Горин, Л.Б,Головащенко, Г,В.Тараканов, В.А.Морозов и Н.Х.Роговская (56) Гриценко А,M. Газовая промышленность, 1981, N. 1, с. 8 — 9.

Смидович Е,В. Технология переработки нефти и газа. — М., Химия, 1989, ч. 11, с.

194 †2, Агабалян Л,Г. и др. Химия и технология топлив и масел. 1988, N5, с.6-7, (54) СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ (57) Использование. повышение октанового числа бензиновых фракций, нефтеперераИзобретение относится к способам пе-. реработки бензиновых фракций, выделенных из нефтей и газовых конденсатов с целью получения выскооктановых бензинов, и может найти применение на нефтеперерабатывающих и нефтехимйческих предприятиях, а также нефтеперерабатывающих установках нефтегазоп ромыслов.

Известен способ переработки бензиновых фракций, по которому из газового конденсата наряду с основным продуктом— дизельным топливом получают бензиновые фракции н. к.— 100 С и выше, используемые в качестве топлива для карбюраторных двигателей. "

Недостатком этого способа является низкое октановое число полученных бензиновых фракций, пониженное содержание легких (пусковых фракций) и их существен„„Я2„„1754763 А1

2 ботка. Сущность изобретения: разделение исходного бензина ректификацией на нестабильную головную прямогонную фракцию н.к, — 62 С и кубовый остаток, направляемый йа цеоформинг при 300—

480"С и давлении 1 — 4 МПа, Катализат направляют в стабилизационную колонну, с верха которой отбирают фракцию сжиженных газов в виде бокового погона — высокооктановый стабильный бензин, а с низа выводят в качестве остатка перегонки керосиновую фракцию. При этом нестабильную головную фракцию подают в сечение стабилизационной колонны выше уровня вывода бокового погона, но ниже уровня подачи острого орошения, В результате достигается снижение энергетических затрат. 1 табл., 1 ил. ное отличйе от товарных автомобильных бензинов по химическому составу.

Известен также способ переработки бензиновых фракцйй, по которому прямогонный бензин ректификацией разделяют на фракции н,к.— 85 и 85 — 100 С. Вторую фракцию подвергают глубокой гидроочистке и каталитическому риформированию в среде водородсодержащего газа с целью повышения ее октанового числа, Полученный риформат смешивают с первой фракцией и получают товарный высокооктановый бензин.

Недостатком этого способа является то, «то повышение октанового числа фракции

85 — 180 С проводится в присутствии циркулирующего водородсодержащего газа под давлением 1,5 — 4,0 МПа, что значительно повышает эксплуатацлонные затраты на про-. цесс.

1754763

35

Кроме того. смешение стабильной ри формированной фракции 85-180 С с нестабильной фракцией н,к.— 85 С приводит к снижению давления насыщенных паров товарного бензина и к большим потерям его 5 при хранении и потреблении, Наиболее близким к предлагаемому техническим решением, принятым за прототип, является способ переработки бензиновых фракций, по которому выделенная из 10 газового конденсата бензиновая фракция н,к,-140 С или н,к.— 170 С разделяется в ректификационной колонне на нестабильггую головную фракцию н.к.— 58 С (н.к,—

62 С) и остаточную фракцию 58 — 140 С 15 (62-170 C). Последнюго после нагрева и испарения подвергают цеоформингу в реакторе циклического действия, Катализат цеоформинга подвергают стабилизации и ректификации с получением углеводородного газа, целевой бензиновой фракции и компонента керосиновой фракции.

Недостатком этого способа является то, что нестабйльная головная фракция н.к.—

58 С (н,к.-62 С), имея сравнительно высокое октановое число, либо не смешивается с целевой бейэиновой фракцией, либо смешивается с ней без предварительной стабилизации, что приводит к потерям при хранении и применении. Кроме того, данный способ характеризуется низкой эффективнастьго, выражающейся в повыцгенных затратах на" конденсацию и охлаждение острого орошения стабилизационной колонны.

