Установка для демонстрации колебаний транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для демонстрации колебаний транспортного средства, выявления опасных режимов транспортировки и способов ухода от них. Сущность изобретения заключается в том, что упругие и массовые характеристики элементов установки подбираются так, чтобы она моделировала реальное транспортное средство с грузом. Включают вибратор. Плавным увеличением частоты колебаний основания обеспечивается получение характерных форм поперечных колебаний упругого стержня (перевозимый груз). Выявляя опасные режимы транспортировки, т.е. частоты собственных поперечных колебаний имитатора груза , смещают опоры и сосредоточенные массы, растягивают или сжимают упругий стержень, вращая втулку за счет изменения длины тяги, приспособления для регулирования продольного напряженно-деформированного состояния имитатора груза, при этом наглядно иллюстрируется возможностью ухода от опасного режима колебаний перевозимого транспортным средством (длинномерного) груза. 1 ил. (Л с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК S„, 1758660 А2 (я)5 G 09 В 9/00, G 01 М 17/00

ГОСУДАРСТВ Е ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (8Щ3 т ь т; яп, . . р

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1176364 (21) 4920900/11 (22) 19.12.90 (46) 30.08.92. Бюл. N 32 (72) Г.A.Ïàoëoâ, M.Н Ларин и Ю.А.Дмитриев (56) Авторское свидетельство СССР

М 1176364, кл, G 09 В 9/00, 1985. (54) УСТАНОВКА ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ

КОЛЕБАНИЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к средствам обучения и может быть использова) о в учебном процессе для демонстрации колебаний транспортного средства, выявления опас- . ных режимов транспортировки и способов ухода от них. Сущность изобретения заключается в том, что упругие и массовые характеристики элементов установки подбираются

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для демонстрации колебаний транспортного средства и выявления опасных режимов транспортировки.

В установке для демонстрации колебаний транспортного средства tlo основному изобретению, содержащей вибратор, основание, связанное с вибратором, имитаторы подвески, установленные на основании, глакет корпуса транспортного средства, установленный на имитаторах подвески, вертикальные направляющие, закрепленные на основании и размещенные в продольных пазах, выполненных в макете корпуса транспортного средства, опоры установлены на макете корпуса транспортного средства с возможностью перемещения так, чтсбы она моделировала реальное транспортное средство с грузом. Включают вибратор. Плавным увеличением частоты колебаний основания обеспечивается получение характерных форм поперечных колебаний упругого стержня (перевозимый груз). Выявляя опасные режимы транспортировки, т.е. частоты собствен ных поперечных колебаний имитатора груза, смещают опоры и сосредоточенные массы, растягивают или сжимают упругий стержень, вращая втулку за счет изменения длины тяги, приспособления для регулирования продольного напряженно-деформированного состояния имитатора груза, при этом наглядно иллюстрируется возможностью ухода от опасного режима колебаний перевозимого транспортным средством (длинномерного) груза. 1 ил. юй в продольном направлении и фиксации в заданном положении, и имитатор груза, пе- (Я ревозимого на транспортном средстве, ус- QQ тановленном на этих опорах посредством О захватов.

Недостатком данной установки является небольшой набор способов ухода от опасного режима колебаний перевозимого транспортным средством (длинномерного) груза.

Цепь изобретения — расизирение демон- ° Зь,р страционных возможностей за счет увеличения реализации способов ухода от опасного режима колебаний перевозимого груза.

Указанная цель достигается тем. что в установку для демонстрации колебаний транспортного средства по авт.св, М 1176364 введены приспособления для регулирования продольного напряженно-де1758660 формированного состояния имитатора груза, установленные в его продольной горизонтальной плоскости симметрии между захватами, крепящими имитатор груза.

