Электромагнитный тормоз электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в подъемно-транспортных , строительно-дорожных и транспортных машинах. Сущность изобретения: тормоз электродвигателя содержит связанный с корпусом тормоза 1 посредством шпилек 2 и приводной электромагнит 3, замыкающую пружину 4, соприкасающуюся с якорем 5, и нажимной диск 6. Якорь и нажимной диск снабжены фрикционными накладками 7. На валу ротора 8 электродвигателя жестко закреплен тормозной диск 9. Якорь и тормозной диск снабжены полуосями 10, на которых установлены рычаги 11 и 12, попарно связанные между собой осями 13. На осях закреплены тела качения 14, перемещающиеся в направляющих гнездах, вьГгШТШенныхв корпусе тормоза. Приводной электромагнит установлен на шпильках 2 с возможностью осевого перемещения в сторону тормозного диска с помощью фрикционных муфт одностороннего действия 16. Изобретение позволяет улучшить эксплуатационные характеристики тормоза с одновременным обеспечением ручного растормаживаний тормоза и автоматической компенсации износа фрикционных накладок. 2 з.п. ф-лы, 6 ил. сл с XI сл vj О 4 №

„„ Ц „„1757044 Al

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 K 40/00, F 16 О 55/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

««ХЧ«, jj „,-",, f;"v. j«)", ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

БЕ <::, (".--.- -.—: ю «j —:., ).

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ "" ( 4 (Л 3

О

Ф

Ф (21) 4867430/07, (22) 14.09.90 . (46) 23.08.92. Бюл. ЬЬ 31 (71) Научно-исследовательский институт автоматизации производственных процессов при МГТУ им. Н.Э.Баумана (72) Т.В.Хурцидзе, B.Н.Федосеев, А.Л.Носко и А.В.Касауров (56) Авторское свидетельство СССР

М 1423843; кл. F 16 0 55/02, 1987.

Патент СССР N 340219, кл. Н 02 К

7/106, 1,970. (54) ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ТОРМОЗ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Использование: в подъемно-транспортных, строительно-дорожных и транспортных машинах, Сущность изобретения; тормоз электродвигателя содержит связанный с корпусом тормоза 1 посредством шпилек 2 и приводной электромагнит 3, за. мыкающую пружину 4, соприкасающуюся с

/б - у якорем 5, и нажимной диск 6. Якорь и нажимной диск снабжены фрикционными накладками 7. На валу ротора 8 электродвигателя жестко закреплен тормозной диск 9. Якорь и тормозной диск снабжены полуосями 10, на которых установлены рычаги 11 и 12, попарно связанные между собой осями 13. На осях закреплены тела качения 14, перемещающиеся в направляющих гнездах, вьтгтблнейних в корпусе тормоза. Приводной электромагнит установлен на шпильках 2 с возможностью осевого перемещения в сторону тормозного диска с помощью фрикционных муфт одностороннего действия 16. Изобретение позволяетт улучшить" эксплуатац ион н ые характеристики тормоза с одновременным обеспечением ручного растормаживания тормоза и автоматической компенсации износа фрикционных накладок. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

1757044

Изобретение относится к машиностроению, а именно к тормозным устройствам, и может быть использовано в подъемнотранспортных, строительно-дорожных и транспортных машинах.

Известен тормоз электродвигателя, содержащий связанные с корпусом посредством шпилек электромагнит и подпружиненный якорь, йеремещающийся вдоль вала ротора электродвигателя и прижимаемый к укрепленному на валу ротора электродвигателя тормозному диску с фрикционными накладками, Приводной электромагнит и якорь установлены на шпильках с помощью фрикционных муфт одностороннего действия, которые обеспечивают осевое продвижение приводного электромагнита с якорем только в направлении к тормозному диску. Тормоз позволяет обеспечить автоматическую компенсацию износа фрикционных накладок и поддерживать на постоянном уровне величину тормозного момента. Однако, данное устройство обеспечивает лишь малый зазор между элементами фрикционйой пары, так как эаклинивающие муфты позволяют смещать якорь к электромагниту на величину до

