Способ прокатки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к про катному производству и может быть использовано на реверсивных и нереверсивных стенах. Целью изобретения является повышение производительности путем снижения усилия сжатия полосы валками. Прокатку полосы ведут между вращающимися валками с продольной анизотропией поверхностных слоев, коллинеарных вектору перемещения этих слоев при вращении валков, при этом для реверсивной прокатки валки устанавливают в t клетис,танатак, чтобы коллинеарные векторы этих поверхностных слоев на валках были противонаправлены при касании с полосой, а при нереверсивной прокатке - векторы совпадали. Способ позволяет получить более тонкую полосу без промежуточной термообработки, использовать более толстый подкат для получения одной и той же конечной толщины. 3 ил. 1 табл.
СОЮЗ ССВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (S1)5 В 21 В 1/36
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4632129/02 (22) 05.01.89 (йб) 15.09.92.Бюл. 34 (71) Челябинский металлургический комбинат и Челябинский политехнический институт им.Ленинского комсомола (72) А. Г.новиков, Н.С.Колесников, Н.B.Ñóäàêoâ, В.Н.Козлович и Л.М.Агеев (56) Авторское свидетельство СССР
М 303118, кл. В 21 В 1/36, 1971.
Авторское свидетельство СССР
И 776676, кл. В 21 В 1/36, 1980. (54) СПОСОБ ПРОКАТКИ (57) Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к про" катному производству и может быть использовано на реверсивных и иереИзобретение относится к обработ" ке металлов давлением, а именно к про" катному производству, и может быть использовано на реверсивных и нереверсивных станах.
Целью изобретения является повышение- производительности путем снижения усилия сжатия полосы валками, Способ прокатки включает деформа" цию полосы между вращающимися валками с анизотропными поверхностными слоя" ми,при этом прокатку ведут между в лками с продольной анизс тропией, коллине. SLI 1761316 Al
-"ерсивных станах. Целью изобретения является повышение производительности путем снижения усилия сжатия полосы валками. Прокатку полосы ведут между вращающимися валками с продольной анизотропией поверхностных слоев, коллинеарных вектору перемещения этих слоев при вращении валков, при этом для реверсивной прокатки валки устанавливают в,клетй стана так, чтобы коллинеарные векторы этих поверхностных слоев на валках были противонаправлены при касании с полосой, а при нереверсивной прокатке - векторы совпадали. Способ "".îçaîëÿåò получить более тонкую полосу без промежуточной термообработки, использовать более толстый подкат для получения одной и той же конечной толщины.
3 ил. 1 табл. арной вектору перемещения поверхност йЬro слоя при вращении валков,при этом () для реверсивной прокатки валки устанавливают в клети стана так, чтобы О коллинеарные векторы продольной анизотропии у них были противонаправлены при касании с полосой, а при нереверсивной прокатке - векторы совпадали., Способ прокатки полосы иллюстрирован фиг.1-3. На фиг.1 и 2 показана схема расположения валков в клети стана, когда коллинеарные векторы про3 1 7613 дольной аниэотропии на обоих валках совпадают при касании с полосой, причем на фиг ° 1 в зоне отставания возникает по величине больший коэффициент трения по сравнению с зоной опереже" ния, а на фиг.2 - меньший коэффициент трения.
На Фиг.3 показана схема расположения валков в клети стана, когда колли-10 неарные векторы продольной анизотро" пии на обоих валках не совпадают при касании с полосой.
Предложеннй способ реализуется следующим образом. l5
Подготовленные валки 1 и 2 (Фиг.13) с продольной анизотропией поверхностных слоев, полученными, напри" мер, нанесением несимметричной относительно нормали микронеровностей 3 33 вдоль окружности бочки валка устанавливают для нереверсивной прокатки в первой клети непрерывного стана так, чтобы коэффициент трения f создаваемый поверхностью бочки валков 1 и 23
2 (фиг.1) при движении полосы 4 в направлении прокатки v, по величине на валках 1 и 2 был меньшим (f< 8 f ) °
В последующих клетях непрерывного стана валки 1 и 2 (фиг.2) устанав- 30 ливают так, чтобы коэффициент трения создаваемый поверхностями валков
1 и 2 при движении полосы 4 в направлении прокатки ч, по величине на валках 1 и 2 был большим (f< > Г ) °
В каждой клети, в соответствки с величиной обжатия полосы, выставляют межвалковые зазоры. Вращают валки в направлении прокатки и задают полосу в клети непрерывного стана.
