Волновая фрикционная передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в машиностроении и и приборостроении. Сущность изобретения: устройство содержит гибкое колесо 1 и жесткое колесо 2, венец 4 которого составлен из двух частей. Каждая часть венца 4 установлена на ободе жесткого колеса 2 с возможностью продольного перемещения и подпружинена в направлении этого перемещения тарельчатыми пружинами. Рабочая поверхность гибкого колеса 1 выполнена в виде двух конусов 8, направленных большими основаниями друг к другу, а рабочая поверхность частей венца 4 жесткого колеса 2 - в виде конусов, ответных конусам гибкого колеса 1. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (ji) s Г 16 Н 13!00
ГОСУДАРСТВЕННЪ|Й КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.1
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4779427/28 (22) 09.01.90 (46) 23.08.92. Бюл. hL 31 (71) Тверской политехнический институт (72) В.Г. Григорьев, А.А. Головнин, Ю.Н. Кочешков и В.С. Вевин (56) 1. Иванов M.Н. Волновые зубчатые передачи.-M.: Высшая школа, 1981, с.5, рис.
1.1.
2. Авторское свидетельство СССР
М 1633207, кл. F 16 Н 13/00, 1989. (54) ВОЛНОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ ЛЕРЕДАЧА
„, ЯЦ„„1756692 А1 (57) Использование: в машиностроении и в приборостроении. СущноСть изобретения: устройство содержит гибкое колесо 1 и жесткое колесо 2, венец 4 которого составлен из двух частей. Каждая часть венца 4 установлена на ободе жесткого колеса 2 с воэможностью продольного перемещения и подпружинена в направлении этого перемещения тарельчатыми пружинами, Рабочая поверхность гибкого колеса 1 выполнена в виде двух конусов 8. направленных большими основаниями друг к другу, а рабочая поверхность частей венца 4 жесткого колеса 2 — в виде конусов, ответных конусам гибкого колеса 1. 1 ил.
1756692
cos rp
2О
5О
Изобретение относится к волновым передачам и может быть использовано в машиностроении и приборостроении.
Известна волновая фрикционная передача, содержащая генератор волн и жесткое и гибкое колесо с гладкими рабочими поверхностями Щ
Недостатком этой передачи является ниэках нагрузочная способность.
Наиболее близкой к предлагаемой является волновая фрикционная передача, содержащая гибкое колесо, жесткое колесо, венец которого составлен из двух частей, каждая из которых установлена на ободе жесткого колеса с возможностью продольного перемещения и подпружинена в направлении этого перемещения посредством тарельчатых пружин (2). недостатком известной передачи является сложность ее конструкции и изготовления.
Целью изобретения является упрощение конструкции передачи.
Поставленная цель достигается тем, что в волновой фрикционной передаче, содержащей гибкое колесо, жесткое колесо; венец которого составлен из двух частей, каждая из которых установлена на ободе жесткого колеса с воэможностью продольного перемещения и подпружинена а направлении этого перемещения посредством тарельчатых и ружин, рабочая поверхность гибкого колеса выполнена в виде двух конусов, направленных большими основаниями друг к другу, а рабочая поверхность частей венца жесткого колеса — в виде конусов, ответных конусам гибкого колеса.
На чертеже изображена волйовая фрикцйониая передача, поперечное сечение.
Волновая передача содержит гибкое 1 и жесткое 2 колеса с венцами соответственно
3 и 4 и генератор волн 5, контактирующий с гибким колесом 1. Венец 4 жесткого колеса
2 составлен из двух частей, установленных на колесе 2 с возможностью продольного перемещения:в обеих. частях венца 4 выполнены пазы 6, в которых размещены концы штифтов 7, ввернутых в жесткое колесо
2.
Рабочая поверхность 3 гибкого колеса 1 выполнена в виде двух конусов 8. направленных большими основаниями друг к другу, а рабочая поверхность частей венца 4 жесткого колеса 2 — в виде конусов, ответных конусам венца 3 гибкого колеса 1. Части венца 4 жесткого колеса 2 своими торцами контактируют с тарельчатыми пружинами 9, которые, в своа очередь. контактируют с кольцами 10, зафиксированными относительно жесткого колеса 2 крышками 11, привернутыми к жесткому колесу 2 болтами 12.
Между крышками 11 и кольцами 10 размещен набор прокладок 13.
Волновая фрикционная передача работает следующим образом.
Под действием пружин 9 венцы 3 и 4 гибкого 1 и жесткого 2 колес контактируют по поверхностям вдоль образующих конусов 8. Нормальная сила, действующая на поверхностях контакта, составляет где R — осевая сила;
p — удвоенный угол наклона рабочих поверхностей относительно оси звеньев (угол клина}.
Нормальная сила F на поверхностях контакта многократно больше силы сжатия пружин, однако заклинивайия рабочих поверхностей не происходит вследствие осуществления при- обкатке рабочих поверхностей трения качения, а не трения скольжения.
Выполнение венца 4 жесткого колеса 2 состоящим из двух частей с симметричным по отношению друг к другу профилем конических поверхностей позволяет уравновесить осевые силы, вызываемые пружинами
9 на гибком 1 и жестком 2 колесах.
При вращении генератора волн 5 происходит взаимная обкатка гибкого 1 и жесткого 2 колес и передача вращения.
Штифты 8 удерживают части венца 4 от вращения относительно жесткого колеса 2 и вместе с тем позволяют им смещаться вдоль оси под действием пружин 9, Изменяя толщину прокладок 13 регулируют величинусилы прижатия рабочих поверхностей венцов
3 и 4 гибкого 1 и жесткого 2 колес. а также компенсируют неизбежный износ и зазо-. ры, возникающие в результате приработ ки.
Формула изобретения
Волновая фрикциснная передача, содержащая гибкое колесо, жесткое колесо,. венец которого составлен из двух частей, каждая из которых установлена на ободе жесткого колеса с возможностью продольного перемещения и подпружинена в направлении этого перемещения посредством тарельчатых пружин, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции передачи, рабочая поверхность гибкого колеса выполнена в виде двух конусов, направленных большими основаниями друг к другу, а рабочая поверхность частей венца жесткого колеса — в аиде конусов, ответных конусам гибкого колеса.