0,2-0,3 мм. При определенных условиях это может привести к заклиниванию тормозного устройства и выходу из строя электродви. гателя. Следует также отметить, что при замыкании тормоза элементы фрикционной пары входят в соприкосновение друг с другом неодновременно. Это приводит к неравномерному износу фрикционных накладок и увеличению времени срабатывания тормоза. В тормозе отсутствует также механизм ручного растормаживания.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является тормоз, содержащий связанные посредством шпилек с корпусом приводной электромагнит, подпружйненный якорь и упорный диск. Тормозйой диск расположен между якорем и нажимным диском на валу ротора электродвигателя, 8 состав тормоза входят также фрикционные муфты одностороннего действия и механизм, обеспечивающий автома тическую комйенсацию износа фрикционных накладок. B-отличие от опи- санного выШе тормоза, данное устройство позволяет обеспечивать автоматическую компенсацию изйоса фрикционных накладок и поддерживать на заданном уровне величину тормозного момента при обеспечении технически целесообразной величины установочного зазора между элементами фрикционной пары. Однако, как и в предыдущем тормозном устройстве, отсутствует механизм ручного растормаживания и при замыкании тормоза фрикционные накладки входят в соприкосновение с дисками неодновременно, что также приводит к неравномерному износу накладок и увеличению времени срабатывания тормоза. При этом воздушный зазор между прилегающими поверхностями приводного электромагнита и якоря в два раза больше, чем при одновременном наложении фрик-, 10 ционных накладок на металлическое контртело. Это приводит к значительному увеличению мощности и габаритных размеров приводного электромагнита. Исходя из этого растут и габаритные размеры самого тормозного устройства.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик тормоза путем обеспечения одновременного наложения фрикционных накладок на тормозной диск.

Укаэанная цель достигается тем. что электромагнитный тормоз электродвигателя, содержащий связанный с корпусом тормоза посредством шпилек, приводной электромагнит, подпружиненный якорь и нажимной диск с фрикционными накладками, установленные в корпусе тормоза с возможностью перемещения вдоль вала ротора, тормозной диск, закрепленный на валу ротора электродвигателя-, и фрикционные муфты одностороннего действия. снаб30 жен механизмом замыкания. выполненным в виде по меньшей мере двух пар диаметрально размещенных на якоре и нажимном диске пелуосей, на которых установлены рычаги, попарно связанные между собой посредством осей. На осях закреплены тела качения, размещенные с возможностью перемещения в направляющих гнездах, выполненных в корпусе тормоза, э приводной помощью фрикционных муфт с возможностью перемещения в сторону тормозного диска. Для обеспечения ручного растормаживания тормбза по крайней мере в двух направляющих гнездах размещены подвижные упоры для тел качения, а в.крышках направляющих гнезд установлены с возможйостыю воздействия на подвижные упоры болты.

Для обеспечения автоматической компенсации износа фрикционных накладок электромагнитный тормоз злектродвигателя снабжен ограничителями обратного хода . и двусторонними упорами для тел качения

55 выполненными в виде рамки и расположенными по крайней мере в двух направляющих гнездах с возможностью перемещения, Ограничители обратного хода двусторонних упоров состоят из подпружиненной собачки, закрепленной на корпусе

40 электромагнит установлен на шпильках с

1757044 направляющих гнездах. 15

Электромагнитный тормоз электродвиэлектромагнит 3, замыкающую пружину 4 ": соприкасающуюся с якорем 5, и нажимной 20

25 меньшей мере двух пар диаметрально размещенных на якоре 5 и нажимном диске 6 30

35 гнездах 15, выполненных в корпусе тормоза

1 (фиг. 1-3}. Приводной электромагнит 3 ус-40

45 (фиг, 5) 50 направляющих гнезд с возможностью взаимодействия с зубцами, выполненными на боковой стороне двустороннего упора, а величина свободного хода тел качения между стенками двусторонних упоров равна.суммарному установочному зазору между трущимися поверхностями фрикционной пары.

