Способ смазки многоэлементных пар трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: при изготовлении И эксплуатации деталей машин, имеющих несколько опорных элементов трения качения или скольжения, взаимодействующих одновременно или поочередно в редукторах или других приводах машин. Сущность изобретения: подачу струи производят к каждому элементу пары трения индивидуально, а частоту вращения струй устанавливают равной частоте вращения смазываемых пар трения.6 ил.
50 «1756730 А1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5()5 F 16 Й 7/36
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.1 (21) 4780292/25-29 (22) 09.01.90 (46) 23,08.92. Бюл. М 31 (75) В,П.Зайцев (56) Патент Франции N 2286338, кл. F 16 N 7/36, 1976. (54) СПОСОБ СМАЗКИ МНОГОЭЛЕМЕНТНЫХ ПАР ТРЕНИЯ (57) Использование: при изготовлении"Й экс- плуатации деталей машин, имеющих НЕк сколько опорных элементочв трения качения или скольжения, взаимдодействующих одновременно или поочередйо в редукторах или других приводах машин. Сущность изобретения: подачу струи производят к каждому элементу пары трения индивидуально, а частоту вращения струй уСтанавливают равной частоте вращения смазываемых пар трения.6 ил.
Изобретение относится к машиностргоег- ":- смазки в междуэлементное пространство и нию и может быть применено при изготов- " далее внутрь подшипника.лении и эксплуатации деталей машин, . Цель изобретения заключается в повы. имеющих несколько опорных элементов шении качества смазки и охлаждения, а в трения качения или скольжения, взаимодей- некоторых случаях уменьшение расхода ствующих одновременно или поочередчно,- смазки при сохранении эксплуатационных например, зубчатые, червячные, цевочные характеристик. или цепные передачи в редукторах и другихд " Поставленные цели достигаются тем, приводах машин, что подачу струи производят к каждому элеИзвестен способ смазки многоэлемент- менту пары трения индивидуально, а часто- (Jf ной пары трения качения (шарикоподшип- . ту вращения струй устанавливают равной 01 ника), где смазку принудительно подают iio частоте вращения смазываемгых пар трения. кольцевомусоплуко всем элементам(шари- Способ пояснен чертежами, где на фиг. (Ъ кам) одновременно (1). . - 1, 2, 3 показаны схемы смазки конической, цилиндрической и йланетарной зубчатых
Недостатком данного способа является передач, а на фиг, а, б, б варианты способов повышенйый расход смазки, т.к. она подач- подачи смазки к соплам. ется не в конкретную зону трения в требуе- Для осуществления способа смазки на мом месте, а по всей кольцевой траектории: примере зубчатой передачи на валу 1 ведуперемещения шара, а также недостаточно6 щего (малого) колеса 2 закрепляют кольцесмазывающее и охлаждающее действйе вуютрубу3ссоплами(илиотверстиями)для кольцевой струи смазки. особенно на боль- - подачи струй 4 к поверхности трения каждоших оборотах, т.к. перемещающиеся элЬ- - гозуба5,т.к.числосопел(струй) равночислу менты трения перекрывают струю, создают поверхностей трения (зубьев 5). При этом своеобразный барьер для проникновения положение оси струй строго фиксировано
1. 3
1756730 относительно смазывающей поверхности по окружности и направлению. Например, в конической паре (фиг. 1) ось струи совпада.. ет с углом а наклона образующей конуса делительной окружности колеса. Причем 5 подача смазки осчшествляется с минимального диаметра к большому, (наружу вдоль конйческой поверхности трения). В случае цилиндрических передач (фиг. 2 и 3) подача струй может осуществляться для косозубых 10 передач под углом наклона зуба P к оси вращения, в шевронных — на обе части шеврона колеса с nîäà÷åé от одной центральной трубы (фиг. 2, малое колесо) или от двух боко-вых труб к центру (фиг. 2, большое колесо), 15
Планетарную передачу смазывают через центральные каналы в валах и водиле (фиг.
3). Возможна в этом случае подача по гибким шлангам или смазка ведущего (солнеч- ного) и ведомого колес, Таким образом, 20 смазка;. подводимая непосредственно к конкретной поверхности в процессе всей работы (при остановке, вращении или реверсе колеса) нейрерывно по всей траектории перемещения элемента трения (зуба), 25 максимально участвует в охлаждении всей трущейся поверхности, гарантированного удаления продуктов износа и замены смазочного слОЯ, При этом доставка смазки струей к поверхности не зависит от направ- 30 лейия (в косозубых передачах) и скорости вращения. По способам подачи струй можно указать некоторые -rio центральному каналу в валу или закрепленной на нем трубе, : " а также с использованием инерционных сил 35 . в скоростных передачах (фиг. 4; 5, 6). При этом на фиг, 4 смазка подается от централи зованных Систем, а на фиг. 5 —" для" случаев смазки редуктора ванйым способом" йутем использования мощностй вращения вала 1. 40
Для этого на валу закрепленй лопасти 6, выполненные в виде черпаков. ПрйТ1заще° .
14 нии вала черпаки захватывают порцию смазки, которая по соединительной трубке
7 (шлангу} перетекает в кольцевую трубу, где инерционными силами отжимается к наружному диаметру и выдавливается в сопла.
Дискретность подачи смазки снижается при увеличении числа оборотов вала и лопастей, а выравнивание импульсов происходит в полости трубы 3, Наматывание трубок 7 в спираль увеличивает суммарное давление смазки, предотвращает вытекание смазки обратно на малых оборотах. Применение варианта с лопастями ограничено, возможно только для тих6.: дных, силовых ступеней редуктора. Форма сопел и их направление могут быть различны и откорректированы стендовыми испытаниями или практикой эксплуатации, Смазку можно подавать импульсами, непрерывной струей, в виде масляного тумана или загущенной.
П1зименение способа возможно не только для вращающихся пар трения с общим центром вращения, но и с любой траекторией в пространстве, а также для пар трения с элементами качения (цепные передачи и .цевочные с использованием втулок, роли- ков,шаров), Изобретение позволяет улучшить использование смазочных средств, повысить изнОсостойкость пар тpeHMR, Формула изобретения
Способ смазки многоэлементных пар трения, преимущественно зубчатых пере дач, включающий подачу струи смазочной жидкости к паре трения и одновременное их вращение, отлича ю щи и с ятем, что, С целью повышения качества смазки и охлаждения, подачу струи производят к каждому элементу пары трения индивидуально, а частоту вращения струй устанавливают оавной частоте вращения смазываемых пар трения.
1756730
1756730
Составитель В. Зайцев
Техред M.Mîðãåíòàë Корректор И. Шмакова
Редактор A. Эробок
Производственно- Йздательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3081 - Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и откритиям при ГКНТ СССР
113Î35, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5