Приготовленные валки 1 и 2 (фиг.3) устанавливают в клети реверсивного стана так, чтобы коэффициент трения, создаваемый продольно-аниэотропным поверхностным слоем при движении no" лосы 4 в направлении прокатки v, по величине f был на валке 1 большим, а на валке 2 был fg меньшим (f< > f).
Размещают полосу между валками.
Нажимным устройством создают усилие сжатия полосы валками и моталками, создают усилие натяжения концов полосы перед и за клетью. Вращают валки в йаправлении первого прохода. По окончании длины полосы прокатку прек" ращают. Меняют направление вращения валков и осуществляют прокатку во втором проходе. После окончания длины полосы в каждом последующем про-16 4 ходе осуществляют реверс валков и пов" торяют прокатку до получения конечной толщины.
Предложенный способ прокатки опро" бован на реверсивном стане "кварто"
1700.
Прокатывали полосу на толщину
1 мм из стали 12х18х10т одной плавки толщиной 3 мм между валками двух комплектов диаметром 500 мм. Резуль таты прокатки полосы приведены в таблице..Оба комплекта валков предварительно шлифовали до получения 9-ro клас- са шероховатостей по ГОСТ 2789-73.
Затем на поверхностях одного из комплектов валков нанесли продольно-анизотропный поверхностный слой вдоль окружности бочек валков процессом трения о полосу из стали 12х18х10т.
Предварительно провели прокатку полосы между валками без продольно-анизотропного поверхностного слоя. Pe" зультаты прокатки приведены в табл. (графа 2). Прокатку полос между валками с продольно-анизотропным поверхностным слоем осуществили в трех вариантах расположения их в клети стана, причем усилие сжатия полосы валками и натяжения концов полосы в каждом проходе выставляли в соответствии с. прокаткой по прототипу. В графе 3 и 4 приведены результаты обжатия полосы по проходам между валками с продольной анизотропией поверхностного слоя, когда коллинеарные векторы этих слоев совпадают, а в графе 5 - противонап" . равлены. В графе 3 приведены результаты прокатки, когда коэффициент трения в зоне отставания при прокатке в направлении нечетного прохода имеет меньшую величину по сравнению с эо" ной опережения, а в графе 4 - большую величину.
Предложенный способ прокатки может быть реализован на любых прокатных станах без конструктивного изменения.
Использование способа наиболее эффективно при прокатке труднодеформируемых металлов между валками с большим диаметром.
Способ прокатки по сравнению с про. тотипом позволяет:
1. Сократить количество проходов на реверсивном стане и повысить производительность в 1,2-1,8 раза.
Распределение обжатия полосы по проходам при прокатке стали .12х18х10т с 3 мм на 1 мм
И прохода
Обжатие полосы мм
Прокатка по предлагаемому способу
Прокатка
no прототипу
2
° а
° В
° В
0,40
0,45
0,40
0,30
0,22
0,20
О, 16
0,27
0,16
0 24
О 30
0,11 о,о8
0,05
0,09
0,05
10
0,05
0,05
0,05
13
0,05
0,05
0,05
0,04
0,03
Суммарное о62,03 2,00 2,09
1,94 жатие
5 176
2. Получить более тонкую полосу без промежуточной термообработки.
3. Использовать более толстый под-, кат для получения одной и той же конечной толщины.
Применять более дешевые и экологически чистые смазочно-охлаждаю" щие жидкости.!
Формула изобретения
Способ прокатки, включающий де-Формацию полосы между вращающимися валками с анизотропными поверхностны0,05
0,15
0,00
0,10
0,00
0,09
0,00
0,08
О,ОО о,о8
0,00
0,07
1316
;ми слоями, отличающийся тем, что, с целью повышения tlpoM3BO дительности путем снижения усилия
:сжатия полосы валками, прокатку ведут между валками с продольной анизотропией, коллинеарной вектору перемещения поверхностного слоя при вращении валков, при этом при реверсивной прокатке валки устанавливают так, чтобы коллинеарные векторы про" дольной анизотропии у них были противонаправлены, а при нереверсивной прокатке эти векторы на обоих валках совt 5, па дафт .
О,45
0,37
0 ° 22
0 27
0,10
0,15
0 02
0,а9
0,ОО
0,09
0,00
0,08
0 00
0,08
0,00
0,08
0,00
1 76131б
Составитель И. 6латова
Техред И,Иоргеитал
Корректор H.Ëåè÷èê
Редактор а .й
Заказ 3212 . Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина,10!