На фиг. 1 изображен тормоз электродвигателя, продольный разрез; на фиг. 2— разрез А-А на фиг, 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б нэ фиг. 1; на фиг. 4 — узел 1 на фиг, 1; на фиг.

5 — механизм ручного растормаживания; на фиг. 6 — установка двусторонних упоров в гателя содержит связанный с корпусом 1 тормоза посредством шпилек 2 приводной диск 6, Якорь 5 и нажимной диск 6 снабжены фрикционными накладками 7 и установлены в корпусе тормоза 1 с возможностью осевого перемещения вдоль вала ротора 8 электродвигателя, на котором жестко между фрикционными накладками 7 закреплен тормозной диск 9. Тормоз снабжен механизмом замыкания, выполненным в виде по полуосей 10, на которых установлены рычаги 11 и 12. попарно связанные между собой посредством осей 13, на которых закреплены тела 14 качения, размещенные с возможкостью перемещения в направляющих тановлен на шпильках 2 с возможностью осевого перемещения в сторону тормозного диска 7 с помощью фрикционных муфт одностороннего действия 16, выполненных, например, в виде плоских кольцевых пружин 17 с радиальными прорезями (фиг. 4).

Для обеспечения ручного растормаживания тормоза по крайней мере в двух направляющих гнездах 15 размещены подвижные упоры 18 для тел 14 качения, соприкасающиеся с болтами 19 установленными в крышках 20 направгяющих гнезд15

Для обеспечения автоматической компенсации износа фрикционных накладок тормоз снабжен ограничителями обратного хода и двусторонними упорами 21 для тел

14 качения, выполненными в виде рамки и расположенными по крайней мере в двух направляющих гнездах 15 с возможностью перемещения, Величина свободного хода тел 14 качения между стенками 22 и 23 рамки равна суммарному установочному зазору

/ между трущимися поверхностями фрикционной пары. Ограничители обратного ходз двусторонних упоров состоят из подпружиненной собачки 24, закрепленной на корпусе направляющих гнезд 15 с возможностью взаимодействия с зубцами, выполненными на боковой стороне двустороннего упора 21 (фиг. 6), Тормоз работает следующим образом.

При отключении приводного электромагнита 3 якорь 5 под воздействием пружины 4 перемещается в сторону тормозного диска 7. При этом посредством полуосей 10, выполненных на якоре 5, рычаги 11 воздействуют на оси 13 и перемещают их в направляющих гнездах 15, выполненных в корпусе тормоза 1. При этом нажимной диск 6 под воздействием рычагов 12 через полуоси 10. размещенные на нажимном диске 6. перемещается в сторону тормозного диска 9. Таким образом, происходит одновременное соприкосновение фрикционных накладок 7 стормозным диском 9 и тормоз замыкается, затормаживая электродвигатель, Растормаживание происходит следующим образом, При включении приводного электромагнита

3 якорь 5 притягивается к корпусу электромагнита 3 и через рычажную систему, в обратном порядке, перемещает нажимной диск 6 от тормозного диска 9. Тем самым фрикционные накладки 7 отходят от поверхности трения тормозного диска 9 и электродвигатель расторможен, Ручное растормаживание тормоза происходит следующим образом. Закручивая болты 19 (фиг, 5}, которые установлены в крышках 20 направляющих гнезд 15, подвижной упор 18 подается в сторону, противоположную перемещению тел 14 качения при замыкании тормоза, Последний увлекает за собой тела 14 качения и через рычаж-, ную систему отодвигает якорь 5 и нажимной диск 6 с фрикционными накладками 7 от тормозного диска 9, производя растормаживания тормоза.

