Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутопадающих месторождений. Цель изобретения - повышение эффективности разработки месторождений за счет стабилизации годовых объемов добычи и вскрыши при переходе от одного этапа отработки к другому. Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых включает поэтапную отработку карьера с совмещением одного из бортов каждого последующего этапа с соответствующим бортом предыдущего этапа. Производят продвигание несовмещенного рабочего борта с транспортированием горной массы по транспортным коммуникациям , располагаемым на совмещенном борту. Формируют рабочий борт в контурах этапа с целиками, чередующимися с участками по их разносу по высоте борта. Продвигэние несовмещенного борта до границ последующего этапа отработки производят на величину , определяемую из математического выражения Вп Н (ctg p ± ctg у)м. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 E 21 С 41/00

ГОСУДЛРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЪСТВУ

Е (21) 4680267/03 (22) 18.04.89 (46) 07.09.92. Бюл. М 33 (71) Государственный союзный институт по проектированию предприятий горнорудной промышленности "Гипроруда" (72) В.П. Линев; С.Б. Рубинштейн и Л.А.

Мельник (56) Арсеньев А.И. Определение производительности и границ карьеров, М.: Недра, 1970, с. 297-303.

Авторское свидетельство СССР . %1021782, кл. Е 21 С 41/02, 1981. (54) СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ

МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (57) Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутопадающих месторождений. Цель изобретения — повышение эффективности разработки местоИзобретение относится к области горной промышленности и может найти применение при открытой разработке крутоподающих месторождений.

Известен способ открытой разработки месторождений в несколько этапов с формирбванием в рабочей зоне участков временно нерабочего борта (целиков) и вскрытием рабочих горизонтов системой временных съездов (cM. Арсентьев А.И. Определение производительности и границ карьеров- M.: Недра, 1970. с. 297 — 303). При„„ЯЛ„„1760113 А1 рождений за счет стабилизации годовых обьемов добычи и вскрыши при переходе от одного этапа отработки к другому. Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых включает поэтапную отработку карьера с совмещением одного из бортов каждого последующего этапа с соответствующим бортом предыдущего этапа.

Производят продвигание несовмещенного рабочего борта с транспортированием горной MBcchl по TpB«cnopT«6fM коммуникдци ям. располагаемым на совмещенном борту.

Формируют рабочий борт в контурах этапа с целиками, чередующимися с участками по их разносу по высоте борта,.Продвигание несовмещенного борта до границ последующего этапа отработки производят на величину, определяемую из математического выражения Вп = Н (сад р +.ст9 у)л1. 1 ил, менение известного способа сопряжено с большими затратами вследствие необходимости частого деллонтажа и последующего монтажа транспортных комллуникаций.

Известен также способ поэтапной отработки карьера с совллещением одного из предельных бортов каждого последующего этапа с соответствующим бортом предыдущего этапа и транспортированием горной массы конвейерным подьемником по совмещенному предельному борту (см. а.с. СССР

М 1021782 (по кл. Е 21 С 41/02), 1760113

5 10

30

50

Недостатком известного способа является высокая неравномерность обьемов вскрышных и добычных работ.

Целью изобретения является повышение эффективности разработки месторождений за счет стабилиззции годовых обьемав добычи и вскрыши при переходе от одного этапа отработки к другому, :Указанная цель достигается тем, что при поэтапной отработке карьера с совмещением одного из бортов каждого последу ащего этапа с соответствующим бортом предыдущего этапа, продвиганием несовмещенного рабочего борта с транспортированием горной массы по транспортным коммуникациям, распалагаемым на совмещенном борту, рабочий борт формируют в контурах этапа с целиками и участками по их разносу по высоте борта, причем целики формируют чередующимися с участками отработки, а несовмещенный борт продвигают до границ последующего этапа отработки на величину. определяемую из выражения.

В> = Н (erg р + cog y), м, где Вп — величина прадвигания несовмещенного борта предыдущего этапа, м;

Н вЂ” суммарная высота дабычнай зоны двух смежных этапов отработки карьера, м;

p — результирующий угол наклона рабочего борта на контуре последующего этапа в пределах суммарной высоты дабычнай зоны двух смежных этапов, град;

y — угол падения рудного тела, град.

Знак "+" принимается при определении величины Вп со стороны висячего бока залежи. знак "-" со стороны лежачего бока.

Сущность способа поясняется чертежом, на котором приведен схематический разрез карьера с нанесенными контурами трех этапов. Линия 1, 2, 3 4, 5 показывает контур первого этапа, линия 1, 2, 6, 7, 8, 9, 19, 10- контур второго этапа, а линия 11, 12, 13, 14, 9. 19, 10 — контур третьего этапа.

Контуры каждого этапа сформированы целиками 18, чередующимися с участками .для их разноса 17. Линией 15 изображен конечный контур карьера. разрабатывающего рудную залежь 16.

Параметры целиков и участков по их разносу рассчитываются по известной методике.

К началу отработки второго этапа вскрывающие выработки для размещения транспортных коммуникаций пройдены на совмещенном борту 1, 2. С использованием этих выработок производят отработку борта

4. 5.

В течение второго этапа, т,е, за период отработки запасов руды в призме 7, 3, 4, 8, барт4, 5 продвигают на величину Вп в положение 19, 10, где формируется совмещенный с третьим этапом участок борта 9, 10, Г!радвигание борта на величину Вл обеспечивает возможность последующей отработки запасов руды третьего этапа без сползания этого борта в рудную зону, что обеспечивает добычу руды в планируемых обьемах. При остановке совмещенного борта 9, 10 на нем формируют систему вскрывающих выработок с укладкой транспортных коммуникаций.

К концу второго этапа борт со стороны лежачего бока займет положение 1, 2, 6, 7.

После демонтажа транспортных коммуникаций на борту 1, 2 приступают к продвиганию борта 1, 2, 6, 7. Причем работа ведется сразу на всех рабочих горизонтах участков по разносу целиков, в результате чего производится равномерное продвигание всего борта. Это обеспечивает стабилизацию годовых объемов вскрышных работ.

Формула изобретения.

Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых, включающий поэтапную отработку карьера с совмещением одного из бортов каждого последующего этапа с соответствующим бортом предыдущего этапа, продвигание несовмещенного рабочего борта с транспортированием горной массы по транспортным коммуникациям; располагаемым на совмещенном борту, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности разработки месторождений за счет стабилизации годовых обьемов добычи и вскрыши при переходе от одного этапа отработки к другому, рабочий борт формируют в контурах этапа с целиками и участками по их ра" íîñó по высоте борта, причем целики формируют чередующимися с участками отработки, а несовмещенный борт продвигают до границ последующего этапа отработки на величину, определяемую из выражения

Вп = Н (сщ p + clg y), M где Вп — величина продвигания несовмещенного борта предыдущего этапа, м;

Н вЂ” суммарная высота дабычной зоны двух смежных этапов отработки карьера, м;

p — результирующий угол наклона рабочего борта на контуре последующего этапа в пределах суммарной высоты добычной зоны двух смежных этапов, град; у-угол падения рудного тела, град, 1760113

Составитель В.Линев

Техред М.Моргентал

Корректор M.Ïåòðoâà

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3167 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб.. 4/5