Сиденье транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в сиденьях для повышения безопасности человека, находящегося в транспортном средстве, при ударах в любом направлении. Сущность изобретения: в сиденье транспортного средства устанавливают энергопоглощающие элементы 2, соединенные с ремнем 3 безопасности и представляющие собой спираль из непрерывного прутка оысокопластичной стали с удлиненной формой витков (эллипс, сегмент , вытянутый прямоугольник и т.п.). Концы спирали жестко скреплены с верхней и нижней удлиненными шайбами. Путем раз
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕ СКИХ
РЕСПУБЛИК (sr)s В 60 N 2/42
ГОСУДАРСТВЕ НКЫ И KOMV! TET
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (21) 4909145/11 (22) 07.02.91 (46) 30.08.92. Бюл. M 32 (76) А.П. Жуков, Г.В. Горюнов, В.Т, Лисицын, А.М. Воробьев и (O.Л. Рутман (56) Патент США М 3493211, кл. В 60 N 1/00, 1970. (54) СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: в сиденьях для повышения безопасности человека, находящегося в
„„. Ы„„1759231 А 3 транспортном средстве, при ударах в любом направлении, Сущность изобретения: в сиденье транспортного средства устанавливают энергопоглощающие элементы 2, соединенные с ремнем 3 безопасности и представляющие собой спираль иэ непрерывного прутка высокопластичной стали с удлиненной формой витков (эллипс, сегмент, вытянутый прямоугольник и т.п.), Концы спирали жестко скреплены с верхней и нижней удлиненными шайбами. Путем раз1759231 барного крепления энергопоглошающие элементы 2 крепятся к основанию сиденья 1 и полу кузова, Верхняя шайба имеет изогнутый выступ со сквозной прорезью для крепления ремня безопасности, Формы и размеры сечения прутка и витка н плане выполняются в соответствии с массово-жесткостными характеристиками сиденья и доИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано н наземных, воздушных и других транспортных средствах для повышения безопасности лиц, находящихся н транспортном средстве, при ударе с любого направления пространства.
Известны противоударные сиденья транспортных средств, где верхняя и нижняя рамки каркаса выполнены н ниде замкнутых по контуру трубок, энергопоглощающие элементы выполнены в. виде эллиптических колец из нысокопластичной стали, симметрично изогнутых во взаимно перпендикулярных плоскостях и жестко прикрепленных к нижней и верхней рамкам по углам и середине их боковых сторон, Недостатком этих устройств является то, что в них относительно трудно встроить штатное сиденье, Кроме этого, устройства не позволяют осуществлять регулировку энергопоглощения н занисимости от KQl{Kретного веса пассажира (водителя транспортного, средства) и его физических данных.
Цель изобретения — повышение безопасности при ударе н любом направлении, упрощение конструкции и унификация энергапоглощающего устройства в различных типах транспортных средств, Указанная цель достигается тем, что каждый энергопоглотитель, устанавливаемый в сиденье, выполнен в виде спирали из непрерывного прутка высокопластичной стали с удлиненной формой витков (эллипс, сегмент, вытянутый многогранник, треуголыlèê, йрямоугольник и т.п.) и пRàíе, крайние из которых жестко скреплены с верхней и нижней торцовыми удлиненными шайбами разборного крепления к основанию сиденья и полу кузова, при этом верхняя торцовая шайба имеет изогнутый выступ со сквозной прорезью для крепления ремня безопасности, в сборе энергопоглотители устананлинаются по углам и н середине основания сиденья вдоль кузова выступом из-под сиденья наружу, 5
45 пустимой перегрузкой на человеко. Раздельно по трем взаимно перпендикулярным осям энергопоглотители выполняются с различными типовыми рабочими характеристиками и устанавливаются н транспортное средство по желанию потребителя с учетом его индивидуальных физических данных. 2 э,п, ф-лы, 7 ил, На фиг. 1 показано протиноударное с«денье н сборе, вид сбоку; на фиг. 2 — энергопоглотитель, вид сбоку; на фиг, 3-тоже, вид н плане; на фиг. 4-7 — формы витков, Протиноударное сиденье (фиг. 1) состоит из кресла 1, энергопоглотителей 2, ремня
3 безопасности. Знергопоглотитель (фиг. $ и 3) включает в себя спираль 4 из непрерывного прутка высокопластичной стали с удлиненной формой витков, например н виде эллипса (фиг, 3), жестко скрепленных аргонно-дуговым швом 12 за выступ 11, отогнутый от верхнего и нижнего концов витков спирали 4, Кроме того, сиденье состоит из нижней шайбы 6, верхней шайбы 5, имеющей изогнутый выступ 7 со сквозной прорезью 8 для крепления ремня 3 безопасности.
