Гирокомпас
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в маркшейдерском деле. Целью изобретения является повышение точности и надежности гирокомпаса. Обеспечение псевдожесткого крепления верхней заделки торсионного подвеса чувствительного элемента гирокомпаса между двумя амортизаторами путем выполнения верхнего амортизатора с натягом позволяет устранить вертикальные колебания чувствительного элемента и тем самым, повысить точность прибора, а установка ограничителей хода каретки и хода чувствительного элемента и выполнения соответствующих соотношений зазоров в них позволяет исключить разрушение торсиона при ударных нагрузках 1 ил.
„„Ы2 „>1 756762 A l
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5 )5 G 01 С 19/38
ГОсудАРстВецный кОмитет
ПО ИЯОЯРЕТКЙИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ОПИСАНИЕР ИЗОБРЕТЕНИЯ ""-" ) К. АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ::
Изобретение относйтся к приборостро-.. Недостатком дайного устройства являению и может быть использовано в марк- ется то, что каретка опирается на упругий шейдерском деле.. " ": -. элемент. С течением времтейи в результате
Известны гирокомпасы, содержащие: " релаксации упругОго элемента происходит чувствительный элемент, подвешенный на: просадка каретки вниз. Это влечет за собой
: торсионном подвесе; верхнее крепление im- " увеличение осевого зазора с верхним амор...торого закреплено на амортизационной тизатором (составляющего долю миллиметплате.: ..: ..: . ::, - :" .. ра), опускание чувствительного элемента и
Недостатбк данйытх устройств обуслов-. ." связанную с этим разьюстировку арретира. лен тем, что:при их транспортировке воэ- .- Токоподводов, датчиков" следящей системы можнй деформации торсиона или даже его " и т.п. Во время работы прибора при налиразруаение, ; ;: ..: .. ...: . ::,", . чии единичных микровоздействий от рабоИзвестно устройство для определения . тающего поблизости оборудования, работы направления истинного меридиана, содер- оператора и т.п. чувствительный элемент бужащее подвешенный на торсионном подве- дет колебаться в вертикальном направлесе чувствительный элемент. Верхнее нии на упругом амортизаторе, Эти крепление торсиона устайовлено в подвиж- колебания значительно ухудшают точность ной каретке; которая опирается на упругий системы съема и преобразования информанижний амортизатор, а над кареткой в кор- ции и в конечном счете ecего прибора, Кропусе чувствительного элемента установлен ме того, амплитуда осевых колебаний с осевым зазором второй амортизатор, вы- каретки и чувствительного элемента ограниполненный в виде снабженной резьбой ди- чена размерами других конструктивных элеафрагмы. ментов гирокомпаса. При этом. если
1.... 2
Р .".(21)4823030/22 :: является повышение точйости и надежно (22) 03;05.90: . -. : .: ; -. стй гирокомпаса. Обеспеченйе "псевдоже(46) 23.08,92. бал. ЬЬ 31,, сткого" крепления верхней заделки (71) Производственное 0бьединение "Завод торСионного подвеса чувствительного эле Арсенал" ." : ... .: .- мента гирокомйаса между двумя -амортиза(72) Э.С.Машинистров, С.И.Есипенко, торами путем выполнения твкерхнего Н.С.Крамской, Ю.З.Сидоренко и С.ВЛ:о- амортизатора с натягом позвотляет устраловьев . : :,:,: ..:, . нить вертикальные колебания чувствитель(56)АвторскоЕсвйдетельство СССР .-, ного элемента и тем "самым, повысить
: М 837160. кл, G 01 С 19/38, 1979, точность прибора, а установка ограничителей хода каретки и хода чувствительного (54) ГИРОКОМПАС .. элемента и выполнейия соотОветствующих (57) Изобретений относится к области при- соотношений зазоров в них позволяет искборостроения и манжет быть использовано в - - лючйть разрушение тарсиона при ударных маркшейдерском деле. Целью изобретения: нагрузках, 1 ил.
1756762 уровень внешних воздействий превышает В нормальных эксплуатационных услообусловленную величину, вследствие несог- виях при отсутствии всяческих воздействий ласованности этих ограничителей может каретка 4 прижата нижним амортизатором произойти разрушение торсиона. 8 с усилием Гг-Т к верхнему амортизатору 7.
