Способ изготовления одного из элементов модифицированной зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в металлообработке при шевинговании зубьев модифицированных спироидных передач. Сущность изобретения: шевингование зубьев колеса 1 модифицированной цилиндрической спироидной передачи ведут в условиях обкатки шевером 2, идентичным червяку этой передачи . Шевер 2 устанавливают с возможностью одностороннего зацепления с колесом 1 и сообщения от шевера 2 колесу 1. которое притормаживают, вращения, направление которого меняют в зависимости от обработки правых или левых боковых поверхностей зубьев последнего. При этом участки правых боковых поверхностей зубьев колеса 1, расположенные от его внешнего цилиндра, и участки левых боковых поверхностей зубьев , расположенные от внутреннего цилиндра этого колеса 1, обрабатывают при межосевом расстоянии AI в станочном зацеплении шевера 2 с колесом 1 большем, чем межосевое расстояние aw передачи, на величину б , определяемую из зависимости 5 0,15 + 0,0024 D2, где D2 - ширина зубчатого венца колеса. Другие соответствующие участки правых и левь-х боковых поверхностей зубьев обрабатывают при межосевом расстоянии Аз в указанном зацеплении меньшем, чем межосевое расстояние aw передачи , на ту же величину. 6 ил. С/) С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (II) 1756044А 1 (я)5 В 23 F 19/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4823865/08 (22) 07.05,90 (46) 23.08,92; Бюл. М 31 (71) Ижевский механический Институт (72) A,С.Кунивер (56) Исследование червячных передач и редукторов. Труды ВНИИПТУглемаш, вып.8.—

M„1965, с.211, 216 — 217. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДНОГО ИЗ

ЭЛЕМЕНТОВ МОДИФИЦИРОВАННОЙ

ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ (57) Использование: в металлообработке при шевинговании зубьев модифицированныхх спироидных передач. Сущность изобретения: шевингование зубьев колеса 1 модифицированной цилиндрической спироидной передачи ведут в условиях обкатки шевером 2, идентичным червяку этой передачи. Шевер 2 устанавливают с возможностью одностороннего зацепления с колесом

1 и сообщения от шевера 2 колесу 1, которое

2 притормаживают, вращения, найравление которого меняют в зависимости от обработки правых или левых боковых поверхностей зубьев последнего. При этом участки правых боковых поверхностей зубьев колеса 1, расположенные от его внешнего цилиндра, и участки левых боковых поверхностей зубьев, расположенные от внутреннего цилиндра этого колеса 1, обрабатывают"при межосевом рэсстоянйй Aj в станочном зацеплении шевера 2 с колесом 1 большем, чем межосевое расстояние э передачи, на величину д, определяемую из зависимости д = 0,15+ 0,0024 Ьъ, где Ь вЂ” шйрина зубчатого венца колеса. Другйе соответствующие участки правых и левьй боковых поверхноСтей зубьев обрабатывают при межосевом расстоянии Az в указанном зацеплении меньшем, чем межосевое расстояние а передачи, на ту же величину. 6 ил.

1756044

Изобретение относится K металлообра- до момента достижения их длины, равной ботке и может быть использовано при шевин- половине длины этих зубьев, говании зубьев колес модифицированных В результате осуществления шевинго-. цилиндрических спироидных передач. вания колеса 1 модифицированной спироЦельиэобретения — упрощение процес- 5 идной передачи при межосевых са получения оптимального пятна контакта расстояниях в его станочном зацеплении с . в модифицированной цилиндрической спи- шевером 2 большем и меньшем, чем межроидной передаче, осевое расстояние передачи, с каждой стоНа фиг.1 и 2 изображены положения роны зуба колеса 1 снимается слой металла, шевера относительйо колеса спироидной 10 толщина которого увеличивается по мере передачи при установке их на соответству- удаления от средней части зуба к его конющем межосевом расстоянии, значеййе ко- . цам. Благодаря такому изменению толщины торого соответственно больше или меньше снимаемого слоя создается продольная момежосевого расстояния передачи; на фиг.3 дификация зубьев колеса 1 и, следовательи 4 —: положенйя на боковой поверхности 15 но, обеспечивается локализация пятна зуба колеса участков, обрабатываемых при контакта в передаче по длине этих зубьев. установке шевера на межосевом расстоя- Оптимальное пятно контакта достигаетнии большем, чем межосевое расстояние ся выбором величины д из зависимости, передачи; на фиг.5 и 6- положение на боко= которая представляет собой прямую 9, завой поверхности-зуба колеса участков, об- 20 меняющую кривую 10, найденную из услорабатываемых при установке шевера на вия.обеспечения в спироидных передачахс межосевом расстоянии меньшем", чем меж- межосевыми расстояниями, выбранными из осевое расстояние передачи; на фиг.7- кри- наиболее употребительного диапазона вая зависимости отклоненйя межосевого межосевых расстояний а =15 — 100 мм, длин расстояния в станочном зацепленйи шеве- 25 зон касания зубьев колес этих передач с ..ра с колесом от ширины зубчатого венца виткамисоответствующихчервяков, равных колеса и прямая, заменяющая эту зависи- 60-70% длйны данных зубьев. Эта кривая мосты.:;.: ...:, 10 была определена следующим путем, Способ осуществляют следующим об- . Для ряда колес сйироидных передач с разом.....:. -...; .. 30 межосевыми расстояниями а = 15-100 мм

Шевйнгование зубьев коитуса 1 модифи- были определены при различных заданных цированной цилиндрической спироидной значениях д . зоны касания зубьев этих копередачи ведут в условиях обкатки шевером . лес с витками соответствующих спироидных