На чертеже изображена установка, общий вид, На основании 1, связанном с вибратором 2, на имитаторах подвески установлен макет 3 корпуса транспортного средства, выполненный из металлического профиля коробчатого сечения. Имитаторы подвески транспортного средства содержат пружину

4 и демпфер 5, выполненный в виде фрикциoHkoA пары с регулировочным винтом (не показано) для изменения силы трения (степени демпфирования). На основании 1 закреплены вертикальные направляющие 6, размещенные в продольных пазах 7, выполненных в макете 3 корпуса транспортного средства. На макете 3 корпуса транспортного средства закреплены опоры 8 с возможностью перемещения по продольным пазам

7 и фиксации в заданном поло>кении посредством стопорных винтов 9, Каждая из опор 8 содер>кит стакан 10, втулку 11 и пружину 12. На опорах 8 посредством захватов

13 установлен имитатор груза, перевозимого транспортным средством, выполненный в виде упругого стержня 14, Последний имеет возможность продольного перемещения относительно опор 8 и фиксации в заданном поло>кении посредством стопорных винтов

15. В продольной горизонтальной плоскости симметрии между стопорными винтами

15 захватов 13 установлены приспособления 16 для регулирования продольного наи ряжен но-деформирован ного состояния имитатора 14 груза, Приспособление 16 выполнено в виде двух тяг 17, один конец которой закреплен на захвате 13 посредством стопорного винта 15, другой с резьбой входит во втулку 18. На обоих концах упругого стержня 14 установлены сосредоточенные массы 19, имеющие воэможность осевого перемещения относительно упругого стержня 14 и фиксации в заданном положении посредством стопорных винтов 20. На макете 3 корпуса транспортного средства установлен макет 21 кабины водителя. Упругие и массовые характеристики элементов установки подбираются так, чтобы она моделировала реальное транспортное средство с грузом.

Для демонстрации поперечных колебаний упругого стержня как двухопорной балки с сосредоточенными массами плавно регулируют частоту колебаний вибратора 2 до достижения такого резонансного режима, при котором вертикальные колебания макета 3 корпуса транспортного средства незначительны, а упругий стержень 14 совершает поперечные колебания с большой

5 амплитудой, как упругая балка на двух опорах. Смещением опор 8 и сосредоточенных масс 19, а также включением демпферов 5 демонстрируется их влияние на поперечные колебания упругого стержня 14. Кроме того, 10 вращая втулку 18, за счет изменения длины тяг 17 растягивают или сжимают упругий стержень 14 относительно захватов 13 опор

8, изменяя его частоту собственных поперечных колебаний.

15 Изменение частоты собственных поперечных колебаний упругого стержня при его растя>кении или сжатии определяется формулой

20 ./Е! +—

N ол = к, =- - = к, V

2 E-> " : 7. (m" m

25 где Ii коэффициент, зависящий от xBpBI( тера поперечных опор и тона колебаний;

El — номинальная изгибная жесткость упругого стержня;

N — осевая растягивающая или сжимаю30 W q c»

Л Et = —, — изменение иэгибной жестМ к кости стержня при действии на него осевой растягивающей или сжимающей силы;

35 m — и >гонная масса. х

При этом наглядно иллюстрируется воэможность ухода от опасного режима колебаний перевозимого транспортным средством (длинномерного) груза изменением места

40 расположения сосредоточенных масс, опор и напряженно-деформированного состояния самого длинномерного груза D процессе транспортировки, 45 Формула изобретения

Установка для демонстрации колебаний транспортного средства по авт.св.

М 1176364, отличающаяся ем, что, с целью расширения демонстрационных

50 возможностей, она снабжена приспособлениями для регулирования продольного напряженно-деформированного состояния имитатора груза, установленными в его продольной горизонтальной плоскости симмет55 рии между захватами, крепящими имитатор груза, каждое указанное приспособление выполнено в виде двух тяг, реэьбовые ножи которых связаны между собой.

Составитель B.Ëåáeäåâ

Редактор А.Маковская Техред М.Моргентгл Корректор М.Петрова

Заказ 3001 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101