Целью изобретения является повыше- 5 Так как верхний амортизатор 7 имеет предние точности и надежности гирокомпаса. варительное натяженйе Fi создаваемое
Указанная цель достигается тем, что в . у ором 6, то до тех пор, пока Fz-T, аморгирокомпас, содержащем корпус, чувстви- тизатор 7 представляет собой аналог жесттельный элемент на торсионном подвесе. когоупора,Дотехпор, пока0
F»Fg-Т>0,... 20 точность системы и преобразования инфоргде Fz — сила прижатия каретки нижним мации 13, амортиза ором к верхнему амортизатору; B случае, когда в результате внешних
Т вЂ” суммарный вес каретки и чувстви- воздействий величина Т достигает величин, тельного элемента, нарушающих соотношение (1), верхний,7 и при этом зазор верхнего ограничителя хода 25 нижний 8 амортизаторы работают по своекаретки выполнен меньшим зазора верхне- му прямому назначению — снижают nepem ограничителя хода чувствительйого эле- грузки. мента, а зазор нижнего ограничителя хода B случае, если перегрузки превышают кареткивыполненбольшимзаэора"нижнего - расчетную величину, то йри движении ограничителя хода чувствительного элемен- 30 вверх, так как "выполняется соотношение (2) та. между величинами зазоров в верхних yrioHa чертеже показан предлагаемый ги- рах 9 и 11, сначала каретка 4 соприкоснется рокомпас. с упором 9, а затем чувствительный элемент 3
В наружном корпусе 1 на торсионе 2 — с упором 11, При этом произойдет ослаблеподвешен чувствительный элемент 3. Торси- 35 ние натяжения торсиона 2, При движении он 2 закреплен в каретке 4, установленной в вниз, наоборот, сначала чувствительный эле..-направляющей 5. Верхний амортизатор 6 мент 3 соприкоснется с упором 12, а затем поджат упором 7 до усилия F1. С ним контак- каретка 4 — с упором 11, При этом также npof тирует каретка 4, поджатая нижним аморти- изойдет ослабление натяжения торсиона 2, затором 8, развивающим усилие Fz. Кроме 40 Такимобразом, предлагаемый гирокомтого, на каретку 4 воздействует усилите Т пас позволяетзасчетсоздания псевдожестсобатвенного веса и натяжение торсиона 2 кого упора в нормальных эксплуатационных чувствительного элемента 3, Осевое пере- условиях повысить точность прибора путем мещение каретки 4 ограничейо верхним снижения помех системе съема и преобраупором 9 с зазором Л1 и нйжним упором 10 45 зования информации за счет ликвидации с зазором Л 2. Осевое перемещение чувст- вертикальных колебаний чувствительного вительного элемейта 3 также огранйчено : элемента, а при воздействии ударных нагруверхним 11 и нижним 12 упорами с зазора- зок не позволяет разрушить наиболее мехами ЛЗ и h,4. При этом выполнены соотно- нически уязвимое место изделия — торсион, шения 50 и тем самым повысить надежность прибо0; (1) ра.
Л1<Л3; (2) Формула изобретения
Л2 >Л4, (3) Гирокомпас, содержащий корпус, чувстПреобразование информации о движе- вительный элемент на торсионном по;;весе, нии чувствительного элемента 2 в угол ази- 55 верхний зажим которого закреплен в помута осуществляется системой съема и движной каретке с осевой направляющей, преобразования информации 13. причем каретка установлена в корпусе межГирокомпас работает следующим обра- ду верхним и нижним амортизаторами и зом, верхним и нижним ограничителями хода ка ретки, а чувствительный элемент уста он
1756762
Составитель.H. Станкевич
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М. Ткач
Редактор М. Бланар
Заказ 3082 Тираж ... .. Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина. 101 лен между верхним и нижним ограничителями его хода, отличающийся тем, что. с целью повышения точности и надежности гирокомпаса, верхний амортизатор установлен с предварительным натягом Fi. причем Р1>Ер-Т>0; . где Гг — сила прижатия каретки нижним амортизатором к верхнему амортизатору; Т вЂ” суммарный вес каретки и чувствительного элемента, при этом зазор верхнего ограничителя хода каретки выполнен меньше зазора верхнего ограничителя хода
5 чувствительного элемента, а зазор нижнего ограничителя хода каретки выполнен большим зазора нижнего ограничителя хода чувствительного элемента,