По мере износа фрикционных накладок

7 ход якоря 5 и нажимного диска 6 увеличивается. Тем самым увеличивается также ход тел 14 качения (фиг. 6), величина которого становится больше, чем расстояние между стенками 22 и 23 двусторонних упоров 21, Исходя из этого после соприкосновения тел

14 качения со стенкой 23 двусторонние упоры 21 перемещаются совместно с ними до замыкания тормоза (см. работу рассматриваемого тормозного устройства). Так как ход двусторонних упоров 21, в направляющих гнездах 15 в сторону. противоположную перемещению тел 14 качения при замыкании тормоза, ограничивается с помощью под1757044 пружиненной собачки 24, взаимодействующей с зубцами, выполненными на боковой стороне двустороннего упора 21, то при размыкании тормоза ход тел 14 качения ограничивается до соприкосновения со стенкой

22 упора 21. Таким образом, после растормаживания тормозного устройства остаточный воздушный зазор между соприкасающимися поверхностями приводного электромагнита 3 и якоря 5 будет равен суммарному износу фрикционных накладок 7, В связи с этим под воздействием электромагнитной силы, возникающей между якорем 5 и приводным электромагнитном

3, последний перемести "я в сторону якоря

5 на шпильках 2, закрепленных в корпусе тормоза 1, на величину, равную суммарному износу фрикционных накладок 7. Это обеспечивает автоматическую компенсацию износа накладок и поддержание на постоянном уровне величины тормозного момента. Обратный ход приводного электромагнита под воздействием пружины 4 ограничивается муфтами 16 одностороннего действия, Технико-экономическая эффективность предлагаемого тормозного устройства по сравнению с известным заключается в улучшении эксплуатационных характеристик тормоза и электродвигателя путем одновременного наложения фрикционных накладок на тормозной диск, в снижении мощности и габаритных. размеров и риводного электромагнита и тормоза в целом, Формула изобретения

1. Злектромагнитный тормоз электродвигателя, содержащий связанный с корпусом тормоза посредством шпилек п риводной электромагнит, подпружиненный якорь и нажимной диск с фрикционными накладками, установленные в корпусе тормоза с возможностью перемещения вдоль вала ротора, тормозной диск, закрепленный на валу ротора электродвигателя, и фрикционные муфты одностороннего действия, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем обеспечения одновременного

5 наложения фрикционных накладок на тормозной диск, он снабжен механизмом замыкания, выполненным в виде по меньшей мере двух пар диаметрально размещенных на якоре и нажимном диске полуосей, на

10 которых установлены рычаги, попарно связанные между собой посредством осей, а также тел качения, закрепленных на осях и размещенных с возможностью перемещения в направляющих гнездах, выполненных

15 в корпусе тормоза, а приводной электромагнит установлен на шпильках с помощью фрикционных муфт с возможностью перемещения в сторону тормозного диска.

2. Тормоз по и. 1, отличающийся

20 тем, что для обеспечения ручного растормаживания тормоза по крайней мере в двух направляющих гнездах размещены подвижные упоры для тел качения, а в крышках направляющих гнезд установлены с воз25 можностью воздействия на подвижные упоры болты.

3. Тормоз по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ ий с я тем, что для обеспечения автоматической компенсации износа фрикционных на30 кладок он снабжен ограничителями обратного хода и двусторонними упорами для тел качения, выполненными в виде рамки и расположенными по крайней мере в двух направляющих гнездах с возможно35 стью перемещения. при этом ограничители обратного хода двусторонних упоров состоят из подпружиненной собачки, закрепленной на корпусе направляющих гнезд с возможностью взаимодействия с зубцами, 40 выполненными на боковой стороне двустороннего упора, а величина свободного хода тел качения между стенками двусторонних упоров равна суммарному установочному зазору между трущимися поверхностями

45 фрикционной пары.

1757044 ьвгии ГнО

1757044

Составитель Т.Хурцидзе

Редактор Н.Лазаренко Техред М.Моргентал Корректор М.Петрова

Заказ 3096 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101