Цель изобретения — разработка такого способа, который позволил бы снизить потери конечной бензиновой фракции, а также повысить эффективность процесса эа счет сокращения энергетических затрат на конденсацию и охлаждение острого орошения стабилизационной колонны, Поставленная цель достигается тем, что сконденсированную нестабильную головную прямогонную фракци о н,к.-62 С, полученную при ректификации исходного бензина с концом кипения 140 С (170 C), без предварительного нагрева направляют в стабилизационную колонну катализата цеоформинга в пространство между выводом стабильной бензиновой фракции и вводом острого орошения, Сущность предлагаемого способа поясняется чертежом, где 1 — сырьевая бензиновая фракция; 2 — теплообменник; 3— ректификацианная колонна; 4 — пары нестабильнои головной прямогонной фракции;

5,17 — коггденсаторы-холодильники; 6,18— газосепараторы; 7,19-углеводородный газ;

8 20 — острое орошение; 9 — нестабильная головная прямогонная фракция; 10 — стабилизационная колонна; 11 — целевая бензиновая фракция; 12 — сырье процесса цеоформинга; 13 — трубчатая печь; 14 — реактор цеоформинга; 15 — катализат; 16— головка сжиженных газов; 21 — остаток(компонент керосина).

Способ осуществляется следующим образом, Сырьевую бензиновую фракцию 1 нагревают в теплообменнике 2 и подагот в ректификационную колонну 3, С верха ректификационной колонны 3 выводят пары нестабильной головной фракции 4, которые конденсируют в конденсаторе-холодильнике 5 и подают в газосепаратор 6. Из газосепаратора 6 выводят углеводородный газ 7 и нестабильную головную прямогонную фракцию 9, направляемую беэ нагрева в стабилизационнуго колонну 10 в простраг-гство ме>кду выводом целевой бензиновой фракции 11 и вводом острого орошения 20.

Часть фракции 9 в виде острого орошения .8 возвращается в ректификационную колонну 3. С низа ректификационной колонны 3 выводят сырье процесса цеоформинга

12, которое нагревают и испаряют в трубчатой печи 13 и подают в адин из реакторов цеоформинг, работающих в цикле реакция — регенерация катализатора.

Из реактора цеоформинга 14 катализат направляют в стабилизационную колонну

10, С верха стабилизационной колонны 10 выводят в паровой фазе головку сжиженных газов 16, которую конденсируют в конденсаторе-холодильнике 17 и подают в газосепаратор 18, Из газосепаратора 18 выводят углеводородный газ 19, содержащий примеси водорода, полученного в реакторе цеоформинга 14, и головку сжиженных газов 16, часть которой в виде острого орошения 20 подают в стабилизационную колонну 10. С низа стабилизационной колонны 10 выводят остаток 21, который может являться компонентом керосиновых фракций.

Таким образом, по предложенному способу нестабильную головну о прямогонную фракцию пода от без нагрева в стабилизационную колонну D пространство между выводом целевой бензиновой фракции и вводом острого орошения.

Пример, На установке переработки бензиновых фракций мощностью 19,6 тыс. т/год сырьевую бензиновую фракцию разделяют в ректификационной колонне на нестабильнуго головную прямогонную фракцию н.к.-б2 С в количестве 0,74 т/ч и остаточнуга фракцию 62-170 С вЂ” сырье процесса цеоформийга в количестве 1,98 т/ч.

1754763

Фракция 62-170"С содер>кит, мас,",,; ))алканов 22. изо-алканов 19, циклоалканов

51 и аренов 8. Октановое число фракции по моторному и исследовательскому методам составляет 56 и 61,2 пунктов соответственно, . Сырье процесса цеоформинга нагревают в трубчатой печи и подают в реактор, В реакторе цеоформинга в присутствиитаблетированного ВК-цеолитного катализатора при давлении 2,0 МПа, обьемной скорости подачи сырья 2 ч, температуре на входе в реактор 420 С происходит каталитическое превращение углеводородов. За счет эндотермического эффекта на выходе из реактораа темп е ра тура с н ижа ется до 350" С.

Продукты реакции содержат, мас. : и-алканы Сг-C435, изо-алканы С +в 13, цикланы 27 и арены 25, Далее продукты реакции охлаждают в теплообменнике до 212 С и направляют в стабилизационную колонну, куда в пространство между выводом целевой бензиновой фракции и вводом острого ороше ния поступает также сконденсированная нестабильная головная прямогонная фракция н,к.— 62 С при температуре 35 С, где она стабилизируется и одновременно выполняет роль орошения. С верха стабилизационной колонны выводят углеводородный газ (0,78 тч) и головку сжиженных газов (0,06 т/ч), иэ средней части— целевую бензиновую фракцию (высокооктановый компонент бензина с октановым чис- лом по моторному и исследовательскому методам — 85,1 и 94 пункта соответственно) в количестве 1,77т /ч, а с низа отбирают остаток в количестве 0,1 т/ч.