Знергопоглотители 2 устанавливаются по углам сиденья 1 ндоль кузова удлиненной частью по оси х и выступом 7 из-под сиденья
1 наружу, Для жесткого крепления энергопоглотителя к нижнему основанию сиденья и полу кузова предусматривается соответствующий крепеж в местах 9 и 10.
Указанное устройстно н сбора с ремнями безопасности работает следующим образом, При лобовом ударе под воздействием сил инерции происходит пластическая деформация сдвига удлиненных витков 4 энергопоглотителя 2 по продольной оси х с одновременным пластическим растяжением витков задних энергопоглотителей и некоторым поворотом сиденья относительно сдвигающихся витков передних энергопоглотителей 2 с расчетной перегрузкой на человека, равной или меньшей 0,8 П» допустимой.
При симметричном ударе н задний бампер транспортного средства вдоль оси х нсе элементы противоударного сиденья работают так же, как и первом случае, но наоборот.
При боковом ударе по оси у соответствующие пластические деформации витков 4 энергопоглотителей 2 (сдвиг и соответствующее растяжение) будут проис одить относительно укороченной оси витков с соответственной допускаемой перегрузкой
1759231 на человека по оси у, равной или меньшей
0,8 Пу допустимой.
При ударе, например, в правое заднее колесо под углом 45 к продольной оси транспортного средства происходит пла- 5 стическая деформация всех энергопоглотителей в направлении навстречу удара.
При этом допускаемая перегрузка на человека будет также соответствовать физическим воэможностям человека при ударе в 10 указанном направлении, При маловероятном ударе снизу вверх по оси у срабатывает система подвески в транспортном средстве и проявляются амортизирующие свойства сиденья. 15
Для повышения эксплуатационных качеств устройства путем использования индивидуальных предельно допустимых перегрузок на конкретного ч"ловека раздельно потрем взаимно перпендикулярным 20 осям х, у, z форма и размеры сечения прутка и витка в плане выполняются в соответствии с массово-жесткостными характеристиками сиденья и допустимой перегрузкой на человека, но не более 0,8 Пгдоп, Пхдоп, Пудоп в 25 каждом направлении. Это позволяет изготавливать энергопоглотители с различными типовыми рабочими характерис иками и устанавливать их в сиденье транспортного средства по желанию потребителя с учетом 30 его конкретных физических данных, что увеличивает эффективность безопасности человека, находящегося в транспортном средстве.
Формула изобретения
1. Сиденье транспортного средства, содержащее кресло, энергопоглощающие элементы и ремень безопасности, выполненный в виде регулируемых по длине перекрещивающихся на спинке и параллельных на груди пользователя эластичных лямок с поперечной грудной силовой перемычкой, имеющей быстродействующий замок, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения безопасности при ударе в любом направлении, упрощения конструкции и унификации в различных типах транспортных средств, каждый энергопоглощающий элемент выполнен в виде спирали из непрерывного прутка высокопластичной стали с удлиненной формой витков в плане, крайние из которых жестко скреплены с верхней и нижней торцовыми удлиненными шайбами разборного крепления к основанию сиденья и полу кузова, при этом верхняя торцовая шайба имеет изогнутый выступ со сквозной прорезью для крепления лямки ремня безопасности, а энергопоглощающие элементы установлены по углам и в середине сиденья вдоль кузова выступом наружу из-под сиденья.
2. Сиденье по и. 1, отл ич а ю щеес я тем, что форма и размеры сечения прутка и витка в плане выполнены в соответствии с массово-жесткостн ыми характеристиками сиденья и допустимой перегрузкой на человека, но не более 0,8 П доп, Пуд п, Пуд(щ в каждом направлении, где П доп — допустимая перегрузка для перемещения сиденья по оси z снизу вверх; П,д,п — Ilo оси х снизу назад; Пудоп — по оси у вбок.
3, Сиденье по пп, 1 и 2, о тл и ч а ю щее с я тем, что энергопоглощающие элементы выполнены с различными типовыми рабочими характеристиками.
1759233
1 59231
Составитель В.Ионова
Техред M.Moðãåíòàï Корректор С.Патрушева
Редактор А,Огар
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3015 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5