Подшипник скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

„„SU „„175495О А1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 16 С 27/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

° ПРИ ГКНТ СССР .. (Й ",ю... (;,,!;:.4у

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

"4

Сл ф

О (Я

О

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4153977/63 (22) 01,12.86 (46) 15.08.92. Бюл. N. 30 (71) Московский институт приборостроения (72) Ю.М.Ермаков и Л.Н.гройсман (56) Пагент Великобритании

М 1346680, кл. F 2 S, опублик, 1974. (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть:использовано в качестве подшипников скольжения в различных типах машин и механизмов. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей за.счет возможности изменения внутреннего диаметра, Подшипник

2 скольжения содержит корпус, выполненный из двух ",àñòåé 1 и 2, соединенных болтами

6, и упругий вкладыш, представляющий собой свитые в спираль металлическую полосу

3 и полосу 4 из упругого материала, Внутренний виток металлической полосы 3 образует втулку 5, соосную отверстию корпуса.

Посредством болтов 6 обеспечивается изменение взаимного положения частей 1 и 2 корпуса и тем самым вйбирается необходимый диаметр внутреннего отверстия вкладыша. При работе подшипника износ сопряжения вкладыша с валом 10 компенсируется упругим поджимом вйутреннего витка металлической полосы 3 к трущейся поверхности вала 10. 1 з;и, ф-лы, 4 ил, 1754950

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве подшипников скольжения в различных типах машин и механизмов, Известен подшипник скольжения, содержащий корпус, соосно размещенную в нем втулку и расположенный между ними упругий вкладыш, выполненный в виде сви. тых в спираль металлической и эластичной полос, Недостатками известного подшипника являются сложность изготовления, низкая теплопроводность, отсутствие компенсации износа в трущемся сопряжении, что приводит к увеличению биения вала.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей аз счет возможности изменения внутреннего диаметра, С этой целью корпус подшипника скольжения выполнен из двух частей, соединенных посредством стяжных элементов, а втулка образована витками металлической полосы, Для обеспечения самоустановки внутренняя поверхность корпуса выполнена сферической, априлегающие к ней витки л .нты выполнейы бочкообразными, плавно йереходящими в цилиндрическую форму на внутреннем витке.

На фиг,1 показан подшипник скольжения; на фиг,2 — сечение А — А на фиг,1; на фиг,3 — то же, с бочкообразным вкладышем; на фиг.4 — то же, с исполнением упругого вкладыша из "скользкой" резины, Подшипник скольжения содержит корпус„состоящий из двух частей 1 и 2, металлической полосы 3 и полосы 4 из упругого материала, свернутых в спираль. Внуренний виток металлической полосы 3 образует втулку 5; соосную отверстию корпуса, Обе части корпуса соединены болтами 6. Материалами эластичной полосы являются маспо — бензостойкая резлна; полимеры, композиционные материалы, африкционные эластомерй. Для обеспечения самоустановки подшипника внутренняя

floBBpxHocTb 7 корпуса выполнена сферической, а прилегающий к ней виток 8 спирали выполнен бочкообразным, плавно перехо.дящим в цилиндрическую форму на внутреннем витке, образующем втулку 5 (фиг.3), Радиус наружного витка 8 соответствует радиусу R сферы корпуса и меньше радиуса

R среднего витка. Витки 9 упругого вкладыша деформируются по форме, сопряженной с поверхностью металлических витков. Число витков спирали для цилиндрических подшипников выбирают до трех, для самоустэнавливэющихся сферических до четырех.

С целью снижения трения, улучшения демпфирования и обеспечения самоустановки при цилиндрической внутренней поверхности корпуса полоса 4 из упругого

5 .материала выполняется из африкционных зластомеров — "скользкой" резины (фиг,4)

Ширина С полосы 4 выбирается больше ширины С металлической полосы 3 в отношении С/С =-2 — 3. Большие значения соответствуют лучшей самоустанавливаемости подшипника вследствие увеличения краевой податливости, Подшипник собирается следующим образом, Металлическая полоса 3 и полоса 4 из упругого материала, наложенные одна на другую, свиваются в спираль; наружный ди аметр которой меньше диаметра отверстия корпуса. Цилиндрическая спиральная втулка, удерживаема", от раскручивания, устанавливается во внутреннюю поверхность частей 1 и 2 разьемного корпуса при неплотно затянутых болтах 6 (фиг.1,2). Затем заводится в отверстие вкладыша шейка вала 10, 25 и после установки производится окончательная затяжка болтов. Сила затяжки обеспечивает плотную посадку втулки в корпусе, а упругость спирального вкладыша — минимальный зазор в сопряжении с валом.

В случае сферического самоусхэнавливающегося подшипника установка втулки в корпус производится при снятой части 2 корпуса. Затем обе части корпуса соединяются болтами 6 в указанной выше последовательности.

При работе подшипника износ сопряжения вкладыша с валом постоянно компенсируется упругим поджимом внутреннего витка металлической полосы 3 к трущейся поверхности вала, Для устойчивой работы подшипника вращение вала рекомендуетСя в направлении завивки спирали вкладыша.

Формула изобретения

1, Подшипник скольжения,.содержащий корпус, соосно размещенную в нем втулку и распбложенный между ними упругий вкладыш, выполненный в виде свитых в спираль металлической и эластичной полос, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет возможности изменения внутреннего диаметра. корпус выполнен из двух частей, соединенных посредством стяжных злементов, а втулка образована витками металлической полосы

2, Подшипник по п.1, о т л и ч а ю щ и й» с я тем, что, с целью обеспечения самоустановки, внутренняя поверхность корпуса вы1754950

Составитель М;Стручков

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор О Густи"

Редактор M.Циткина

Заказ 28% Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5 .

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 161 полн HB сферической, а прилегающие к ней ми, плавно переходящими в цилинцричевитки спирали выполнены бочкообразны- скую форму на внутреннем витке. ,/