2, идентичным червяку этой передачи. Ше- червяков, каждая из которых, как известно, вер 2 устанавливают с возможностью одно- 35 характеризует пятно контакта в передаче и

: "стороннего зацепления с колесом 1 и, представляет собой участок номинальной сообщения от шевера 2 колесу 1, которое поверхности зуба колеса, ограниченный ли притормаживают; вращения, направление нией, в точках которой приведенные зазоры которого меняют в зависимости от обработ- между номинальной и теоретической (главки правых или левых бокбвых поверхностей 40 ной) поверхностями зуба имеют заданную зубьев последнего. При этом участки 3 пра- постоянную величину, выбранную в случае вых боковых поверхностей 4 зубьев колеса спироидных передач равной 0,004m,, где

1, расположенные от его внешнего цилинд- m — нормальный модуль спироидного черра, и участки 5 левых боковых поверхностей вяка. При этом фиксировались те значения

6 зубьев, расположенные от внутреннего 45 д, при которых зоны касания занимали 60— цилиндра этого колеса 1, обрабатывают при 70% длины зубьев колес. Как показывает межосевом расстоянии А в станочном за- опыт, такие длины зон касайия допустимы цеплении шевера 2 с колесом 1 большим, для силовых спироидных передач. Соответчем межосевое расстояние а передачи на ствующиеэтимзонамкасаниямодифицирувеличину; определяемую-из. Фв@:вымости 50 ющие отводы номинальных поверхностей д = 0,15+ 0,0024bz, где bz — ширина зубчато- зубьев от их теоретических поверхностей, ro венца колеса, а другие соответствующие рассматриваемыеу внешнего и внутреннего участки 7 и 8 правых 4 и левых 6 боковых цилиндров колес, равны 0,03 — 0,07 мм. поверхностей зубьев обрабатывают при На базе указанных фиксированных знамежосевом расстоянии Az в указанном за- чений д была построена кривая зависимоцеплении" меньшем, чем межосевое рассто- 55 сти величины д от ширины Ь зубчатого

"яниЕ а передачи, на ту же величину. венца спироидного колеса, которая на осно ббработку указанных участков боковых вании имеющих место в спироидной пере:поверхностей зубьев колеса 1 выполняют даче соотношений геометрических

1756044

5 6 параметров равна 0,5а,, Эта кривая сдоста- . ботки левых боковых поверхностей этих точной для практических целей точностью зубьев — в противоположном. была заменена прямой, определяемой зави- — Шевингование зубьев колеса пройзвосимостью д = 0,15+0,0024bz, которая и"ис- дилось при межосевых расстояниях в его пользуется при реализации данного 5 станочном зацеплении с шевером, одно из способа..,",:..: которых было больше,а другое меньше межПример, Производилось шевингова- осевого расстояния спирбидной передачи ние зубьев колеса модифицированной ци-. на величину д, найденную из приведенной линдрической спироидной передачи со выше зависимости и равную 0,19 мм. следующими параметрами: а (межосевое 10 Для оценок степени продольной моди-. расстояние передачи) 31,5 мм; z< (число за - фикэции боковых поверхностей зубьев шеходов червяка) 1; zz (число зубьев колеса) 38; вийгованного колеса проводился: контроль т,(осевой модуль витков червяка) 1,75 мм; зон касания в спироидной паре, содержэd< (делительный диаметр червяка) 21,5 мм, щей это колесо, на контрольно-обкатном б (диаметр вершин витков червяка) 25 мм", 15 станке мод, Отеазоп ¹ 502. Было установле :P„(oceaoA шаг витков червяка) 5,495 мм; Sn> но, что зоны касания на боковых поверхно(толщина витка червяка на делительном Цй- стях зубьев колеса локалйзовэны по длине линдре) 2,64 мм; d

21,5 мм; Рхо (осевой шаг витка) 5,495 мм; Sn0 30 модифицированной цилиндрической спиро(толщинэ вйтка нэ делительном цилиндре) ° идной йередэче, используют инструмент в

2,64 мм.. ..: . .:.: -, виде шевера, который устанавливают с возШевингование зубьев колеса осуществ- " можностью одностороннего зацепления с лялоcb йа зубофрезерном станке мод " обрабатываемым колесом спироидной пе5К301П. Колесо было установлено в приспо- 35 редачи, при этом участки правых профилей соблении, закрепленном нэ столе станка " . зубьев, расположенные от внешнего цилинLUeaep закреплялся на оправке, базирую -:: дра колеса, и участки левых профилей зубьщейся в шпинделе этого станка. Кинемэти- . ев, расположенные от внутреннего ческая связь между шпинделем и столом . цилиндра колеса, обрабатывают при межстанка была отключена. - " -: 40 осевом расстоянии большем, чем межосевое расстояние передачй на величину, С целью обеспечения процесса шевин- . значение которой определяют по зависимогования колесо притормаживалось и емусо-:: сти д = 0,15 + 0,0024bz, где Ь вЂ” ширйна общалось от шевера, находящегося с ним в- зубчатого венца обрабатываемого колеса, а одностороннем зацеплении, вращение, ко-. 45 другие соответствующие участки профилей торое в случае обработки правых боковых: зубьев обрабатывают при межосевом расповерхностей зубьев колеса осуществля- стоянии меньшем, чем межосевое расстоя-" лось в одном направлении, а в случае обра- ние передачи, на ту же величину.

1756044

Составитель А.Кунивер

Техред М.Моргентал

Редактор В,Петращ

Корректор Н.Тупица

Г!роизяодственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3047 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5