Ходовая часть самоходного комплекса для проходки восстающих выработок
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: для самоходных проходческих и добычных комплексов, перемещаемых по монорельсу. Сущность изобретения: соединение приводной звездочки с вогнутой частью зубьев опорной рейки выполнено с эвольвентным зацеплением , а плоскости стыков секций монорельса расположены по касательной к выпуклой стороне зубьев опорной рейки. 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РеспуБлик
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1448059 (21) 4801753/03 (22) 14,03.90 (46) 30.08.92. Бюл. ¹ (71) Научно-исследовательский и проектноконструкторский институт горного и обогатительного машиностроения (72) A.А, Стюнин, Э.П, Мардер, 10.И, Никифоров, В,Е. Еремин, М,И. Догода и Г.А. Сагитов (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1448059, кл. Е 21 0 3/00, 1988.
Изобретение относится к горному делу и предназначено для самоходных проходческих и добычных комплексов, перемещаемых по монорельсу.
Известна ходовая часть. самоходного комплекса для проходки восстающих выработок, содержащая соединенные между собой секции монорельса с воздухоподающими трубками, привод, приводная звездочка которого кинематически соединена с опорной рейкой, размещенной по центру монорельса, и опорные ролики, связанные с приводом, установленные на направляющих монорельса. Соединение опорной рейки с приводной звездочкой выполнено зубчатым с зацеплением Новикова, при этом зубья опорной рейки выполнены выйукло-вогнутой формы и расположены выпуклой стороной в сторону рабочего хода самоходного комплекса. Стык секции монорельса рассекает опорную рейку по выпуклой стороне зуба.
Однако устройство не обеспечивает надежность работы, так как на стыках секций монорельса нарушается зацепление приЯ.1,, 1758233 А2 (si)s Е 21 D 3/00
2 (54) ХОДОВАЯ ЧАСТЬ САМОХОДНОГО
КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПРОХОДКИ ВОССТА(ОЩИХ ВЫРАБОТОК (57) Использование; для самоходных проходческих и добычных комплексов, перемещаемых по монорельсу. Сущность изобретения: соединение приводной звездочки с вогнутой частью зубьев опорной рейки выполнено с эвольвентным зацеплением, а плоскости стыков секций монорельса расположены по касательной к выпуклой стороне зубьев опорной рейки. 6 ил. водной звездочки и опорной рейки, Это связано с тем, что на стыках секцйй пятна контакта зацепления перемещаются по рассеченной стыком рабочей поверхности зуба опорной рейки.
Целью изобретения является повышение надежности работы путем обеспечения правильности зубчатого зацепленйя на стыках секций монорельса.
Для достижения поставленной цели устройство содержит соединенные между собой секции монорельса с воздухоподаю-. щими трубками, привод, приводная звездочка которого кинематически соединена с опорной рейкой, размещенной по центру монорельса, а опорные ролики, связанные с приводом, установлены на направляющих монорельса. Соединение опорной рейки с приводной звездочкой выполнено зубчатым с зацеплением Новикова, при этом зубья опорной рейки выполнены выпукло-вогнутой формы и расположены выпуклой стороной в сторону рабочего хода самоходного комплекса, соединение приводной звездочки с вогнутой частью зубьев опорной рейки
1758233
10 ва, при этом зубья опорйой рейки с выполнены выпукло-вогнутой формы и рас- с
50 выполнено с эвольвентным зацеплением, а плоскости стыков секций монорельса расположены по касательной к выпуклой стороне зубьев опорной рейки.
При таком выполнении стык секций мо- 5 норельса не рассекает рабочую поверхность выпуклой стороны зуба опорной рейки и, следовательно, не наруШается зацепление, когда работает эта сторона зубьев опорной рейки, Но при этом неизбежно рассекается стйком вогнутая часть рабочей поверхности крайних в секции зубьев опорной рейки. Если в прототипе это приводит к нарушению зацепления при обратном ходе (спуске комплекса), то в предлагаемом уст- 15 ройстве зто устраняется изменейием вида зацепления вогнутой части зубьев опорной рейкй на звольвентное зацепление. Последнее не. чувствительно к такому рассечению рабочей поверхности зубьев, так как перемещение уже линии контакта зубчатой пары происходит не через рассеченную поверхность, а вдоль сечения, что не нарушает зацепления, Введение эвольвентного зацепления, хотя и снижает предельно допу- 25 стимые нагрузки на зубчат ую пару; в данном случае допустимо, так как зубчатая пара при движении комплекса вниз по монорельсу менее нагружена, чем при рабо, чем ходе..:..: 30
На фиг.1 изображено устройство. общий вид; на фиг.2 — вид А на.фиг.1; на фиг.3— вид Б на фиг.2; на фиг.4 — разрез  — В на фиг.2; на фиг,5 — узел I на фиг,2; на фиг.б— узел И на фиг.1.
Ходовая часть самоходного комплекса для проходки восстающих выработок включает соединенйые между собой секции 1 мбйорельса с воздухоподводящими трубка-. ми 2, привод 3; приводйая звездочка 4 кото- 40 рого кинематически соединена с опорной рейкой 5, размещенной по центру монорельса, а опорные ролики:6, связанные с приводом 3, устайовлены на направляющих
7 монорельса, Соединение выпуклой 9 части 45 зубьев 8 опорной рейки с приводной звездочкой 4 выполнено с зацепленйем Новикоположены выпуклой стороной 9 в сторону рабочего хода самоходного комплекса 10.
Соединение приводной звездочки с вогнутой частью 11 зубьев опорной рейки выполнено с звольвентным зацеплением, а плоскости стыков 12 секций монорельса расположены no касательной к выпуклой стороне зубьев опорной рейки, Устройство работает следующим образом, При перемещении самоходного комплекса по монорельс, приводная звездочка 4 ходовой части обкатывается по опорной рейке 5. Если движение производится в сторону рабочего хода, зубья звездочки 4 взаимодействуют с выпуклой стороной 9 зубьев опорной рейки, а пятна контакта зацепления движутся вдоль зуба опорной рейки.
При движении в обратном направлении зубья звездочки взаимодействуют с вогнутой частью 11 зубьев опорной рейки, но благодаря эвольвентному зацеплению линия контакта зубчатой пары перемещается от вершины зуба опорной рейки к его основанию. Правильность зацепления обеспечивается и на стыках секций, так как в средней части крайнего зуба 8 линия контакта эвольвентного зацепления не пересекает линию стыка 12 по всей высоте зуба 8.
Такое выполнение повышает надежность работы за счет обеспечения зубчатого зацеплЕния при стыковке секций монорельса, поскольку не нарушается зацепление при сечении стыком рабочей поверхности зубьев опорной рейки., Формула изобретения
Ходовая часть самоходного комплекса для проходки восстающих выработок по авт.св. 1Ф 1448059, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности ее работы йутем обеспечения правильности зубчатого зацепления на стыках секций монорельса, соединение приводной звездочки с вогйутой частью зубьев опорной рейки выполнейо с эвольвентным зацеплением, а плоСкости стыков секциймонорельа расположены по касательной к выпуклой тороне зубьев опорной рейки. 1758233
Составитель
Редактор Т,Лаэоренко ТехредМ.Моргентал Корректор И.Шмакова
Заказ 2980 . Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раувская наб;. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101