Основные показатели работы установки переработки бензиновых фракций по . предлагаемому и известному (прототип) способам приведены в таблице.

Изданныхтаблицы следует,что описанный способ позволяет сократить потери от испарения бензина при его хранении на

468 т/год путем стабилизации нестабильной головной прямогонной фракции н,к.— .

62 С совместно со стабилизацией и ректификацией катализата цеоформинга; повысить эффективность процесса эа счет уменьшения кратности острого орошения в стабилизационной колонне и, как следствие, сократить затраты на конденсацию и

5 охла>кде»ие этого орошения.

Ориентировочный экономический эффект от внедрения заявляемого способа на установке переработки бензиновых фракций мощностью 19,6 тыс.т./год в сравнении

10 с прототипом, где не предусмотрена совместная стабилизация нестабильной головной прямогонной фракции н.к.-62 С с катализатом цеоформинга, состав:г 33 тыс.руб в год.

При этом за счеЪ сокращения потерь авто15 бензина А — 76 от его испарения экономия составляет 15 тыс.руб, 18 тыс. руб, — за счет уменьшения затрат на конденсацию и охлаждение острого орошения стабилизационной колонны.

Формула изобретения

Способ переработки бензиновых фракций разделением исходного бензина в рек25 тификационной колонне на нестабильную головную фракцию н.к.— 62 С, часть которой подают на верх колоннй"й качестве острого орошения, и кубовый остаток, направляемый после нагревания и испарения на цео30 фо рми н г при температуре 300-480 С и давлении 1-4 МПа, с последующей стабилизацией полученного катализата в стабилизационной колонне путем отбора с верха колонны газа стабилизации и фракции сжи35 женных газов, частично используемой в качестве острого орошенйя на верху колонны, а также с получением в виде бокового погона высокооктановой фракции стабильного бензина и выводом с низа колонны остатка

40 перегонки как компонейта керосинов, о тл и ч а.ю шийся тем, что, с целью сокращения потерь бензина и снижения энергетических затрат при конденсации газов и охлаждении кондейсата, гбловйую фракцию

45 н,к.-62 C подают в промежуточное сечение стабилизационной колонны между вводом острого орошения и выводом стабильной бензиновой фракции.

1754763

Основные показатели работы установки переработки бензиновых фракций

Показатели

Производительность установки по сырьевой бензиновой фракции: тыс.т/год т/ч

Получено (с учетом потерь), т/ч:

Нестабильная головная прямогонна фракция н,к. — 62 С

Сырье процесса цеоформинга

Катализат реактора цеоформинга

Углеводородный газ

Головка сжиженных газов

Целевая бензиновая фракция (высок октановый компонент бензина)

Остаток (компонент керосина)

Товарный бензин А — 76

Товарный бензин А — 76 с учетом потерь от испарения

Потери бензина от испарения при хранении, т/год

Давление, МПа: верха ректификационной колоннь в реакторе цеоформинга верха стабилизационной колонны

Температура, С: в ректификационной колонне: верха входа сырья низа в реакторе цеоформинга в стабилизационной колонне: верха входа нестабильной гoftoBHoA прям гонной фракций входа катализата вывода целевой бензиновой фракц низа

Кратность острого орошения, кг/кг в ректификационной колонне в стабилизационной колонне

Диаметр, мм: ректификационной колонны стабилизационной колонны

Тепловая нагрузка конденсатора-холодильника стабил зационной колонны, МДж/ч

Поверхность теплопередачи конден сатора-холодильлника стабилизацио

Ной КОЛОННЫ, M

* С учетом стабилизированной головной прямогонной фракции, ** Уменьшение по сравнению с прототипом произошло зэ счет сокращения количества острого орошения. : 754763

Составитель И. Горин

Редактор А. Маковская Техред M.Mîðãåíòàë Корректор А,Козориз

Заказ 2868 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101